Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 02:25, реферат
Гармоничное сочетание цветов. Гармония цвета в интерьере, одежде, рекламе.
Цветовая гармония
Когда люди говорят о цветовой
гармонии, они оценивают впечатления
от взаимодействия двух или более
цветов. Живопись и наблюдения над
субъективными цветовыми
Для большинства цветовые сочетания, называемые в просторечии «гармоничными», обычно состоят из близких друг к другу тонов или же из различных цветов, имеющих одинаковую светосилу. В основном эти сочетания не обладают сильной контрастностью. Как правило, оценка гармонии или диссонанса вызвана ощущением приятного - неприятного или привлекательного - непривлекательного. Подобные суждения построены на личном мнении и не носят объективного характера.
Понятие цветовой гармонии должно быть изъято из области субъективных чувств и перенесено в область объективных закономерностей. Гармония — это равновесие, симметрия сил. 1/1) учение физиологической стороны цветового видения приближает нас к решению этой проблемы. Так, если некоторое время смотреть на зелёный квадрат, а потом закрыть глаза, то в глазах у нас возникнет красный квадрат. И наоборот, наблюдая красный квадрат, мы получим его «обратку» - зелёный. Эти опыты можно производить со всеми цветами, и они подтверждают, что цветовой образ, возникающий в глазах, всегда основан на цвете, дополнительном к реально увиденному. Глаза требуют или порождают комплиментарные цвета. И это есть естественная потребность достичь равновесия. Это явление можно назвать последовательным контрастом. Другой опыт состоит в том, что на цветной квадрат мы накладываем серый квадрат меньшего размера, но той же яркости. На жёлтом этот серый квадрат покажется нам светло-фиолетовым, на оранжевом - голубовато-серым, на красном - зеленовато-серым, а зелёном - красновато-серым, на синем - оранжево-серым и на фиолетовом - желтовато-серым (рис. 31-36). Каждый цвет заставляет серый принять его
Последовательный и
Процессы, идущие в зрительном
восприятии, вызывают соответствующие
психические ощущения. В этом случае
гармония в нашем зрительном аппарате
свидетельствует о
красный - зелёный = красный - (жёлтый и синий); синий - оранжевый - синий — (жёлтый и красный);
жёлтый - фиолетовый = жёлтый
— (красный и синий). Таким образом,
можно сказать, что если группа из
двух или более цветов содержит жёлтый,
красный и синий в
Жёлтый, красный и синий представляют собой общую цветовую суммарность.
Глазу для его удовлетворения
требуется эта общая цветовая
связка, и только в этом случае восприятие
цвета достигает гармоничного равновесия.
Два или более цвета являются
гармоничными, если их смесь представляет
собой нейтральный серый цвет.
Все другие цветовые сочетания, которые
не дают нам серого цвета, по своему
характеру становятся экспрессивными
или дисгармоничными. В живописи
существует много произведений с
односторонне-экспрессивной
Основной принцип гармонии
исходит из обусловленного физиологией
закона дополнительных цветов. В своём
труде о цвете Гёте писал о
гармонии и целостности так: «Когда
глаз созерцает цвет, он сразу приходит
в активное состояние и по своей
природе неизбежно и
Вопросов цветовой гармонии касался также и теоретик цвета Вильгельм Оствальд. В своей книге об основах цвета он писал: «Опыт учит, что некоторые сочетания некоторых цветов приятны, другие неприятны или не вызывают эмоций. Возникает вопрос, что определяет это впечатление? На это можно ответить, что приятны те цвета, между которыми существует закономерная связь, т.е. порядок. Сочетания цветов, впечатление от которых нам приятно, мы называем гармоничными. Так что основной закон, можно бы было сформулировать так: Гармония = Порядок.
