Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 23:23, реферат
Цель моей работы - проследить особенности развития мужского костюма 19 века.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать специализированную литературу;
2. Изучить особенности мужского костюма в начале, середине и конце 19 века.
Объект работы является мужской костюм.
Введение………………………………………………………………………...3-4
Глава 1. Мужской костюм начала 19 века: стиль ампир………………..….5-11
Глава 2. Романтизм в мужском костюме середины 19 века……………...12-18
Глава 3. Дизайн мужского костюма конца 19 века………………………..19-21
Заключение……………………………………………………………………...22
Список литературы…………………………………………………………….23
Манжеты, которые сначала закладывались в мелкие складки или гофрировались, а позднее стали гладкими, туго накрахмаленными, к 20-м годам вышли из моды совершенно и были заменены соответствующей отделкой на рукавах фрака, доходившей почти до пальцев. Сначала эта отделка была довольно широкой, затем превратилась в узкий кантик, едва выступавший из-под длинных рукавов фрака. [2;166]
С галстуками, продолжали носить косынку из черного шелка или белого полотна, но скоро молодое поколение признало эту косынку старомодной. [2;167]
Прически в основном короткие, головные уборы — высокие шляпы с небольшими, загнутыми с боков полями. Распространенными видами обуви были сапоги и туфли. [5;184]
Глава 2. Романтизм в мужском костюме середины 19 века
В 1830 г. в Германии, Франции и других европейских странах господствующим направлением в искусстве становится романтизм. Его эстетический идеал — сильная личность, жаждущая свободы, борьбы, действия. Характерным для романтизма была идеализация прошлого, главным образом средневековья. [2;191]
Во внешнем облике и костюме человека влияние романтизма создало образы возвышенные, страстные, мечтательные, одухотворенные. [2;191]
В мужском костюме, который по ассортименту и основным формам остается неизменным, большое значение придается дополнениям, дорогостоящим шерстяным, тонким льняным тканям. Для бальных фраков используют бархат, для жилетов — разноцветную парчу. В моду возвращается средневековый плащ и длинные остроконечные туфли. [4;195]
В 1832 году появился фрак для верховой езды, отличавшийся особенно широкими фалдами, порой совершенно закрывавшими живот и только слегка скошенными, благодаря чему он напоминал сюртук с загнутыми внутрь полами. Как отложной воротник, сначала очень высокий, так и отвороты постоянно меняли свой покрой. С тридцатых годов высокий, закругленный вокруг шеи воротник и отвороты стали шиться все более и более прилегающими и, наконец, были совершенно пригнуты. [4;196]
Фалды тоже постоянно меняли свой покрой: они были то короткими, то длинными, то закругленными, то угловатыми. До 1834 года преобладали узкие рукава, только у плеча несколько взбитые кверху, что достигалось следующим образом: при кройке верхняя часть рукава несколько уширялась и вырезалась фестонами, которые затем вшивались в сборку в плечевое отверстие. [4;289]
Иногда верхней части рукава придавался коробкообразный фасон, но от локтя до кисти он так суживался, что на внутренней стороне приходилось делать ряд пуговиц и расстегивать их во время надевания фрака, иначе рука не проходила в рукав; над самой же кистью конец рукава снова расширялся так, что лежал на ней наподобие манжеты. [5;110]
Это манжетообразное уширение потом стали пришивать отдельно. С 1836 года рукава стали носить узкими и у плеча, а затем с 1848 года их стали постепенно расширять так, что они, наконец, приняли слегка изогнутую, трубообразную форму. (Рукава сюртуков пережили ту же эволюцию, что и рукава фрака. Рукава пальто делались всегда шире.) [5;111]
В 40—50-е гг. в мужском
костюме побеждает
В начале столетия летние фраки нередко делались из нанки или легкой светлой полосатой материи. С сороковых же годов его стали шить исключительно из сукна. До 40-х годов для фрака употреблялись только цветные материи. Излюбленными были зеленые, синие или коричневые фраки, которые иногда шились с черным бархатным воротником. Пуговицы были исключительно золотые. В 50-х годах черные фраки встречаются уже очень часто, а с 1850 года других почти и не носили. [3;293]
