Живопись М.М. Караваджо, С. Роза, Дж. Б. Тьеполо

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 21:26, реферат

Краткое описание

Одной из выдающихся сфер эпохи барокко является живопись. Живопись барокко характеризуется динамизмом, «плоскостью» и пышностью форм, самые характерные черты барокко — броская цветистость и динамичность. Выдающимися мастерами живописи этой эпохи являются Микеланджело Мизири да Караваджо, Сальватор Роза, Джованни Батиста Тьеполо. Целью работы является изучение эпохи Барокко в Италии посредствам изучения творчества и биографии художников. Задачи: Дать определение Барокко и установить временные рамки; Изучить биографии художников и их творчество; Сделать вывод.

Содержание

Введение………………………………………………………………2
Биография Микеланджело Мизири да Караваджо……………...5
Творчество Караваджо……………………………………………7
Ранний период…………………………………………………7
Зрелое творчество…………………………………………….10
Биография Сальватора Роза……………………………………...13
3.1. Творчество С. Роза…………………………………………...14
4. Биография Джованни Батиста Тьеполо………………………….17
4.1. Творчество Дж. Б. Тьеполо…………………………………. 19
Заключение ……………………………………………………………25
Список литературы и источников……………………………………27
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

Караваджо, Роза, Тьеполо.docx

— 4.46 Мб (Скачать файл)

В 1634 г. переехал в Рим, где не замедлил приобрести себе известность изображениями характеристичных, полных жизни сцен из быта пастухов, солдат и бандитов, но, благодаря своим сатирам и в особенности двум картинам: «Скоротечность человеческой жизни» и «Богиня счастья, расточающая свои дары недостойным», до такой степени восстановил против себя римское общество, что должен был удалиться в Неаполь. Когда там вспыхнула революция Мазаниелло, он участвовал в ней. С 1650 по 1660 гг. работал во Флоренции, при дворе великого герцога Дж.-К. Медичи, по временам посещая Рим. Наконец, снова поселился в этом городе, где и умер 15 марта 1673.» [7]

 

 

 

 

 

 

Творчество С. Роза

Имя Сальваторе Роза окружено легендами, так как он отличался бунтарским нравом, смелостью, большим живописным темпераментом. Он был не только живописцем и гравером, но и поэтом, музыкантом, актером и во всем проявилась страстность  его натуры. Живописный талант художника  реализовался в пейзаже, портрете, батальных  сценах, полотнах исторического жанра. 
 
Работал в Неаполе (до 1635), Риме и во Флоренции (1640-1648) в качестве придворного художника Джованни Карло Медичи, будущего кардинала. Выразитель предромантических тенденций в живописи итальянского барокко, Роза в картинах на библейские и мифологические темы (“Блудный сын”; “Сновидение Энея”),(Приложения 18-19), сценах кавалерийских схваток (“Боевая схватка”, рисунок пером, Музей изобразительных искусств, Лейпциг), “бурных” пейзажах с видами диких, порой фантастических местностей (“Лесной пейзаж с тремя философами; “Пейзаж с мостом”, (Приложения 20-21)) воспевает бегство человека на лоно природы, противостоит общепринятым нормам академического искусства 17 века. Экспрессивно-сумрачная атмосфера произведений Розы создается с помощью резких светотеневых контрастов, свободной манеры письма, мрачного, буровато-свинцового колорита. 
 
Ко времени пребывания во Флоренции относится “Автопортрет” (Приложение №22). Роза изображен в плаще, накинутом на плечо. Романтизация образа подчеркнута несколько театрализованным одеянием, но художнику удалось передать страстность натуры, ее ранимость, иронию, сквозящую во взгляде. Латинская надпись на портрете: «Молчи, если то, что ты хочешь сказать, не лучше молчания» — выражает состояние художника, по-видимому, испытавшего глубокое разочарование от соприкосновения с несправедливостью. Словно предостерегая, художник смотрит на нас через плечо с печальным и презрительным выражением лица. Суровый смысл этого мрачного автопортрета еще больше усиливается благодаря темному плащу художника и черной шляпе, придающей ему почти зловещий облик. Он грозно вырисовывается перед нами на фоне странного, лишенного горизонта неба. Роза испытал сильное влияние жесткого реализма Хусепе Риберы, который с 1616 года работал в Неаполе. Прославленная «неистовая манера» самого Розы проявилась даже в его поэтичных пейзажах.

