Голландский фаянс, его производство, художники и основные формы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 17:07, реферат

Краткое описание

Голландское фаянсовое производство, возникшее с совершенно определенной целью имитации дальневосточному фарфору, стоит в истории фаянса как бы особняком. Хотя оно и достигло в XVII веке значительного расцвета, оно все же, по существу своему, осталось искусством подражательным, а не оригинальным, свидетельствующим не столько о творческом вкусе голландских мастеров, сколько об их умении воспринимать и претворять чужеземные элементы.

Вложенные файлы: 1 файл

Голландское фаянсовое производств1.docx

— 156.47 Кб (Скачать файл)

Большое место в творчестве Рембрандта занимает пейзаж, как живописный, так и графический (офорт и  рисунок). В изображении реальных уголков страны он умеет так же, как и в тематической картине, подняться над обыденным («Пейзаж с мельницей»).

Последние 16 лет—наиболее трагические годы жизни Рембрандта; он разорен, не имеет никаких заказов, у него нет собственного дома, он потерял всех близких, любимых людей, и даже ученики предают его. Но эти годы полны потрясающей по силе творческой активности, в результате которой созданы живописные образы, исключительные по монументальности характеров и одухотворенности, произведения глубоко философские и высокоэтические. В этих картинах Рембрандта все очищено от преходящего, случайного. Детали сведены к минимуму, тщательно продуманы и осмыслены жесты, позы, наклоны голов. Фигуры укрупнены, приближены к передней плоскости холста. Даже небольшие по размеру произведения Рембрандта этих лет создают впечатление необыкновенного величия и истинной монументальности. Главными выразительными средствами являются не линии и массы, а свет и цвет. Композиция строится в большой степени на равновесии цветовых звучаний. В колорите преобладают как бы горящие изнутри оттенки красного и коричневого.

Цвет приобретает звучность  и интенсивность. Было бы вернее сказать  про позднего Рембрандта, что его  цвет «светозарен», потому что в  его полотнах свет и цвет едины, его  краски как будто излучают свет. Это сложное взаимодействие цвета  и света не самоцель, им создается  определенная эмоциональная среда  и психологическая характеристика образа.

Портреты позднего Рембрандта сильно отличаются от портретов 30-х  и даже 40-х годов. Эти предельно  простые (поясные или поколенные) изображения людей, близких художнику  своим внутренним строем,—всегда образное выражение многогранной человеческой личности, поражающее умением мастера передать зыбкие, неуловимые душевные движения.

Рембрандт умел создавать  портрет-биографию; выделяя только лицо и руки, он выражал целую  историю жизни («Портрет старика  в красном», около 1654). Но наибольшей тонкости характеристик Рембрандт  достиг в автопортретах, которых  дошло до нас около ста и  на которых прекрасно прослеживается бесконечное многообразие психологических  аспектов, разнообразие рембрандтовских  характеристик. После праздничных  портретов 30-х годов перед нами предстает другая трактовка образа; полный высокого достоинства и необычайной  простоты человек в расцвете сил  на портрете из Венского собрания 1652 года; эти черты станут преобладающими со временем, как и выражение силы духа и творческой мощи (портрет 1660 г.).

Завершающим в истории  группового портрета было изображение  Рембрандтом старейшин цеха суконщиков — так называемые «Синдики» (1662), где скупыми средствами Рембрандт  создал живые и вместе с тем  разные человеческие типы, но главное, сумел передать ощущение духовного  союза, взаимопонимания и взаимосвязей людей, объединенных одним делом  и задачами, что не удалось даже Халсу.

В годы зрелости (в основном в 50-е годы) Рембрандт создал свои лучшие офорты. Как офортист, он не знает  равных в мировом искусстве. Необычайно усложняется и обогащается его техника офорта. К травлению он прибавляет технику «сухой иглы», по-разному наносит краску при печатании, иногда вносит изменения в доску уже после получения первых оттисков, отчего многие офорты известны в нескольких состояниях. Но во всех них образы имеют глубокий философский смысл; они повествуют о тайнах бытия, о трагизме человеческой жизни. И еще одна особенность офортов Рембрандта этого периода: в них выражено сочувствие страдающим, обездоленным, неистребимое чувство самого художника к справедливости и добру.

В графике Рембрандта в  полной мере проявился демократизм  его мироощущения («Слепой Товит», «Снятие с креста», «Положение во гроб», «Поклонение пастухов», «Три креста», 1653 и 1660).

Он много занимается рисованием. Рембрандт оставил после себя 2000 рисунков. Это и этюды с натуры, эскизы для картин и подготовки для  офортов. Технически блестящие, безукоризненные  рисунки Рембрандта демонстрируют  его обычную эволюцию: от проработанности  в деталях и композиционной сложности  к поразительному лаконизму и  классически ясной величественной простоте.

Эпилогом творчества Рембрандта можно считать его знаменитую картину «Блудный сын» (около 1668—1669), в которой с наибольшей полнотой проявились этическая высота и живописное мастерство художника. Сюжет библейской притчи о беспутном сыне, после  многих скитаний возвратившемся в отчий  дом, привлекал Рембрандта и раньше, о чем говорят один из ранних его  офортов и несколько рисунков. В этой группе — в фигуре упавшего на колени оборванного юноши и  возложившего руки на его бритую голову старца — предельная напряженность  чувств, душевное потрясение, счастье  возвращения и обретения, бездонная  родительская любовь, но и горечь разочарований, потерь, унижений, стыда и раскаяния. Эта Бесчеловечность делает сцену  понятной разным людям всех времен и сообщает ей бессмертие. Колористическое  единство здесь особенно поражает. От оранжево-красных тонов фона —  это все единый живописный поток, воспринимающийся как выражение  единого чувства.

Рембрандт имел огромное влияние  на искусство. Не было в Голландии  его поры живописца, который бы не испытал на себе воздействие великого художника. У него было много учеников. Они усваивали систему рембрандтовской  светотени, но рембрандтовского постижения человеческой личности, естественно, усвоить не могли. Поэтому некоторые из них не пошли дальше внешнего подражания учителю, а большинство изменило ему, перейдя на позиции академизма и подражания модным тогда фламандцам, а затем французам.

В последней четверти XVII в. начинается упадок голландской живописной школы, потеря ее национальной самобытности, а с начала XVIII столетия наступает  конец великой эпохи голландского реализма.


Информация о работе Голландский фаянс, его производство, художники и основные формы