Дизайн как вид искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2012 в 20:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: раскрыть особенности дизайна как вида искусства.Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать историческую обстановку обусловившую появление дизайна;
- рассмотреть точки зрения разных дизайнеров на проблему соотношения дизайна искусства;
- раскрыть дизайн как вид искусства, проследив историческое развитие садового искусства(ландшафтного дизайна).

Содержание

Введение…………………………………………………………………………
1. История возникновения дизайна……………………………………………
2. Соотношение дизайна и искусства……………………………………………..
3. Ландшафтный дизайн как вид искусства…………………………………..
Заключение………………………………………………………………………
Список литературы……………………………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 79.50 Кб (Скачать файл)

 

Все перечисленные точки зрения на начало истории дизайна сходятся в одном: дизайн рассматривается в связи с искусством, с развитием худо­жественного творчества. Он понимается либо как некий новый стиль в искусстве, либо как новая сфера приложения искусства, либо как прило­жение нового (современного) искусства к сфере промышленного произ­водства.

3. Ландшафтный дизайн  - садовое искусство.

Не одно тысячелетие за своими плечами насчитывает садово-парковое искусство. Вне зависимости от местности проживания и от временного отрезка, это уникальнейшее направление культуры, присуще практически любому народу. Как и другие виды искусства, искусство выращивать сады и создавать парковые ансамбли непрерывно меняется и развивается, совершенствуя методы и оттачивая образы. Но в отличие от иных культурных явлений, объекты ландшафтного дизайна - это не статичные, а живые создания. Сад будет меняться через  каждую секунду своего существования. Картинка будет приходить в движение при каждом дуновении, а когда наступит осень, то под покровом ярких красок знакомые прежде места изменятся до неузнаваемости. Пройдут года - и вместо молодого ростка над головой будет шуметь роскошная крона  молодого дерева.

Красивый дворец простоит сотни лет, и донесет до последующих поколений всю красоту, крепкая вещь прослужит своим хозяевам и их потомкам многие годы. Сад же рождается, живет и умирает, и длительность его существования будет зависеть только от человеческого внимания и ухода. Многие чудесные сады и парки прошлого уже никогда не откроют свою красоту, оставаясь в нашей памяти лишь в красивых легендах или лаконичных гравюрах на пожелтевших листах бумаги.

Первыми образцами ландшафтного дизайна можно считать места культа, предназначенные для ритуальных действий - например, капища языческих богов на Руси. Чаще всего объектами поклонения становились лишь те площадки, которые обладали подходящим набором признаков. Например, таким местом мог стать огромный камень, или ровная лужайка, расположенная на возвышенности. Деревянные или каменные идолы, устанавливаемые на площадках, небольшие постройки можно считать своеобразными первыми ландшафтными объектами, которые  были композиционно встроены в окружающую природную картину. Конечно, языческие пантеоны не были систематически выстроенными ландшафтами и не создавались рукотворно, но даже они служат примером  стремления людей создавать некие особенные, облагороженные природные уголки.

Великолепные традиционные японские сады, которые до сих пор остаются очень популярными в ландшафтном дизайне, так же берут свое начало в местах религиозного поклонения. Большой отпечаток на ландшафтные творения страны Восходящего солнца оставила китайская культура, особенно проявляющаяся на первоначальной стадии развития, в период с VI по VIII(период Нара). Сады были схожей конструкции,  их основу составляли «горы» и «вода». Каждое растение сада, любой его фрагмент, были значимыми, неся в себе свой особый смысл и имея значение для общей картины сада.

Чуть позже, как и во всем мире, в Японии появились храмовые и придворные сады. А в 1473 году был построен первый «чайный домик», и на гребень популярности вознеслись специальные сады чаепития, где проводились также позаимствованные у китайцев чайные церемонии.

