Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 07:27, курсовая работа
Целью данной работы выяснить какими отличительными чертами обладала музыкальная культура первой половины XX века.
Задачи которые стояли перед написанием работы это: изучить положение культуры в целом в начале XX века, разобрать понятие «массовой культуры», узнать какие тенденции были характерны для той эпохи.
Введение
Глава 1
Общая характеристика состояния культуры
Массовая культура как ключевое понятие музыкальной культуры
Особенности музыкальной культуры
Глава 2
2.1 Основные направления музыкальной культуры
2.2 Основные представители музыкальных направлений
Конрад Лоренц, замечательный австрийский биолог и философ, лауреат Нобелевской премии, в книге «Обратная сторона зеркала» насчитывает восемь различных, но тесно связанных причинными отношениями процессов, угрожающих гибелью не только нашей нынешней культуре, но и всему человечеству как виду. Это следующие процессы:
Духовная и материальная
культура XX в. - это продолжение
Массовая культура - это
семиотический образ
В этом смысле массовая культура ХХ века была полной противоположностью элитарной культуры в одном и ее копией в другом. Вообще вся культура XX столетия, при всем многообразии ее выражений, способов отношения человека к миру и т.п., характерна прежде всего своими интеграционными процессами. XX век - время становления единой общечеловеческой культуры, развивающейся через взаимообогащение и взаимопроникновение ее национальных форм.
Произошла великая социальная революция,
связанная с колоссальным изменением
форм, способов и образцов жизни
человека. Индивид стал получать гигантское
количество информации через электронные
средства массовой коммуникации, изменилось
количество, форма и содержание социальных
контактов. Произошли фундаментальные
изменения в культурно-
Для массовой культуры характерен антимодернизм и антиавангардизм. Если модернизм и авангард стремятся к усложненной технике письма, то массовая культура оперирует предельно простой, отработанной предшествующей культурой техникой. Если в модернизме и авангарде преобладает установка на новое как основное условие их существования, то массовая культура традиционна и консервативна. Она ориентирована на среднюю языковую семиотическую норму, на простую прагматику, поскольку она обращена к огромной читательской, зрительской и слушательской аудитории.
Можно сказать поэтому, что массовая культура возникла в ХХ веке не только благодаря развитию техники, приведшему к такому огромному количеству источников информации, но и благодаря развитию и укреплению политических демократий. Известно, что наиболее развитой является массовая культура в наиболее развитом демократическом обществе - в Америке с ее Голливудом, этим символом всевластия массовой культуры.
«Массовая культура» (англ. mass culture), в философии, социологии понятие, обобщённо выражающее состояние буржуазной культуры с середины 20 века.
Массовая культура - понятие,
которое используется для характеристики
современного культурного производства
и потребления. Это производство
культуры, организованное по типу массовой,
серийной конвейерной индустрии
и поставляющее такой же стандартизированный,
серийный, массовый продукт для
Массовая культура - это культура масс, культура, предназначенная для потребления народом; это сознание не народа, а коммерческой индустрии культуры; она враждебна подлинно народной культуре. Она не знает традиций, не имеет национальности, ее вкусы и идеалы меняются с головокружительной быстротой в соответствии с потребностями моды. Массовая культура обращается к широкой аудитории, апеллирует к упрощенным вкусам, претендует на то, чтобы быть народным искусством.
Критический анализ массовой культуры акцентировал в ней характеристики "низкой", примитивной культуры, "культуры масс", создающей угрозу "высокой культуре", или подчеркивал использование элитами массовой культуры, возбуждающей "низменные инстинкты" для духовной эксплуатации масс, массовой стандартизации и обезличивания.
При более оптимистических
подходах массовая культура рассматривалась
как в целом вполне удовлетворительная
форма культуры, характерная для
зрелого индустриального
Массовая культура характеризуется всеобщностью, она охватывает широкую срединную часть общества, затрагивая специфическим образом и элиту, и маргинальные слои.
«Массовая культура» утверждает тождественность материальных и духовных ценностей, в равной степени выступающих как продукты массового потребления; понятие «бестселлер» приобрело в ней универсальный характер. Для нее характерно возникновение и ускоренное развитие особого профессионального аппарата, задачей которого является использование содержания потребляемых благ, техники их производства и распределения в целях подчинения массового сознания интересам монополий и государственного аппарата, искажения и заглушения протеста.
Изначально понятие "массовая культура" было очень неопределенным и включало в себя огромный круг явлений - от индустрии массового производства и технологий масс-медиа до маргинальных форм контркультурного творчества. Двойственность, неоднозначность массовой культуры предопределена её происхождением - она возникает, с одной стороны, как попытка новых социальных слоев (наемных рабочих и служащих) создать собственную разновидность городской народной культуры, с другой - как средство манипулирования массовым сознанием.3
Массовая культура представляет собой естественное порождение современной цивилизации со всеми плюсами и минусами. Она использует естественное стремление человека компенсировать эмоциональную монотонность будней. Она работает с "вечными" темами (желание любви, страх перед неведомым, жажда успеха, тяга к экзотике и чуду), создавая на их основе продукцию.
