Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2012 в 11:40, реферат
В США за основу построения системы гос. власти был взят принцип разделения властей, который трансформировался в т.н. систему сдержек и противовесов (checks and balances). В Конституции проведено последовательное разделение властей между тремя ветвями гос. власти, представленных, соответственно, Конгрессом, Президентом и Верховным судом. Каждому из них предоставлена возможность действовать самостоятельно в конституционных рамках.
1. Принцип разделения властей ………………………………………. 3
2. Структура исполнительной власти ………………………………….5
3. Сенат …………………………………………………………………….6
4. Полномочия палаты представителей ………………………………...8
5. Местное самоуправление ………………………………………………10
6. Место и роль главы государства……………………………………….12
7. Порядок замещения поста Президента………………………………. 14
8. Институт импичмента ……………………
Рязанский государственный университет имени С.А.Есенина
Реферат
Государственное управление в США
Подготовила студентка 4курса
Факультета Социологии и управления
Группы ГМУ-41
Темникова С.А.
Рязань, 2012
Содержание
1. Принцип разделения властей ………………………………………. 3
2. Структура исполнительной власти ………………………………….5
3. Сенат ………………………………………………………………
4. Полномочия палаты
5. Местное самоуправление ………………………………………………10
6. Место и роль главы государства……………………………………….12
7. Порядок замещения поста Президента………………………………. 14
8. Институт импичмента …………………………………………………..16
В США за основу построения системы гос. власти был взят принцип разделения властей, который трансформировался в т.н. систему сдержек и противовесов (checks and balances). В Конституции проведено последовательное разделение властей между тремя ветвями гос. власти, представленных, соответственно, Конгрессом, Президентом и Верховным судом. Каждому из них предоставлена возможность действовать самостоятельно в конституционных рамках. Установленные отношения между ними имеют целью предотвратить усиление одного из них за счет другого, подобная система препятствует возможности узурпации власти со стороны какого-либо из названных органов.
Принцип разделения властей проведен через все важные положения Конституции. Он выражается, в частности, в раздельном и последовательном изложении правового статуса трех ветвей власти. Большинство учрежденных федеральных институтов не избиралось всеобщим и прямым голосованием. Президент получал и получает власть в результате косвенных выборов; Сенат - верхняя палата Конгресса - до 1913 г. состоял из членов, также избиравшихся законодательными собраниями штатов, а Верховный суд и поныне остается назначаемым органом. Только Палата представителей с 1789 г. формируется путем прямого голосования.
Фактические отношения между тремя основными органами власти - Конгрессом, Президентом (кстати, он именуется не Президентом республики, а Президентом Соединенных Штатов) и Верховным судом постоянно изменяются, но сам принцип разделения властей остается неизменным.
Юридическим средством воздействия Президента на Конгресс является:
1)(а)право вето в отношении законопроектов, принятых последним. Законопроект возвращается Президентом в Конгресс, который может преодолеть вето двумя третями голосов в каждой палате.
(б)В арсенале Президента имеется также так называемое карманное вето, процедура принятия которого состоит в том, что свое неодобрение акта Конгресса Президент выражает не письменным запрещением, а тем, что оставляет законопроект неподписанным до перерыва сессии Конгресса, когда такой перерыв наступает до истечения 10-дневного срока, предусмотренного Конституцией для подписания акта Президентом. В этом случае Конгресс должен снова принять законопроект на следующей сессии. Президент не обязан излагать мотивы применения «карманного вето».
Вето распространяется на весь законопроект, даже если глава государства не согласен с его отдельными положениями. Другими словами, если он не хочет промульгировать какую-либо часть законопроекта, то должен отвергнуть весь акт. Вето может быть применено к любому законопроекту, кроме вносящего изменения в Конституцию. Впрочем, для принятия Конгрессом поправок (точнее - предложения поправок) к Конституции требуется две трети голосов в палатах; именно столько необходимо для преодоления вето Президента.
2)Вторым важным средством
воздействия на Конгресс
3)Из других полномочий Президента в отношении Конгресса можно выделить право главы государства созывать Конгресс на специальные сессии; в настоящее время оно почти не используется из-за большой продолжительности обычных сессий (часто более 300 дней в году).
В то же время Конгресс США по праву считается высшим органом власти страны. Большая часть полномочий, перечисленных в Конституции, передана в ведение Конгресса (раздел 8 ст. 1), тогда как компетенция Президента республики освещена в гораздо меньшей степени.
1)Законодательство - монополия Конгресса:
он принимает законы,
обладает исключительным правом принятия бюджета, установления налогов;
палаты Конгресса обладают широкими контрольными полномочиями, могут учреждать специальные расследовательские комитеты.
2)Кроме того, Сенат утверждает высших должностных лиц страны, назначаемых Президентом, в том числе министров и судей Верховного суда;
3)разрешает Президенту ратифицировать международные договоры.
4)Конгресс может предать суду (Палата представителей) и судить (Сенат) Президента, Вице-президента и других должностных лиц США в порядке импичмента.
Чтобы управлять страной,
Президент должен сотрудничать с
Конгрессом, которому в случае разногласий
принадлежит последнее слово. Конгресс
по праву персонифицирует
Верховный суд США, помимо указанных в Основном законе полномочий, с 1803 г. присвоил себе право конституционного контроля, т. е. право решать вопрос о соответствии Конституции актов Конгресса, Президента и органов власти штатов. Толкуя конституционные нормы, судьи Верховного суда, как и других судов, осуществляющих такой контроль в США, определяют судьбу правовых актов, и гибкость всех подразделений государственной власти.
