Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2015 в 18:54, реферат
Возрождение стало переходом от средневекового культурного типа к новоевропейскому. Хронологические границы эпохи в разных странах имеют свои смещения. Вначале исторические сдвиги в экономической и общественно-политической жизни привели уже в XIII–XIV вв. к появлению характерных черт Возрождения в Италии, в последующие два столетия – в Нидерландах, Франции, Германии, Англии и других странах Западной Европы, которые принято считать очагами Северного Ренессанса
Общественно-экономические предпосылки, духовные истоки и характерные черты культуры Возрождения
Северный Ренессанс
ПРОТОРЕНЕССАНС
АРХИТЕКТУРА
СКУЛЬПТУРА
4 РАННЕЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
4.1АРХИТЕКТУРА
4.2СКУЛЬПТУРА
4.3 ЖИВОПИСЬ
5 ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
5.1 ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ
5.2 РАФАЭЛЬ
5.3 МИКЕЛАНДЖЕЛО
6 ЗНАЧЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
7 Заключение
5.1 ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ
В истории человечества
серьезный малыш внимательно рассматривает незнакомый предмет. Цветок связывает обе фигуры между собой.
Донателло и Верроккьо монумент прозвали Великим Колоссом. До нашего времени дошли живописные работы Леонардо миланского периода. Первой алтарной композицией Высокого Возрождения стала «Мадонна в гроте»
(1483—1494 гг.). Живописец отошёл от традиций XV столетия, в религиозных картинах которого преобладала торжественная скованность, В алтарной картине Леонардо мало фигур: женственная Мария, Младенец Христос, благословляющий маленького Иоанна Крестителя, и коленопреклонённый ангел, словно выглядывающий из картины. Образы идеально прекрасны, естественно связаны с окружающей их средой. Это подобие грота среди тёмных базальтовых скал с просветом в глубине — типичный для Леонардо пейзаж: в целом фантастически таинственный, но в частностях — в изображении каждого растения, каждого цветка среди густой травы — выполненный с точным знанием природных форм. Фигуры и лица окутаны воздушной дымкой, придающей им особую мягкость.
Итальянцы этот приём Леонардо называли сфумато. В Милане, по-видимому, мастер создал полотно «Мадонна с Младенцем» («Мадонна Литта»). Здесь в отличие от «Мадонны с цветком» он стремился к большей обобщенности и идеальности образа. Изображён не определённый момент, а некое длительное состояние спокойной радости, в которое погружена молодая прекрасная женщина, кормящая грудью ребенка. Выразительна чёткость уравновешенной композиции с двумя симметрично расположенными окнами, между которыми вписан живой и гибкий силуэт женской полуфигуры. Холодный ясный свет озаряет её тонкое, мягко вылепленное лицо и лёгкой, еле уловимой улыбкой. Картина написана темперой, придающей звучность тонам голубого плаща и красного платья Марии. Удивительно написаны пушистые темно-золотистые вьющиеся волосы Младенца, не по-детски серьёзен его внимательный взгляд, устремлённый на зрителя. Иной, драматический настрой отличает монументальную роспись Леонардо «Тайная вечеря», исполненную им в 1495—1497 гг. по заказу Лодовико Моро для трапезной церкви Санта-Мария делла Грацие в Милане. Судьба этого прославленного произведения Леонардо трагична. Еще при жизни мастера краски начали осыпаться. В ХУЛ в. в стене трапезной пробили дверь, уничтожившую часть композиции, а в XVIII в. помещение превратили в склад сена. Большой вред фреске нанесли неумелые реставрации. В
1908 г. были проведены работы по расчистке и укреплению росписи. Во время Второй мировой войны потолок и южную стену трапезной разрушила бомба. Предпринятая в 1945 году реставрация спасла роспись от дальнейшего
разрушения, остатки живописи Леонардо были выявлены и закреплены. Однако о великом творении мастера можно составить теперь только самое общее представление. Нельзя себе представить, что Леонардо да Винчи мог жить и творить в другую эпоху. И тем не менее его личность выходила за пределы своего времени, поднималась над ним. Творчество Леонардо до Винчи неисчерпаемо. О масштабе и уникальности его дарования позволяют судить рисунки мастера, занимающие в истории мирового искусства одно из почётных мест. С рисунками
Леонардо да Винчи, зарисовками, набросками, схемами неразрывно связаны не только рукописи, посвящённые точным наукам, но и работы по теории искусства. Искусство Леонардо да Винчи, его научные и теоретические исследования, уникальность его личности прошли через всю историю мировой культуры,
оказали на неё огромное влияние.