К началу XX века национальные сады Японии начали испытывать на себе значительное влияние западной цивилизации. Но даже при этом условии, они продолжают сохранять свою яркую индивидуальность, и философию. Культ природы позволил японцам максимально бережно подходить к вопросам формирования ландшафта, позволяя раскрывать подлинную красоту растений, камней источников и водоемов. Кажущаяся простота японских садов на самом деле всегда наполнена тонким и чувственным смыслом, наполняющим, казалось бы, обыденные объекты, ощущением прекрасного.

Европейская традиция создания садов и парков ведет свое начало еще от античных образцов, уже тогда, у истоков современной культуры, ландшафтам уделялось значительное внимание. Древние римляне использовали в своих творениях и фигурную стрижку кустарников, и геометрические правильные, рядовые высадки деревьев, и различные фонтаны, садовые объекты. Создавались трассированные склоны, прямые аллеи, огромные газоны. Но логическое развитие все эти идеи получили значительно позднее, много веков спустя, когда парковые ансамбли обрели стройные внутренние связи и художественную завершенность.

В Италии, наследнице античной культуры, в XIV-XV вв., впервые в качестве центра садово-парковой композиции стали выделять здание - дворец или виллу. Именно вокруг архитектурного «сердца» формировался весь ландшафт. Террасы садов ограничено связывались между собой и домом посредством лестниц, водных каскадов и пандусов. Итальянские сады эпохи

Возрождения выделялись из внешней среды стенами, являя собой законченное и обособленное произведение искусства.

В XVI-XVII веке во времена позднего Ренессанса и Барокко, сады приобрели особую пышность и великолепие. Их создатели стремились окружить зрителя потрясающими воображение природными картинами, удивляющими своим размахом и необычностью. Последнее подчеркивали непривычные ходы - упорядоченность природных элементов и ощущение динамики, исходящее от неживых объектов, строящихся в саду или парке. Сложный декор, водные театры и сложные композиции из мощных фонтанов дополняли эффект. Эта «искусственность» характеризует многие образчики ландшафтной архитектуры того времени.

Французские сады этого периода широко использовали в своем арсенале привычные элементы итальянского Барокко - террасы, фонтаны, парадные лестницы, садовую архитектуру, но отличались от соседей меньшим размером, редко выходя за пределы замковых стен, и большей усложненностью. Пользовались популярностью изящные зеленые залы, высокие стриженные стены-боскеты из граба, крытые аллеи и каналы, крупные парки создавались при королевских резиденциях, становясь сценой, на которой разыгрывались разнообразные действа, от презентационных до карнавальных.

Русское регулярное паркостроение также несло на себе отпечаток европейских творений. В первые десятилетия XVII века традиционные принципы создания ландшафтов были значительно потеснены передовым европейским опытом. Но наряду с заимствованиями русские садовники продолжали использовать и опробованные веками приемы, В частности фигурные пруды, палисадники, вольеры для птиц, просеки в лесах зверинцах. Каналы в отличие от декоративных европейских имели и практическое значение, зачастую служа путями подъезда с моря или с реки, скульптуры служили не только целями декорирования, но и просвещения публики. Природа в таких парках не подавлялась, а являлась органичной частью ландшафта. Многие парки совершенно естественным образом перемежались и сливались с полосами естественных лесных массивов,

Иногда создание ансамбля несло на себе и символическую нагрузку, будучи приуроченным к какому-либо важному событию, Например, Центральная группа фонтанов Петергофа, «Самсон, раздирающий пасть льва», была открыта в 1735 году в честь двадцати пятилетия Полтавской битвы.

Регулярные парки, которые ранее противопоставлялись и выделялись из естественной природы, сменились пейзажными. Их границы были стерты, ограды заменились рвами или небольшими валами, а виды на сельскую местность, обрамляющую парк, стали не менее значимыми. Но, тем не менее, парки оставались искусственными картинами, выстроенными по живописным, а не природным законам. Переходом к пейзажному паркостроению в XVIII веке являлся достаточно символическим. Это было неудивительно, так как у истоков этого направления стояли именно европейские художники. Типичными признаками парков, с их легкой руки стали пасторальные картины, пвесдо-сельские виды с мельничками, хижинами, стадами овечек и прелестными пастушками. Другим отличием новых ансамблей стало идейное наполнение - основным стало не наполнение ландшафта новыми объектами, скульптурами и композициями, а его способность вызвать у зрителей богатые и живые ассоциации и впечатления.