Структура исполнительной власти
Согласно Конституции вся исполнительная власть принадлежит Президенту. Он руководит и осуществляет полный контроль за деятельностью системы органов федерального управления.
Но один Президент руководить всей страной не может. Существует механизм в виде президентского кабинета (в США вообще не используется термин “правительство”). Этот орган не предусмотрен ни Конституцией, ни законодательством, но играет важную роль в организации федерального управления. Кабинет существует как совещательный орган при Президенте, он состоит из 13 глав ведомств и других членов (вице-президент, помощники президента и т.д.), которые определяются самим назначаются Президентом. Заседания кабинета проводятся как правило не чаще одного раза в месяц; каких-либо актов кабинет не принимает.
В настоящее время система органов федерального управления включает следующие звенья:
1)Исполнительное управление Президента. Сюда входят: Канцелярия Белого Дома, Служба вице-президента, Административно-бюджетное управление, Совет национальной безопасности, Совет экономических консультантов, Совет внешней политики, Совет по качеству окружающей среды, Совет по стабилизации цен и з/п, Управление по науке и технике, Управление по торговле.
Это очень важная часть механизма ИВ, ИУП играет всю большую роль, нередко оттесняя министерства и ведомства.
2)департаменты (в США
их очень мало, т.к. их очень
трудно создавать), их всего-навсего
13(!): Государственный департамент
(министерство иностранных дел,
В функции отраслевых департаментов входят исполнение законов и осуществление национальных программ в соответствующих сферах общественно-политической и экономической жизни (самостоятельного значения не имеют).
3)третье звено - это
чисто американская специфика.
Существует система т.н.
О чем здесь идет речь? Изменить количество департаментов в соответствии с законодательством практически невозможно. А независимые агентства - это организации, которые создаются Конгрессом; с формальной точки зрения они не входят в систему механизма ИВ, но de facto занимаются ее функциями.
Все 3 группы образуют механизм ИВ. Именно поэтому в США не используется термин “правительство”, вместо него используется другой термин - “администрация”. В общей сложности в аппарате федеральной исполнительной власти занято около 3 млн. гос. служащих.
Сенат (конституционно-правовой статус и полномочия)
Сенат (100): каждый штат избирает по два сенатора на шесть лет, Сенат обновляется через 2 года на 1/3 состава. Сенатором может стать гражданин США не менее 9 лет, 30 лет и проживающий в штате, от которого избирается (разд. 3, ст. 10). Сенаторы и депутаты не ответственны перед избирателями, не могут быть отозваны ими досрочно, не несут ответственности за выступления в Конгрессе, свобода слова и голосования, фактически не пользуются депутатской неприкосновенностью.
Конгресс работает сессионно: одна сессия ежегодно (с января до осени с перерывами на каникулы). Президент - право созыва Конгресса на специальные сессии. В сенате председательствует вице-президент. В случае его отсутствия избирается временный председатель от партийной фракции большинства.
Важную роль в деятельности Конгресса выполняют комитеты: объединенные, комитеты всей палаты, специальные, согласительные, постоянные.
Объединенные включают членов обеих палат (экономический, по налогообложению, по библиотеке Конгресса) и координируют деятельность палат Конгресса в определенной сфере (заседание палаты в полном составе).
Специальные комитеты носят временный характер - создаются для решения конкретного вопроса. В палате представителей действовали специальные комитеты по разведке, по делам престарелых, по проблемам наркомании; в сенате - по разведке, по делам индейцев, по этике. Согласительные комитеты учреждаются обеими палатами в случае возникновения разногласий между ними по определенному вопросу.
Решающая роль в законодательной деятельности Конгресса принадлежит постоянным комитетам палат, в сенате - 16 постоянных комитетов (по сельскому хозяйству, финансовый, по вопросам малого бизнеса, по иностранным делам и др.). Постоянные комитеты определяют судьбу каждого законопроекта (около 90% законопроектов, одобренных постоянными комитетами, принимаются палатами без поправок), контролируют исп. власть.
Председатели постоянных комитетов: определяют повестку дня, назначают слушание (могут ускорить или задержать), назначают докладчиков по законопроектам, контролируют работу служащих комитета. Они имеют право создавать подкомитеты (уже более 200).
Важное место в деятельности
Конгресса принадлежит
Компетенция Конгресса (разд. 8 и 9 ст. 1, поправка XVI).
Финансовые полномочия:
устанавливать и взимать
Полномочия в области экономики и торговли: принимать единообразные законы по вопросам о банкротстве, регулировать торговлю с иностранными государствами и между отдельными штатами создавать почтовые службы, содействовать развитию науки и полезных ремесел, регулировать патентное и авторское право, устанавливать единицы мер и весов.
Военные полномочия: объявлять войну, формировать и обеспечивать армию, создавать и содержать военно-морской флот, издавать правила по организации и управлению армией и флотом, создавать милицию для обеспечения исполнения законов, подавления мятежей и отражения вторжений. Иные полномочия: регулировать порядок приобретения гражданства США, учреждать федеральные суды, исключительные законодательные полномочия в федеральном округе Колумбия.