5.2 РАФАЭЛЬ
С творчеством Рафаэля (1483—1520) в истории мирового искусства связывается представление о возвышенной красоте и гармонии. Принято считать, что в созвездии гениальных мастеров Высокого Возрождения, в котором Леонардо олицетворял интеллект, а Микеланджело — мощь, именно Рафаэль был главным носителем гармонии. Конечно, в той или иной степени каждый из них обладал всеми этими качествами. Несомненно, однако, что неустанное стремление к свет- лому совершенному началу пронизывает всё творчество Рафаэля, составляет его внутренний смысл. Рафаэль первоначально учился в Урбино у своего отца, затем у местного живописца Тимотео Вите. В 1500 г. он переехал в столицу Умбрии Перуджу, чтобы продолжить образование в мастерской известного живописца, главы умбрийской школы Пьетро Перуджино. Молодой мастер быстро превзошел своего учителя.
Излюбленный образ Рафаэля - Мадонна с Младенцем. В истории искусства «Сикстинская Мадонна» — образ совершенной красоты. Эта большая алтарная картина изображает не просто Божественную Мать с Божественным Младенцем, а чудо явления Небесной Царицы, несущей людям своего Сына как искупительную жертву. В обрамлении зелёных занавесей на светлых облаках стоит Мария с Младенцем на руках. Взгляд Ее тёмных без блеска глаз устремлён мимо и как бы сквозь зрителя. Этому взору доступно то. что скрыто от других. В образе Христа, крупного красивого ребёнка, угадывается что-то не по-детски напряжённое и провидческое. Художник достиг здесь редкого динамического равновесия: кажущаяся ясная простота, черты отвлечённой идеальности, божественность чуда и реальная весомость форм сплетаются, дополняют и обогащают друг друга. Слева от Мадонны папа Сикст IV в молитвенном умилении созерцает чудо. Благоговейно потупившая взор Святая Варвара, принадлежащая, как и Мария, небесам, легко парит в облаках. Два ангелочка, облокотившиеся на парапет, смотрят вверх и возвращают внимание зрителя к центральному образу.
5.3 МИКЕЛАНДЖЕЛО
Микеланджело Боунарроти (1475-1564) – величайший мастер Высокого Возрождения, создавший выдающиеся произведения скульптуры, Живописи, архитектуры. Микеланджело исполнил колоссальную мраморную статую Давида. Статуя достигает пяти с половиной метров высоты. Она олицетворяет безграничную мощь человека. Давид только готовится нанести противнику удар камнем, пущенным из пращи, но уже ощущается, что это будущий победитель, полный сознания своей физической и духовной силы. Лицо героя выражает
несокрушимую волю. Изготовленная по заказу Флорентийской республики, статуя была установлена у входа в лаццо Всккьо. Открытие монумента в 1504 г.превратилось во всенародное торжество. «Давид» украшал площадь более трех с половиной столетий. В 1873 г. монумент был установлен в Галерее Академии изящных искусств во Флоренции. На старом месте, где поместил статую сам Микеланджело, теперь находится мраморная копия.