«Тему “Автопортрета” продолжает полотно “Аллегория лжи” (Приложение №23). Возможно, моделью изображения человека, снявшего трагическую маску и указывающего на нее, послужил сам Роза. Это пример аллегории, имеющей глубокий моральный подтекст, в котором выражены мысли о творчестве художника, его положении в обществе. Возможно, Роза изобразил себя и в полотне “Портрет бандита” (Приложение №24), являющемся произведением, которое упоминается в источниках 17 века. Образ этого человека полон живости и остроумия, а одежда напоминает костюм Паскарьелло, героя маски комедии дель арте» [5,32]. 
 
В 1649 Сальваторе Роза переезжает в Рим, стремясь освободиться от придворной службы. Он отказывается от предложений работать при дворах Австрии, Швеции и Франции. Остроумными сатирами художник раздражает тех, от кого зависят богатые заказы. Его полотно “Фортуна” (Лондон, Галерея Мальборо) с изображением животных, в образах которых влиятельные лица узнали себя, чуть не навлекло гнев на художника самого папы. Круг недоброжелателей Сальваторе Роза увеличился, о чем вполне свидетельствует сатирическая картина художника “Зависть”. После ссоры с маститым Лоренцо Бернини и другими известными живописцами художника, несмотря на приобретенную известность, отказались принять в Римскую Академию святого Луки. В связи с этим Сальваторе Роза основал “Академию ушибленных” (Academia degli percossi). Ее членами и частыми гостями Розы стали известные художники, поэты, музыканты, ученые. Среди них были математик Торричелли, композитор Чести, филологи Карло Дати и Валерио Киментелли. 
 
Античная история и мифология по-прежнему позволяет художнику Сальваторе Роза выдвигать в своих работах волнующие его этические проблемы. В полотне “Демокрит и Протагор” (Приложение №25) Роза повествует о мудрости простого человека, поразившего великого философа, сделавшего его своим учеником. В картине “Одиссей и Навзикая” (Приложение №26) — о благородстве поступка античной царевны, оказавшей помощь потерпевшему кораблекрушение Одиссею. Идеальный образ борца за республиканские добродетели воплощает художник в полотне “Заговор Катилины” (Флоренция, частное собрание), а в картине “Саул у Аэндорской волшебницы” (Париж, Лувр) библейский сюжет призван не без гротеска, напротив, развенчать возвышенные представления о плохом правителе. 
 
В 1660-е годы Роза копировал в гравюре свои живописные произведения, иногда создавая самостоятельные исторические и аллегорические композиции (аллегория “Гений Сальватора Розы”). Еще в 1656 художник увлекся техникой офорта и исполнил серию “Каприччи”. Как и в его живописных полотнах, ее герои — бродяги, солдаты, бандиты, пастухи. Они изображены то в реальных ситуациях, то в театрализованных позах и выглядят то жизненно конкретными персонажами, то актерами из костюмированных сцен. В них особенно наглядно просматриваются присущие Розе фантазия и умение образно синтезировать все поразившее его воображение в действительности. 
 