Одновременно с длинным сюртуком, образовавшимся из редингота, в двадцатых годах носили вошедший в употребление еще в конце XVIII века сюртук с высоким стоячим воротником и шнурами на груди по венгерскому образцу. Мода на него появилась и в течение последующих десятилетий и даже в последнее время. Особенно часто украшались такими шнурами меховые короткие пальто (бекеши). Их носили очень многие в 1837 году. Шились они в талию и плотно облегали фигуру, у них были очень узкие рукава; от пояса они расходились вниз юбкой в складку. Воротник шалью был настолько широк, что облегал плечи; делался он из дорогого меха. Мехом же обшивались и обшлага и даже полы и подол. На груди от шитого шалью воротника до талии шли четыре ряду шнуров. [3;295]
Временами появлялись самые
разнообразные сюртуки, как, например,
появившийся в конце второго
десятилетия однобортный
В 1826 году парижане и вслед за ними венцы стали носить сюртуки, плотно облагавшие талию, причем грудь должна была сильно выдаваться вперед, а бедра резко обрисовываться. В это же время появились двубортные сюртуки из темного сукна. Закругленные их полы гладко пришивались к поясному шву и образовывали юбку с расходящимися складками. [3;296]
Вскоре сюртуки стали шиться более узкими и элегантными, благодаря чему исчезла необходимость сильно подбивать их ватой. После 1845 года некоторые сюртуки стали шить с исключительно длинной талией. В конце 40-х годов появились жакеты, делавшиеся из самых разнообразных модных материй, вплоть до бархата и Манчестера. Шились они то длинными, то короткими, вообще же редко спускались ниже таза. Делались они однобортными и двубортными; последние нередко снабжались суконными планками с петлями и могли застегиваться ими. [3;296]
Сильно распространены были однобортные жакеты из клетчатой материи с простеганными или обшитыми тесьмой бортами. Появившийся в это же время наружный боковой карман на груди нередко снабжался клапаном. Широкий воротник шалью был то широким, то средним. Пуговицы были костяные, роговые, перламутровые и деревянные; последние обтягивались материей. Отличались они довольно значительной величиной и «фасонировались». [5;152]
Рядом с плотно прилегающими и мешковатыми жакетами появились в шестом десятилетии такие, которые своим покроем напоминали куртки. С этого времени сюртуки разделяются на три категории: уличный, сюртук для прогулок, почти всегда двубортный и из темного сукна; затем более короткий, однобортный в талию и, наконец, жакет как двубортный, так и однобортный. Среди этих категорий попадались и некоторые другие разновидности, преимущественно среди жакетов. [3;288]
Бархатные воротники
вышли на время из моды, но вскоре
снова стали излюбленными. Борта
костюмов то обшивались широкими или
узкими шелковыми тесьмами, то не обшивались.
Особенно часто отделывались они
таким образом в конце
Излюбленные некогда металлические пуговицы совершенно вышли из обращения и стали нашиваться только на ливреи и костюмы слуг. Вырез сюртука был обыкновенно подобен вырезу жилета, но в единичных случаях замечались высокие, глухие жилеты при глубоковырезанном сюртуке, и наоборот. Заслуживают упоминания шлафроки и халаты, сильно распространенные в XIX веке, причем отделка и покрой их менялись так же часто, как и у остальных костюмов. [1;190]
В начале третьего десятилетия брюки заканчивались на подъеме раструбом: наподобие гамаш. Вообще гамаши, как длинные, так и короткие, носили почти всегда, причем длинные при помощи планки прикреплялись около колена к панталонным пуговицам. В это время, когда носили туго стянутые в талии сюртуки, брюки тоже сильно стягивались, иногда при. помощи кушака, благодаря чему они сильно выступали на бедрах. С течением времени исчезло и добавление к брюкам на подъеме, и им стали придавать новейший «парижский покрой», соответствовавший форме ноги и заканчивавшийся внизу гамаше подобным уширением, выкроенным вместе с остальной частью брюк из целого куска. [3;275]
В 40-х годах брюки делались исключительно из появившихся лет за десять перед тем прочных мягких материй, среди которых преобладали полосатые, клетчатые, горошком и крапинками. Материи эти употреблялись одинаково как летом, так и зимой, и мужчины круглый год щеголяли в длинных брюках изящного, почти совершенно гладкого покроя; штрипки встречались лишь в виде исключения. В 1840 году клапан был заменен особой застежкой в виде, прорешки. [3;276]
Впоследствии форма брюк постоянно менялась, становясь то очень узкой, то чрезвычайно широкой. Между прочим, прусские офицеры ввели в моду совершено обтянутые панталоны с глубоким вырезом спереди внизу и кожаными штрипками на пуговицах; эта мода существовала вплоть до восьмидесятых годов, до появления широких панталон, благодаря которым пришлось заменить прежний высокий каблук низким английским. [3;276]