6 ЗНАЧЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Таким образом, стремясь познать культуру Возрождения, тайны его искусства, необходимо анализировать традиции не только Италии, но и других западных стран, ибо только такое объединение, связанное одними идеями и
воззрениями, даст полную картину Ренессанса. Революционное значение Возрождения важно для всех последующих времен,так как именно в этот период были заложены основные гуманистические взгляды, развитие которых актуально для всего человечества и в наши дни. В кульминационные периоды развития культуры, примером которого является Возрождение, как правило, выявляются глубокие противоречия, преодолевая которые возникают новейшие традиции и приемы. И рядом с самыми революционными требованиями в области мысли и воли, приводившими в области морали, науки и искусства к самым смелым постулатам, рядом с безграничной дерзостью в разрушении старого и создании нового, производящего порой впечатление чего-то очень современного, продолжают жить и развиваться пережитки старых воззрений. И самые творческие, продуктивные мысли проверяются именно в усовершенствовании и развитии старых идей. Возрождение открыло собой эру совершенно нового человека в истории европейской цивилизации. Это отразилось прежде всего в мировоззрении, убеждениях, во всех областях деятельности личности, а также в сфере ее чувств и эмоций. В эту эпоху воля и действие шли вместе, старое и новое, объединяясь, рождало гениальные идеи, образы и произведения; совершенство творчества отдельной личности было также значимо, как и деятельность школ и периодов. Мыслители-гуманисты, люди искусства ставили перед собой героические задачи и успешно их решали. Те, кто видел решение всех проблем в совершенствовании идей общественного устройства, шли на смерть и лишения ради всеобщего блага человечества и создавали предпосылки для грандиозной деятельности последующих поколений. В области философии и наук (как гуманитарных, так и математических) произошел значительный скачок в развитии, характеризующийся гуманистическими идеями, новым взглядом на человека и его возможности. В области искусства задачи человека были завещаны будущему в полуразрушенном виде, так как основные приемы и принципы нам понятны, а вот
как достигается общее впечатление от произведения — загадка, особенно в художественном изображении человека, его красоты и возвышенности. Именно эта эпоха дала человечеству огромное количество всесторонних,
титанических, загадочных личностей — Петрарку, Шекспира, Джотто, Рафаэля, Тициана, Микеланджело, для понимания творчества и человеческой личности которых необходимы столетия. Антропоцентризм Возрождения проявляется в новой смысловой окраске микрокосмичности — в том, что человек превращается в макрокосме в одну из самых живых и деятельных сил.Поэтому не стоит забывать, что Ренессанс — это не только эпоха Леонардо и Микеланджело, но и эра Парацельса (1493—1541) и Нострадамуса (1503—1566).
7 Заключение
Главный результат и основное завоевание Возрождения — утверждение активной человеческой личности, ее оптимистического потенциала и творческих начал, приведшее к множеству великих достижений человечества, удобствам, комфорту и повышению качества жизни, — уже к концу XV в. плохо согласуется с традиционными основами средневековой культуры и жизни, грозит вылиться в острый конфликт с нею и в полный разрыв со средневековым целым. Все это еще больше усугубляло противоречия ренессансной эпохи, превращая их в острейший конфликт как внутри самой ренессансной личности, так и между культурными пластами эпохи, но в то же время Ренессанс являлся толчком для создания новой культуры – культуры Нового времени.
Список использованных источников
1. Эренгросс Б.А. Культурология. Учебник для вузов / Б.А. Эренгросс, Р.Г. Апресян, Е. Ботвинник – М.: Оникс, 2007.
2. Культурология. Учебное пособие Под редакцией А. А. Радугина – М., 2001.
3. Драч Г.В., Матяш Т.П. Культурология. Краткий тематический словарь – М.: «Феникс», 2001.
4. Ширшов И.Е. Культурология – теория и история культуры: учебное пособие / Ширшов И.Е. – Мн.: Экоперспектива 2010.
5.Брагина Л.М. и др. Культура эпохи Возрождения. М., 1997.
6.Баткин Л.М. Итальянское Возрождение: люди и идеи. М., 1994.
7.Бурхард Я. Культура Италии в эпоху Возрождения. М., 1996.
8.Кертман Л.Е. История культуры стран Европы и Америки. М., 1987.
9.Красильщиков В.А. Превращения доктора Фауста. М., 1994.
10.Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1974.