Умер Сальваторе Роза 15 марта 1673 года в Риме от водянки. Перед смертью художник обвенчался со своей любовницей Лукрецией, вместе с которой он прожил многие годы и вырастил двоих сыновей. Крупный мастер итальянского барокко Сальватор Роза оказал значительное влияние на развитие итальянской живописи. Под воздействием его искусства формировался талант Маньяско, Риччи и ряда других мастеров. Искусство Сальваторе Роза вдохновляло и живописцев романтической эпохи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Биография Джованни Батиста Тьеполо

«Джованни Батиста Тьеполо родился 5 марта 1696 года в Венеции, в семье многодетного шкипера Доменико Тьеполо, человека простого происхождения. Вскоре отец умер, и мать, Орсетта, воспитывала шестерых детей в условиях бедности.» [8]

В юности Тьеполо учился живописи у венецианского художника Грегорио Ладзарини, но искусствоведы отмечают, что наиболее сильное влияние на него оказали Себастьяно Риччи, Паоло Веронезе и Джованни Баттиста Пьяцетта. В возрасте 19 лет Тьеполо выполнил свой первый живописный заказ — картину «Принесение Исаака в жертву».

«В 1717 году молодой художник покинул мастерскую Ладзарини и вступил в гильдию живописцев Фралья. В 1719 году он женился на Марии Чечилии Гварди, сестре известных художников Гварди — Франческо и Джованни Антонио. От брака с Марией у Тьеполо родилось девять детей.» [2, 310]

С 1726 года по 1728 год Тьеполо работал по заказу Дионисио Дельфино, аристократа из Удине, расписывая фресками капеллу и дворец. Это принесло ему известность и новые заказы — Тьеполо сделался модным живописцем. В последующие годы он много писал в Венеции, а также в Милане, Бергамо.

В 1740 Тьеполо получил заказ на роспись потолка на втором этаже Скуолы Кармини. Ещё более воздушными, невесомыми представляются его фрески на тему апофеоза семейства Пизани на вилле в Стра.

 По наблюдению Александра Бенуа: «Если разглядывать в бинокль гениальный плафон Тьеполо на вилле Гримани в Стра, то моментами иллюзорность доходит до чего-то жуткого. Просто не хочется верить, что эти улыбающиеся, весёлые, полные жизни существа, ныряющие и плавающие среди серых туч, и сами эти тучи были только живописью, пятнами красок по штукатурке» [1, 219].

К 1750 году к венецианскому живописцу пришла общеевропейская известность, и с 1750 года по 1753 год он создал свою центральную работу — фресковое убранство Вюрцбургской резиденции. Возвратившись в Италию, Тьеполо был избран президентом Падуанской академии.

В 1761 году испанский король Карл III пригласил Тьеполо в Мадрид, где художник оставался до конца своей жизни. Тьеполо скончался в испанской столице 27 марта 1770 года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Творчество Дж. Б. Тьеполо

Для ранних работ Тьеполо характерны беспокойные формы и контрастная  светотень, но в них уже сказываются  присущие художнику богатство фантазии и декоративный размах. В дальнейшем стиль Тьеполо приобретает свободу  и экспрессивность, его колорит  светлеет, обогащаясь тонкими нюансами (плафоны церквей Джезуати, 1737-1739, и Скальци, 1743-1744, в Венеции). К середине XVIII века Тьеполо, ставший к этому времени признанным главой венецианской школы живописи, пользовался широкой известностью, много работал для иностранных дворов. Созданные Тьеполо в этот период фресковые циклы отличаются праздничной пышностью, сияющим колоритом, построенным на сочетании нежных серебристых, красноватых, золотисто-желтых, жемчужно-серых и синих тонов (росписи епископской резиденции в Вюрцбурге, 1750-1753, (Приложение №28)). Яркой колоритностью, эмоциональностью образов и виртуозностью живописной техники поражают станковые произведения Тьеполо (“Триумф Амфитриты”, “Поклонение волхвов”), (Приложения № 29-30). Фрески Тьеполо, завершающие развитие итальянской монументально-декоративной живописи XVI-XVIII веков, и его картины с их неожиданными ракурсами и пространственной динамикой, живописной легкостью и свободой, тонкостью световоздушных эффектов, прозрачностью мягких красок принадлежат к вершинам мировой живописи. Тьеполо известен также как портретист (“Собрание в Арене”) (Приложение №31) и автор блестящих по технике исполнения, изысканных и гротескных офортов.