В 1835 году фасон этих пальто несколько изменился: рукава их сделались совершенно узкими, а полы стали распахиваться и наверху. Шинель с длинной пелериной стали носить люди всех сословий; кроме того, многие носили круглый плащ испанского покроя без пелерины, служивший более легкой одеждой; воротник этого плаща в случае дождя можно было поднимать до самых ушей. Затем стали опять носить каррик с обыкновенным воротником и более или менее короткой пелериной в виде колокола. [2;166]
В 1838 году в большом употреблении был бурнус, отделанный шнурами, а впоследствии снабженный надевающимся на голову капюшоном; наряду с ним временами носили упомянутый выше круглый плащ. В середине 40-х годов сюртуки и фраки отличались чрезвычайно длинной талией, широким гладким воротником и такими же отворотами. К этому же времени относится и появление довольно длинного пальто с очень длинной талией и двумя рядами пуговиц, так называемого gibun. [2;167]
Пальто это отделывалось зимой мехом или бархатом; впоследствии оно делалось в виде сака с воротником в виде шали и шнурами. «Gibun» несколько напоминал «calan» — пальто, похожее на «сак», с капюшоном в виде косынки. [3;167]
В 1848 году в моду вошел широкий «twen» с одним рядом пуговиц, очень широкими рукавами и стоячим или узеньким отложным воротником. Все эти пальто и верхние вещи подвергались время от времени незначительным изменениям. Так, например, в 1849 году пальто-сак сделалось значительно короче и вместо двух рядов пуговиц стало отделываться одним. Летом эти короткие пальто, из-под которых нередко выглядывали полы сюртука, делались обыкновенно из светлой материи. [2;168]
В 50-х годах вошли в моду короткие и длинные пальто в виде сака и в талию, всевозможные короткие плащи с рукавами и затем бурнусы в виде колокола (иногда с шотландским воротником в виде шали, широкими воронкообразными рукавами и широкой опушкой). Многие продолжали носить также прежнее пальто с пелериной, известное теперь под названием coachmen. [2;169]
К этому же времени
относится также появление
В 1850 году стала впервые употребляться резиновая обувь; до того времени носили только кожаные калоши с деревянной или гуттаперчевой подошвой. Что касается фасона обуви, то сначала ее носок имел острую форму, за исключением носка сапога. Каблуки обыкновенно или отсутствовали совершенно, или достигали весьма незначительных размеров.
В 1840 году воротник рубашки стал обвязываться пышным пестрым шелковым галстуком, совершенно закрывавшим собою рубашку и украшенным неизменной булавкой. [4;207]
Но пожилые люди по-прежнему предпочитали воротники старинного фасона, доходившие до кончиков ушей. Вскоре, и виде исключения, появился низкий стоячий воротник, выступавший из-под шелкового галстука не больше чем на сантиметр. В 50-х годах окончательно вошла в моду появившаяся лет за десять перед тем вышитая крахмальная сорочка с гладкими манжетами. Крахмальный воротник, не более двух пальцев в ширину, застегивался под самым подбородком; надетый поверх него узкий, туго накрахмаленный галстук закрывал собою только часть воротника и оставлял открытой всю рубашку. [4;208]
Основным головным убором остается цилиндр. Обувь — сапоги и закрыты туфли черного цвета. [5;188]
Глава 3. Дизайн мужского костюма конца 19 века
На протяжении 70—80-х гг. происходят дальнейшая стандартизация и стабилизация мужских костюмов, расширение ассортимента изделий по назначению. [2;170]
Изменения, диктуемые модой, касаются частностей. Усиленно развивается промышленное массовое производство мужской одежды, которое к концу века окончательно вытесняет индивидуальное. [2;171]
Между прочим, особенно характерным для того времени является так называемый «французский фасон» брюк; такие брюки напоминали широкие трубы и сильно суживались под икрами, образуя множество складок, напоминающих штопор. В 1870 году верхом изящества считались такие брюки, которые плотно обтягивали колено, а отсюда расширялись книзу наподобие воронки. На них вдоль наружного шва стали опять нашивать темные или светлые галуны. Одно время эти галуны имели вид узора, состоящего из усиков. [1;153]
На некоторых франтах встречались галуны в виде пяти нотных линеек, включавших в себя какую-нибудь модную мелодию. Эта мода, появившаяся в 70-х годах, существовала весьма продолжительное время и исчезла окончательно только в 1895 году; еще сравнительно недавно было принято нашивать на панталоны вдоль наружного шва широкую шерстяную или шелковую тесьму. В новейшее время в моду вошли широкие мешкообразные панталоны; следом за ними появляются из Америки брюки, заостренный и удлиненный передний конец которых спускается на башмак. [1;212]