Для массовой культуры характерен точный
выбор адресатов-потребителей (возраст,
пол, социальный статус, национальность
и т.д.) и соответствующих
Таким образом, массовая культура, превращая общезначимые ценности и маргинальные художественные эксперименты в часть массового "наивного" сознания, способствует его обогащению и развитию. В то же время, фиксируя иллюзии, надежды и настроения, массовая культура оказывает обратное влияние на элитарное культуротворчество и в значительной степени задает ракурс современного прочтения культурной традиции. Признание за массовой культурой роли посредника стало сигналом начала нового этапа культурного развития, который окрестили "постмодерном.
«Массовую культуру» называют по-разному: развлекательным искусством, искусством «анти-усталости», полукультурой. Характеризуя её, американский психолог М. Белл подчеркивает: «Эта культура демократична. Она адресована вам людям без различия классов, наций, уровня бедности и богатства. Кроме того, благодаря современным средствам массовой коммуникации людям стали доступны многие произведения искусства, имеющие высокую художественную ценность».
Борьба с «массовой
культурой», с её открыто антидемократическим
содержанием стала одной из важных
задач в программах и практике
прогрессивных, демократических сил
в капиталистических странах. С
середины 60-х годов анализ и критика
«массовой культуры» во всех формах
её проявления успешно развиваются
в работах философов и
Но, всё же массовая культура, учитывая все эти особенности сознания, предоставляет продукцию, которая легко воспринимается, позволяет окунуться в мир грез и иллюзий, создает впечатление обращения к конкретному индивиду.
Музыка начала 20 века отличается необычайной пестротой стилей и направлений, но основной вектор ее развития – отход от предшествующих стилей и «разложение» языка музыки до составляющих ее микроструктур. Изменения в общественной и культурной сферах Европы способствуют вовлечению новых внеевропейских музыкальных явлений, а потребление музыкальной продукции на аудионосителях меняет отношение к музыке. Она начинает осмысляться как явление глобальное, усиливается ее потребительски-развлекательная функция. Возрастает роль массовой культуры и популярных музыкальных жанров, они отделяются от культуры элитарной, западноевропейской музыкальной классики и профессионально-академической композиторской деятельности.
Во Франции зарождаются новые тенденции, отрицающие импрессионизм как слишком «вялый», лишенный реальной жизни стиль. В моде эксцентрика, буффонада, эпатаж. Ниспровергатель предшествующих стилей Эрик Сати шокирует новизной своих опусов балет «Парад» для труппы С.Дягилева, 1917 «3 пьесы в форме груши» и «Сушеные эмбрионы» для фортепиано. Он вводит в сочинения звуки пишущей машинки, гудки, стук, гул пропеллера, джаз. Возникает эстетика музыки, выполняющей роль «музыкальных обоев» – мебелировочная.
Вдохновляемые идеями Ж.Кокто манифест «Петух и Арлекин» (1918), идеолога новой «здоровой и полной криками улиц и парадами» музыки, композиторы объединяются в различные сообщества. Выделяется сообщество «Шести» («Французская шестерка»), куда вошли Артур Онеггер, создатель урбанистического произведения для оркестра, воспевающего мощь нового локомотива «Пасифик 231» (1913) и ряда неоклассицистских опусов оратория-мистерия «Жанна д'Арк на костре» (1935); автор эксцентричных балетов «Бык на крыше» (1923), черпавший вдохновение в бразильском фольклоре Дариус Мийо; Франсис Пуленк, поклонник Дебюсси и оперный реформатор создатель моно-оперы «Человеческий голос», (1958).
Мелодический и гармонический язык немецких и австрийских композиторов конца 19 – начала 20 вв. (Вагнера, Брамса, А.Брукнера, Г.Малера, Р.Штрауса, Г.Вольфа, М.Регера) усложнялся, оркестр увеличивал свои размеры, нотное письмо перенасыщалась авторскими указаниями в области нюансов. Обостряется интерес музыкантов к внутренним переживаниям, экзальтированным образам опера «Саломея» Р.Штрауса (1905), трагическим и гротесковым 2 симфония c-moll Малера (1894). Немецкий поздний романтизм «готовил почву» для нового стиля – экспрессионизма. Усиливается роль личности художника, обретает значимость его индивидуальный опыт и пророческое видение мира. «Композитор обнаруживает внутреннюю сущность мира и выражает глубочайшую мудрость в языке, которого не понимает его разум; как сомнамбула делает заключения о вещах, о которых она в состоянии бодрствования не имеет представления» говорил А.Шопенгауэр. Начинают осознаваться идеи музыкального глобализма: «Музыка способна передавать пророческое сообщение, открывающее ту более высокую форму жизни, к которой идет человечество». Благодаря этому она «апеллирует к людям всех рас и культур».4
Информация о работе Европейская музыкальная культура первой половины XX века