Появление садов нового типа обуславливалось существованием их реальных прообразов - сельских пейзажей Англии, китайских и японских садов, или даже мифологических живописных пейзажей, появляющихся из-под кисти художника.

Китайские сады, чьи плавные линии производили неизгладимое впечатление на европейских путешественников, пробуждали в человеке самые разные настроения - от радости до меланхолии.

Один стиль в искусстве сменял другой, а с ними менялись садово-парковые ансамбли. В начале XIX века они стали приобретать все большую романтическую окраску, следуя за модой. Эти тенденции не появлялись в одночасье, являясь только лишь логическим развитием заложенных ранее принципов. Тем не менее, усиление готический тенденции и увеличением всем необычным, в том числе, ярко выраженными национальными мотивами, привело к общему изменению внешнего вида парковых зон. Разрушение старых садовых построек как нельзя более удачно вписывалось в новую идеологию, создавая флер загадочности вокруг ландшафтов, и придавало им естественный облик.

Со временем регулярные построения стали занимать все меньше места в создаваемых ландшафтах. Использовалась исключительно живописная планировка, практически лишенная прямых аллей, которые оставлялись только лишь для подчеркивания красоты природных форм полян и рощиц. Во второй половине XIX века усадебное строительство пошло на убыль, так как создание пышных дворцовых резиденций более не интересовало большинство владельцев частных садов. Но развитие садово-паркового искусства не останавливалось - стало появляться множество публичных садов и рощ, ботанических садов и дендрариев.

В Европе на первый план также вышло общественное городское озеленение. В парках стали появляться спортивные и зрелищные сооружения, музеи, рестораны, места для прогулок и водоему для купаний. Соответственно, во главу угла стала становиться не пышность или романтическая продуманность ландшафтов, а их практичность и рациональности. Это не отметило художественной насыщенности пейзажей, но изменило направление тенденций развития. Стала заметна обобщенность форм и деление парков на функциональные зоны.

В России в это время активно искался национальный стиль в садово-парковом оформлении. Переосмысливаются византийские и древнерусские образчики архитектуры, получают активное распространение цветники и плодово-ягодные насаждения.

В целом парки и сады практически утрачивают черты ансамблевидности, являя собой скорее фрагментарные вкрапления в общую картину озеленения, свободно планируются. Архитектура перестает довлеть и противопоставлять природе, полностью сливаясь с ней.

У нового времени - новые идеалы, и с приходом XX века на троне воцаряется один из самых поворотных и революционных в истории искусства и культуры стилей - модерн. Стиль, также известный под именами Ар Нуво или Сецессион, покорил весь мир своими гибкими формами, плавными линиями и роскошью деталей.

Не мог он не затронуть и ландшафтный дизайн. Требования комфортности, уюта, множество декоративных атрибутов определили его лицо. Растительные формы, свойственные модерну как нельзя лучше подходили садовым образованием. Они позволили достичь не только стилевого единства, но и единства с природой. Внимание уделялось необычно изысканной гамме, текучим линиям растений, в расчет принималась не только дневное, но и вечернее освещение пейзажа. Для флористической составляющей характерны были лианы, орхидеи, кактусы, сад стал играть роль интерьера, в котором устанавливались светильники, садовые скамьи, экзотичность решений особенность ценилась, как и их камерность.

В XX веке садово-парковое искусство продолжало получать свое развитие в форме общественных садов, курортных ансамблей.

 

 

Заключение

              Если говорить об искусстве – о скульптуре, живописи, музыке, то дизайн тоже искусство. Несмотря на то, что изначально он создавался как инструмент создания выгодного оформления технической новинки, нельзя опровергнуть то, что дизайн имеет творческое начало. И создавая комфорт, прежде всего, дизайнер думает не о технической составляющей, а об эстетическом совершенстве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

 

 



Информация о работе Дизайн как вид искусства