Для того чтобы определить
все возможные гармоничные
Когда Оствальд утверждает, что «... цвета, впечатление от которых нам приятно, мы называем гармоничными», то он высказывает чисто своё субъективное представление о гармонии. Но понятие цветовой гармонии должно быть перемещено из области субъективного отношения в область объективных законов. Когда Оствальд говорит: «Гармония == Порядок», предлагая в качестве системы порядка цветовые круги для различных цветов одинаковой яркости и цвето-тональные треугольники, он не учитывает физиологических законов остаточного изображения и симультанности.
Чрезвычайно важной основой любой эстетической теории цвета является цветовой круг, поскольку он даёт систему расположения цветов. Так как художник-колорист работает с цветовыми пигментами, то и цветовой порядок круга должен быть построен согласно законам пигментарных цветовых смесей. Это значит, что диамет--рально противоположные цвета должны быть дополнительными, т.е. дающими при смешивании серый цвет. Так, в моём цветовом круге синий цвет стоит против оранжевого, и смесь этих цветов даёт нам серый цвет. В то время как в цветовом круге Оствальда синий цвет расположен против жёлтого, и их пигментарная смесь даёт зелёный. Это основное различие в построении означает, что цветовой круг Оствальда не может быть использован ни в живописи, ни в прикладных искусствах.
Определением гармонии закладывается фундамент гармоничной цветовой композиции. Для последней весьма важно количественное отношение цветов. На основании яркости основных цветов Гёте вывел следующую формулу их количественного соотношения:
жёлтый : красный : синий =3:6:8.
Можно сделать общее
Связь всех этих фигур в двенадцатичастном цветовом круге иллюстрирует рисунок 2. Жёлто-красно-синий
образуют здесь основное
гармоничное трезвучие. Если эти
цвета в системе
Связка геометрических фигур,
состоящая из равностороннего и
равнобедренного треугольника, квадрата
и прямоугольника, может быть размещена
в любой точке цветового круга.
Эти фигуры можно вращать в
пределах круга, заменяя, таким образом,
треугольник, состоящий из жёлтого,
красного и синего, треугольником, объединяющим
жёлто-оранжевый, красно-фиолетовый и
сине-зелёный или красно-
Тот же опыт можно провести и с другими геометрическими фигурами. Дальнейшее развитие этой темы можно будет найти в разделе, посвящённом гармонии цветовых созвучий.
ЦВЕТОВАЯ ГАРМОНИЯ.
Гармония - это философско-эстетическая категория, означающая целостность, слитность, закономерную связность всех частей и элементов формы, т.е. это высокий уровень упорядоченности многообразия и соответствие частей в составе целого, отвечающего эстетическим критериям совершенства и красоты.
Цветовая гармония - это сочетание отдельных цветов или цветовых множеств, образующие органическое целое и вызывающие эстетическое переживание. Цветовая гармония в дизайне представляет собой определенное сочетание цветов с учетом всех их основных характеристик, таких как - цветового тона; - светлоты; - насыщенности; - формы; - размеров занимаемых
этими цветами на плоскости,
их взаимного расположения в
пространстве, которое приводит
к цветовому единству и
Признаки гармонии цвета: 1) Связь и сглаженность.
Связующими фактором может 2) Единство противоположностей, или контраст. Виды контраста: по яркости (темное-светлое, черное-белое и т.д.), по насыщенности (чистые и смешанные), по цветовому тону (дополнительные или контрастные сочетания). 3) Мера. Т.е. в композицию, приведенную к гармонии нечего добавить и убрать. 4) Пропорциональность, или соотношение частей (предметов или явлений) между собой и целом. В гамме - это подобие отношений яркостей, насыщенности и цветовых тонов. Рассмотрим соотношение площадей цветовых пятен: 1 часть светлого поля — 3-4 части темного поля; 1 часть чистого цвета — 4-5 частей приглушенного; 1 часть хромотического — 3-4 части ахромотического. 5) Равновесие. Цвета в
композиции должны быть 6) Ясность и легкость восприятия. 7) Прекрасное, стремление
к красоте. Недопустимы 8) Возвышенное, т.е. идеальное сочетание цветов. 9) Организованность, порядок и рациональность.