«В процессе поиска собственной манеры интерес Джованни Баттиста Тьеполо вызвала живопись Джованни Баттиста Пьяццетты. Под его влиянием исполнена роспись венецианской церкви Оспедалетто на сюжет «Жертвоприношение Исаака» и алтарный образ «Казнь святого Варфоломея» (Приложения 32-33). Крупные «фресковые» пятна цветов напоминают живописную манеру Пьяццетты. Желание преодолеть барочную патетику Лаццарини и найти собственную манеру заставляет художника обратиться и к живописи венецианца Себастьяно Риччи. Значительной работой Джованни Баттиста Тьеполо в 1726-1730 годах стали росписи Архиепископского дворца в Удине, заказанные патриархом Аквилеи Дионисио Дольфин, деятельность которого была связана с этим городом. Новизна подхода к приемам живописной декорации и попытка использовать в связи с этим элементы «неоверонезовского» стиля Риччи проявилась во фресках трех плафонов галереи, потолка Красного зала, плафона лестницы, фресок стен галереи. Они исполнены яркими светлыми красками. Живописный цикл Архиепископского дворца на фоне белой с позолотой лепнины выглядит празднично. Написанные в резком ракурсе перспективные архитектурные декорации в росписях плафонов, как и в произведениях Себастьяно Риччи, создают эффект вовлечения зрителей в пространство. Язык живописи Риччи и Пьяццетты художник преобразует в свой индивидуальный стиль, сохраняя и в дальнейшем независимость по отношению к самоценным элементам традиции.» [1, 172]

В середине 1720-х годов Джованни Баттиста Тьеполо был создан и цикл из десяти панно на темы из античной истории для венецианского дворца Дионисио Дольфин (пять панно находятся в Эрмитаже; два — в Художественно-историческом музее Вены; два — в Метрополитен-музее). В серию росписей, созданных художником, входят исторические сцены триумфов, сражений, прославляющие победы римлян во всех частях света и, возможно, навеянные событиями венецианской современной истории — победами над турками в начале столетия. Мир античных и христианских мифов существует в воображении художника нераздельно, как некое легендарное историческое прошлое, сценам из которого он придает драматическое звучание или лирический характер сказочного волшебства. В этих героических сюжетах Тьеполо в аллегорической форме прославил гражданские доблести семейства Дольфин, сыгравшего видную роль в истории Венеции. 
В росписях венецианского палаццо Лабиа (1746) на сюжет из античной истории Тьеполо создает подчиненное единому декоративному замыслу убранство салона. На стенах зала в иллюзорных архитектурных обрамлениях в духе Веронезе изображены сцены «Встреча Антония и Клеопатры в Тирсе» и «Пир Антония и Клеопатры» (Приложение №34)  
Потолок украшен фреской с изображениями Зефира и Флоры в плафоне овальной формы, а над ними парит фигура Пегаса. Сюжет из Плутарха художник трактует как тему победы любви, презрения ради нее власти, воплощая его в величественном ярком живописном спектакле. Представленные в венецианских костюмах 16 века центральные персонажи дополняют эту картину традиционного венецианского празднества, уподобляясь находящимся на подиуме актерам, привнося в действие атмосферу театральной травести. Современников Тьеполо восхищало умение художника создавать грандиозные фресковые ансамбли, как любая барочная роспись, вовлекающие в действие зрителей.

