Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2013 в 14:17, реферат
В современной теории и практике термин «досуг» наиболее часто употребляется в трех значениях: как синоним свободного времени (его части), как синоним нерабочей (свободной) деятельности с различными модификациями, как синоним состояния или психологического переживания человека на данный момент.
Досуг как сфера социально-культурной деятельности. Социальная сущность досуга
Категория: Шпаргалки по социально-культурной деятельности
В современной теории и практике термин «досуг» наиболее часто употребляется в трех значениях: как синоним свободного времени (его части), как синоним нерабочей (свободной) деятельности с различными модификациями, как синоним состояния или психологического переживания человека на данный момент.
Являясь основной сферой социально-культурной деятельности людей, досуг предстает как та часть общего бюджета времени человека, которая остается после вычета необходимых временных затрат на работу (учебу), удовлетворение физиологических потребностей (сон, питание и т.д.) и реализацию неотложных домашних, семейных обязанностей.
Досуговое (или рекреационное)
время – это часть социального
времени личности, группы или общества
в целом, которая используется для
сохранения, восстановления и развития
физического и духовного
В осмыслении досуга как социального явления с полным основанием можно положиться на народные культурно-педагогические идеи и традиции. Они, в частности, прямо указывают на тесную зависимость досуга от качества и уровня организации труда, степени его результативности и полезности, от психологической удовлетворенности человека своей основной трудовой деятельностью.
Досуг позволяет раскрыть физический, духовно-нравственный, эстетический потенциал человека. Это и путь его активного продвижения к культуре, освоению социокультурного наследия. Наиболее характерный признак овладения традиционной культурой заключен в умении человека соединить в своей жизни труд и отдых, в гармонизации двух этих полюсов
Социокультурные свойства досуга
нуждаются в постоянной регуляции,
поскольку проявлениям
К основным регуляторам досуга относятся, прежде всего, административные методы, направленные на блокировку асоциальных явлений, правовое упорядочение досуга, охрану здоровья людей. Экономические способы регулирования способствуют предупреждению «обвальной» коммерциализации сферы свободного времени. Педагогическое воздействие также выступает в роли регулирующего фактора, влияет на процесс досуговой общности, готовой в силу своей духовной и волевой развитости, социокультурной ориентированности самостоятельно реализовать в наилучшем варианте потенциал свободного времени.
Досуговая деятельность имеет и ряд существенных особенностей.
Во-первых, в отличие от трудовой деятельности, досуговая деятельность предполагает свободное творчество личности.
Во-вторых, если цель трудовой
деятельности состоит, прежде всего, в
производстве необходимых средств
и условий жизни, то в процессе
досуговой деятельности конечный результат
не имеет для человека принципиального
значения, важнейшим стимулом здесь
является чувство внутреннего
В-третьих, обладая огромным диапазоном видов своего проявления, досуговая деятельность предполагает в одних случаях активное участие человека, в других - его пассивное расслабление, в одних случаях отличается конструктивностью, ярко выраженной творческой направленностью, в других - может носить деструктивный, антисоциальный, даже криминальный характер.
Деятельная концепция
досуга дает основание сделать несколько
выводов. Досуговая (рекреационная) деятельность
обусловлена объективной
Целям использования досугового
времени как способа
Организация отдыха и развлечений должна носить развивающую направленность и быть нацеленной на повышение культурного уровня личности.
Одной из задач организаторов отдыха и развлечений является формирование у людей хорошего, жизнерадостного настроения. Особенностью настроения является то, что в отличие от эмоций оно не связано с каким-либо конкретным объектом. Настроение - это общее эмоциональное состояние личности, возникающее под влиянием многих впечатлений.
Информация о работе Досуг как сфера социально-культурной деятельности