Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 19:59, творческая работа
Для большинства психологов поссоветского пространства знакомство с Жаном Пиаже ограничивается всего несколькими яркими экспериментами и кочующей из учебника в учебник периодизацией умственного развития. А что же это был за человек, которого психологи всего мира почитают величайшим авторитетом? Каким путем пришел он к своим открытиям, в каких источниках черпал вдохновение? Обратимся к творческому пути великого ученого, о котором до сих пор написано до обидного мало. Даже крупнейший знаток творчества Пиаже Л.Ф. Обухова фактически сводит биографию мэтра к хронологии его научных публикаций. А ведь все эти книги (числом более полусотни) и статьи (кажется, вообще не поддающиеся подсчету) написаны интереснейшим человеком. О нем и пойдет речь.
Жан Пиаже: жизнь и наука
Для большинства психологов поссоветского пространства знакомство с Жаном Пиаже ограничивается всего несколькими яркими экспериментами и кочующей из учебника в учебник периодизацией умственного развития. А что же это был за человек, которого психологи всего мира почитают величайшим авторитетом? Каким путем пришел он к своим открытиям, в каких источниках черпал вдохновение? Обратимся к творческому пути великого ученого, о котором до сих пор написано до обидного мало. Даже крупнейший знаток творчества Пиаже Л.Ф. Обухова фактически сводит биографию мэтра к хронологии его научных публикаций. А ведь все эти книги (числом более полусотни) и статьи (кажется, вообще не поддающиеся подсчету) написаны интереснейшим человеком. О нем и пойдет речь.
Жан Пиаже родился в городе Невшатель Швейцарии. Свою научную карьеру Пиаже начал в возрасте десяти лет, когда опубликовал в 1907 небольшую заметку о воробьях-альбиносах. Пиаже начал рано интересоваться биологией, особенно моллюсками, опубликовал несколько научных работ до окончания школы. В результате ему даже предложили престижную должность смотрителя коллекции моллюсков в Женевском музее Натуральной истории..
Хотелось бы немного остановиться на родителях Ж. Пиаже и семейных взаимоотношениях:
Отец Жана, Артур Пиаже, был профессором местного университета, специалистом по средневековой литературе, а помимо того — увлеченным историком и краеведом. Он оказал большое влияние на интеллектуальное развитие сына, постоянно стимулируя его любознательность. Однако интереса к своему любимому предмету — истории — он у Жана не поощрял, по его мнению, достоверность большинства так называемых исторических фактов спорна, не говоря уже о вольности их толкования.
Вероятно, не без влияния отца сложился научный стиль Пиаже — скрупулезный подход ко всем деталям исследования, высокие требования к достоверности данных. Не оттого ли выявленные им впоследствии психологические феномены, при всём возможном многообразии их толкований, отвечают самым строгим научным критериям и не подвергаются сомнению даже его критиками?
Влияние же матери на формирование личности Жана было скорее негативным, возможно это объсняется ее вздорным характером — по некоторым оценкам, мать Жана была человеком душевно нездоровым. Эта ее психологическая особенность отрицательно влияла на всю атмосферу семейной жизни. Один из биографов Пиаже предполагает, что ранний интерес мальчика к естественнонаучным наблюдениям хотя бы отчасти мог быть продиктован простым стремлением вырваться из дома и поменьше там бывать. Впрочем, не под влиянием ли неблагоприятной семейной атмосферы и материнского нездоровья возник у Пиаже интерес к психопатологии, удовлетворить который он впоследствии пытался в знаменитой цюрихской клинике Бургхёльцли (здесь он слушал лекции Юнга) и в парижской клинике Сальпетриер, где он также прослушал соответствующий курс лекций.
Первоначально у него возник интерес к психоанализу, однако похоже, что прослушанные на эту тему лекции вполне исчерпали данный интерес.
Следует отметить, что Пиаже защитил диссертацию по естественным наукам и получил степень доктора философии в Невшательском университете, также он какое-то время учился в Цюрихском университете. Именно в это время он начинает увлекаться психоанализом, очень популярным в то время направлением психологической мысли.
В возрасте 25 лет он начинает серию исследований, которые открыли новую эпоху в психологии развития. Именно в 1921 году Пиаже публикует первую свою статью, посвященную развитию речи и мышления ребенка. В эти годы он совершает открытие эгоцентрической речи, которая составляет примерно половину речевой продукции шестилетнего ребенка и нужна ему для расширения внутренних мыслительных задач. В этих ранних работах Пиаже эгоцентрическая речь противопоставляется социализированной речи, которая постепенно вытесняет первую, позволяя ребенку полноценно общаться с родителями и сверстниками. Эта идея Пиаже, развивавшаяся им во множестве экспериментальных работ на протяжении более чем полувека, завоевала мировое признание.
Биографы Пиаже традиционно акцентируют внимание на одном из источников его научного вдохновения. В 1919 г., приехав в Париж для изучения патопсихологии, Пиаже по приглашению Т. Симона, соавтора знаменитой шкалы Бине–Симона, работал в его лаборатории — в частности, над адаптацией для французских детей тестов интеллекта, разработанных англичанином С. Бёртом. Формально суть этой работы состояла в отслеживании правильных и неправильных ответов детей на те или иные тестовые вопросы. Внимание молодого исследователя привлекла не количественная, а качественная сторона этого процесса. Пиаже стало ясно, что так называемые неправильные ответы детей вызваны не недостатком их ума в сравнении с умом детей старшего возраста либо взрослых, а своеобразием их рассуждений. Экспериментальному изучению этого явления он и был намерен посвятить свои исследования.
Подобно многим своим выдающимся коллегам, Пиаже не упустил блестящей возможности наблюдать процесс познавательного развития ребенка на примере собственных детей. Приглашенный в 1921 г. в Институт Руссо в Женеве, Пиаже встретил там юную Валентин Шатено, которая вскоре стала его женой. В этом браке родилось трое детей — две дочери и сын, наблюдая развитие которых Пиаже пришел к формулировке новаторской концепции умственного развития, изложенной в одной из самых известных его книг «Речь и мышление ребенка». Именно в полемике с этим трудом сформулировал свою концепцию развития мышления Л.С. Выготский.
Полемика эта была
заочной — титаны мировой
Обозревая дальнейший жизненный путь Пиаже, стоит, пожалуй, согласиться с оценкой Л.Ф. Обуховой: «Пиаже прожил жизнь, все главные события которой были связаны с интеллектуальной работой» - Эти строчки заимствованы из недавно изданной под редакцией Л.Ф. Обуховой книги «Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссия», вобравшей в себя как ключевые для понимания идей мэтра его собственные работы, так и исследования отечественных и зарубежных авторов, вдохновленные открытиями великого швейцарца». Отсылая заинтересованного читателя к этому ценному источнику, нельзя не отметить, что его выход на заре ХХI века лишний раз убедительно свидетельствует: оценка Л.Ф. Обуховой — «ученый, изменивший лицо современной психологии» — более чем справедлива.
Умер Жан Пиаже 16 сентября 1980года в Женевской больнице. Даже через годы после смерти он продолжает оставаться крупнейшим авторитетом в мировой психологии. Да, многое в его наследии не очень-то легко для понимания (это только в учебниках, где Пиаже отведена пара страничек, его концепция предстает «ходульно-компактной»). Но говорил же Гёте: «Ты равен тому, кого понимаешь».
Желание сравниться с Пиаже было бы наивной амбицией, но любой психолог должен стремиться к его высотам, стремиться понять его.
Список использованной литературы