Классическая гармония должна избегать сочетания цветов в среднем интервале круга: Оранжевый-Зеленый, Фиолетовый-Голубой, Пурпурный-Оранжевый; эти цвета и не близкие и не далекие, они, по мнению Гете, не имеют ясности выражения. Классическое сочетание цветов по Гете: гармонично сочетаются Оранжевый-Синий, Желтый-Фиолетовый, Красный-Зеленый; бесхарактерное сопоставление: Желтый-Оранжевый, Оранжевый-Красный, Красный-Фиолетовый, Фиолетовый-Синий; негармоничное сочетание: Желтый-Зеленый, Зеленый-Синий.
Сочетание цветов с позиции декоративности. Гармония всегда выше и шире понятия "декоративности". Декоративность можно охарактеризовать как некий максимум эстетического качества. С позиции декоративности традиционно гармоничной триадой цветовой гаммы являются Красный, Белый, Черный.
Поясниения: - ПЛОХО -- ОЧЕНЬ ПЛОХО + ХОРОШО ? ЗАВИСИТ ОТ СТЕПЕНИ ГАРМОНИЗАЦИИ. |
ЦВЕТОВАЯ ГАРМОНИЯ
Гармония – (от греч. "harmonia" – "связь", "стройность",
"соразмерность"). Цветовая гармония – закономерное сочетание
цветов на плоскости, в пространстве, вызывающих положительную
психологическую оценку с учетом всех их основных характеристик:
цветового тона, светлоты, насыщенности, формы, фактуры и размера.
Выделяют следующие признаки цветовой гармонии: связь, единство
противоположностей, мера, пропорция, равновесие, ясность
восприятия, возвышенное, прекрасное, целесообразность, порядок.
[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://color.
____________________________
Гармония – это равновесие, симметрия сил. Так, если некоторое
время смотреть на зелёный квадрат, а потом закрыть глаза, то в глазах
у нас возникнет красный квадрат. И наоборот, наблюдая красный
квадрат, мы получим его «обратку» – зелёный. Эти опыты можно
производить со всеми цветами, и они подтверждают, что цветовой
образ, возникающий в глазах, всегда основан на цвете,
дополнительном к реально увиденному. Глаза требуют или
порождают комплиментарные цвета. И это есть естественная
потребность достичь равновесия. Это явление можно назвать
последовательным контрастом. Другой опыт состоит в том, что на
цветной квадрат мы накладываем серый квадрат меньшего размера,
но той же яркости. На жёлтом этот серый квадрат покажется нам
светло-фиолетовым, на оранжевом – голубовато-серым, на красном –
зеленовато-серым, а зелёном – красновато-серым, на синем –
оранжево-серым и на фиолетовом – желтовато-серым. Каждый цвет
заставляет серый принять его.
Процессы, идущие в зрительном восприятии, вызывают
соответствующие психические ощущения. В этом случае гармония в
нашем зрительном аппарате свидетельствует о психофизическом
состоянии равновесия. Нейтральный серый соответствует этому
состоянию. Я могу получить один и тот же серый цвет из чёрного и
белого или из двух дополнительных цветов в том случае, если в их
состав входят три основных цвета – жёлтый, красный и синий в
надлежащей пропорции. В частности, каждая пара дополнительных
цветов включает в себя все три основных цвета:
• красный – зелёный – красный – (жёлтый и синий);
• синий – оранжевый – синий – (жёлтый и красный);
• жёлтый – фиолетовый – жёлтый – (красный и синий).
Таким образом, можно сказать, что если группа из двух или более
цветов содержит жёлтый, красный и синий в соответствующих
пропорциях, то смесь этих цветов будет серой. Жёлтый, красный и
синий представляют собой общую цветовую суммарность. Глазу для