Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2014 в 17:10, лекция
Живопись — вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на твёрдую или гибкую поверхность.
Расцвет зодчества естественно стимулировал развитие изобразительного искусства. В некоторых источниках есть заметки, что живопись все же существовала до крещения, однако она представляла собой грубо выдолбленные на стенах сооружений (изб) рельефные картинки, которые затем раскрашивались подручными красками (охрой, белилами и.т.д). “
Живопись — вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на твёрдую или гибкую поверхность.
Расцвет зодчества естественно
стимулировал развитие изобразительного
искусства. В некоторых источниках есть
заметки, что живопись все же существовала
до крещения, однако она представляла
собой грубо выдолбленные на стенах сооружений
(изб) рельефные картинки, которые затем
раскрашивались подручными красками (охрой,
белилами и.т.д). “
Древнерусская живопись
– одна из самых высоких
вершин мировой культуры, величайшему
духовному достоянию нашего народа. Древнерусская
живопись – живопись христианской Руси
– играла в жизни общества очень важную
и совсем иную роль, чем живопись
современная, и этой ролью был определен ее характер.
Неотделима от самого предназначения
древнерусской живописи и достигнутая
ею высота. Русь приняла крещение
от Византии и вместе с ним унаследовала
представление о том, что задача живописи
– “воплотить слово”,
воплотить в образы христианское вероучение.
Поэтому в основе древнерусской живописи
лежит великое христианское “слово”.
"Образ" по-гречески – икона.
И уже с глубокой древности слово "икона"
стало употребляться и употребляется до сих пор, как прямое
название для получивших широкое распространение
в живописи византийского мира отдельных
самостоятельных изображений, как правило,
написанных на доске. Но в широком смысле
иконой, т.е. образом, воплотившим
слово, является все созданное этой живописью: и
изображения, неотделимые от самих зданий
храмов, мозаики, выложенные на их стенах
из кубиков драгоценного стекла, фрески,
написанные по покрывающей эти стены штукатурке,
и миниатюры, украшающие страницы рукописных
книг. Стремясь подчеркнуть предназначение
и характер живописи византийского православного мира,
зачастую к ней целиком, а не только собственно
к иконам относят термин “иконопись”.
В течение долгих веков живопись
византийского, православного мира, в
том числе и живопись древнерусская, несла людям, необычайно
ярко и полно воплощая их в образы, духовные
истины христианства. И именно в глубоком
раскрытии этих истин обретала живопись
византийского мира, в том числе и живопись
Древней Руси, созданные ею фрески, мозаики,
миниатюры, иконы, необычайную, невиданную,
неповторимую красоту.
Древнерусская живопись – одна из самых высоких вершин мировой культуры, величайшему духовному достоянию нашего народа. Древнерусская живопись – живопись христианской Руси – играла в жизни общества очень важную и совсем иную роль, чем живопись современная, и этой ролью был определен ее характер. Неотделима от самого предназначения древнерусской живописи и достигнутая ею высота. Русь приняла крещение от Византии и вместе с ним унаследовала представление о том, что задача живописи – «воплотить слово», воплотить в образы христианское вероучение. Поэтому в основе древнерусской живописи лежит великое христианское «слово» .
В течение долгих веков живопись византийского, православного мира, в том числе и живопись древнерусская, несла людям, необычайно ярко и полно воплощая их в образы, духовные истины христианства. И именно в глубоком раскрытии этих истин обретала живопись византийского мира, в том числе и живопись Древней Руси, созданные ею фрески, мозаики, миниатюры, иконы, необычайную, невиданную, неповторимую красоту.
Жанры монументального искусства фреска и мозаика складывались на основе византийских школ. Фресками, росписями водяными красками по сырой штукатурке укрывались стены православных храмов. Такая техника требовала от художника высокого мастерства, быстрого и точного нанесения рисунка. Соответственно всю композицию необходимо выполнить в течение одного дня. Зато краски хорошо высыхают вместе со штукатуркой, благодаря чему не осыпаются и не выцветают. Рецепты составления красок держались в суровом секрете, передавались от мастера к ученику. Благодаря прекрасным свойствам этой техники древнерусские росписи выдержали испытание временами. Значительной сложностью не только в художественном плане, но и технологическом отмечено искусство мозаики. Мозаичные изображения состояли из смальты, секрет изготовления которой пришел из Византии и был потерян во время монголо-татарского ига. Цветовая гама смальты насчитывала множество оттенков (например, зеленая свыше 30, красная и синяя по 20 ). При изготовлении золотой смальты тонкую металлическую пластину вмещали между слоями прозрачного стекла.
Целый мир древнерусского искусства в единственном ансамбле архитектуры, живописи и декоративно-прикладного и дошел до нас в Киевском Софийском соборе. И мозаики, и фрески выполнены единственным замыслом, в единственном стиле. Мозаики украшают преимущественно центральную часть собора, прежде всего алтарь. Их палитра насчитывает 177 оттенков. Способность мозаик мерцать в свете солнечных лучей и свеч объясняется тем, что мастера применяли такой прием: мозаичное цветное стекло вдавливалось в сырую поверхность штукатурки под разными углами. Фигуры были прекрасно видно из любой части помещения и словно оживали, двигались, что исправляло и производит большое впечатление. Главная мозаика величественная и суровая фигура Христа-Вседержителя на своде центрального купола. Автор обнаружил глубокое понимание особенностей монументальной живописи: изображение выполнено широкими линиями, большими цветовыми площадями. Наверно, наиболее знаменитая мозаичная Богоматир-Оранта
. Оранта название в византийской традиции сюжета с изображением Богоматери, которая в молитве. Все стены, столбы и своды Софийского собора укрывала фресковая живопись. Разработка тематики фресковых росписей собора была делом большой государственной важности, руководил ею один из наиболее приближенных к князю Ярослава людей митрополит Илларион. Росписи читаются как книга, складываются в три циклы: евангельские, библейские сюжеты и жития святых заместителей княжеского рода. Башни, где располагается лестница, которой поднимался князь и его приближенные, не являются культовым помещением, потому их стены были украшены фресками, написанными на светские бытовые темы («Скоморохи», «Охота на медведя», другие).
На стене под арками хоров содержалась большая композиция с изображением Ярослава, который подносит Христу модель Софийского собора, и всей княжеской семьи. До наших дней наилучше сохранился портрет женщин великокняжеской семьи. Софийский собор донес к нам единственные во всей Европе образцы светской монументальной живописи ХI в.
В прямой связи с
введением христианства находится возникновение
и развитие национальной традиции иконописного
искусства. Иконы писались на досках. Доску
укрывали особенным, потом наносили рисунок,
по которому писали красками, растертыми
на яичном желтке. Темы, композиции, цветовая гама
изображений на иконах подчинялись суровым
правилам канона. Мастера умели, наделять
свои произведения неповторимыми индивидуальными
чертами, наполняли свои изделия настоящими
чувствами. В «Киево-печерском патерике»
описано житие знаменитого мастера Алимпия Печерского.
Появление искусства книжной
миниатюры совпадает с появлением самых
давних письменных достопримечательностей.
Рукопись с цветными иллюстрациями называлась
«лицевой». Изображением трех евангелистов Иоанна, Луки и Ма