В 1730-1740-е годы Тьеполо  были созданы многочисленные алтарные образы в венецианских церквах (Сан  Альвизе, около 1740; деи Джезуати, 1748) и скуолах (филантропические братства: Гранде ди Сан Рокко, 1732; Гранде деи Кармине, 1740-43). Даже в наиболее драматических сюжетах происходящие события смягчены воспроизведением характерных подробностей, живой мимикой лиц персонажей, свободой поз, красочностью костюмов. Наряду с образами легендарной истории живописец Джованни Баттиста Тьеполо создает ряд росписей, в которых проявилось новое, созвучное эстетическим идеалам века понимание аллегории. С легкой, изысканной грацией исполнены в манере венецианских виртуозов панно «Венеция принимает дар Нептуна» (1745-1750) для зала Четырех дверей Дворца дожей (Приложение №35). 
Писавшие о художнике современники всегда отмечали индивидуальность его личности и дарования. Известно, что это был галантный, приятный в обращении человек, обладавший ироничным умом. В 1756 Джованни Баттиста Тьеполо стал президентом Академии художеств в Венеции и руководил крупнейшими художественными заказами, проведением выставок, конкурсов, созданием галереи портретов дожей для Дворца дожей. С 1750 Тьеполо работал в основном вне Италии. Фантазия, свойственный его живописи декоративный размах проявились в росписях Архиепископской резиденции дворца в Вюрцбурге (1750-53). Изображенные мифологические и аллегорические персонажи объединены в некое созданное воображением художника театрализованное действо, поражающее обилием света и красочностью. Сюжет был призван прославить королевство Франконии, мудрое правление князя-епископа К. Ф. фон Грейфенклау.  
После цикла в Вюрцбурге этапным произведением явились росписи виллы Вильмарана около Виченцы (1757). Художник работал здесь вместе с сыном Дж. Доменико, сам украсил фресками атриум, четыре зала виллы и садовый павильон (форестерию), где исполнил лишь одну фреску «Олимп» (Приложение №36). Эпизоды из произведений Гомера, Тассо, Вергилия, Ариосто разворачиваются в пейзажах, словно раздвигающих пространство залов. Палладианский тип загородной виллы способствовал воплощению здесь художником эстетических представлений века Просвещения о гармонии архитектуры и природы. Мысль о превосходстве чувства над рационалистическим мышлением в подражании природе стала центральной в программе росписи виллы Вальмарана. В выборе тем и их живописном воплощении Джованни Баттиста Тьеполоо удалось программно выразить идеалы венецианской живописи века Просвещения с ее новаторским особым пониманием живописности, культом чувства. Сюжеты отвечали восприятию мира Тьеполо, позволяя обратиться к традиционному жанру пасторали, проявить силу воображения. 
Период 1762-1767 годов Тьеполо провел в Испании, где по приглашению короля Карлоса III вместе с сыновьями Дж. Доменико и Лоренцо (преимущественно портретист и акварелист) украсил фресками Королевский дворец в Мадриде, исполнил семь алтарных образов для церкви св. Паскаля в Аранхуэсе (эскизы — Прадо, Мадрид; замок Аранхуэс). Сцена «Триумф Испанской монархии» (Приложение №37) во фреске плафона Тронного зала композиционно повторяла роспись потолка парадной лестницам вюрцбургского дворца. У иллюзорного карниза так же были помещены группы исторических и аллегорических персонажей. В несколько тяжеловесных фигурах, которыми перегружена композиция, ощутимы черты, предвосхищающие закат великой традиции «большого стиля». «Эскизы для церкви были исполнены свободным динамичным мазком, но с ориентацией на колорит живописи испанских мастеров. Они не устроили заказчиков и были переданы другим живописцам. Эта неудача ускорила смерть Тьеполо, скончавшегося в Мадриде в 1770. Он не сумел усвоить чуждый ему язык модной живописи классицизма второй половины 18 века. С венецианским изяществом, театрализацией, декоративной энергией он передавал в своем искусстве особый колорит венецианской культуры века Просвещения. Тьеполо был и прекрасным рисовальщиком, занимался гравюрой, создав свой неповторимый графический стиль. В рисунках и сериях офортов он открыл принципы живописности, развитые художниками 19 века. В традиции венецианского каприччо Джованни Баттиста Тьеполо соединяет воедино элементы аркадийского мироощущения и постепенно вытесняющих его неоклассицистических эстетических воззрений, воплощая свои мысли в персонажах, скрытых под гротескно аллегорической маской — как бы особом временном измерении, присущим видению художника века Просвещения» [6].

Информация о работе Живопись М.М. Караваджо, С. Роза, Дж. Б. Тьеполо