Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2014 в 16:32, реферат
В начале 17 века во фламандском искусстве были окончательно преодолены средневековые религиозные формы и жанры. Распространялись светские сюжеты и жанры: исторический и аллегорический, мифологический, портретный и бытовой жанр, пейзаж. Вслед за маньеризмом из Италии проникли академизм болонской школы и караваджизм. На основе скрещивания реалистической традиции старонидерландской живописи и караваджизма развивалось реалистическое направление, достиг расцвета монументальный стиль барокко. Крупнейшим художественным центром Фландрии со второй половины 16 века стал Антверпен, сохранявший значение крупного европейского денежного рынка.
2.3
Рембрандту широкую известность. В портретах, написанных по многочисленным заказам, Рембрандт ван Рейн тщательно передавал черты лица, одежду, драгоценности (картина “Портрет бургграфа”, 1636, Дрезденская галерея).
Но более свободны
и разнообразны по композиции автопортреты
Рембрандта и портреты близких ему людей,
в которых художник смело экспериментировал
в поисках психологической выразительности
(автопортрет, 1634, Лувр, Париж; “Улыбающаяся
Саския”, 1633, Картинная галерея, Дрезден).
Искания этого периода завершил знаменитый
“Автопортрет с Саскией” или “Весёлое
общество”; около 1635, Картинная галерея,
Дрезден), смело порывающий с художественными
канонами, выделяющийся живой непосредственностью
композиции, свободной манерой живописи,
мажорной, наполненной светом, красочной
гаммой.
2.4 Библейские композиции 1630-х годов (“Жертвоприношение Авраама”, 1635, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) несут на себе печать воздействия живописи итальянского барокко, которое проявляется в несколько форсированной динамике композиции, остроте ракурсов, светотеневых контрастах. Особое место в творчестве Рембрандта 1630-х годов занимают мифологические сцены, в которых художник бросил смелый вызов классическим канонам и традициям (“Похищение Ганимеда”, 1635, Картинная галерея, Дрезден). |
2.5 Ярким воплощением эстетических взглядов художника стала монументальная композиция “Даная” (1636-1647, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой он как бы вступает в полемику с великими мастерами Возрождения: обнажённую фигуру Данаи, далекую от классических идеалов, он выполнил со смелой реалистической непосредственностью, а чувственно-телесной, идеальной красоте образов итальянских мастеров противопоставил красоту духовности и теплоты человеческого чувства. В этот же период Рембрандт много работал в технике офорта и гравюры (“Писающая женщина”, 1631; “Продавец крысиного яда”, 1632; “Странствующая пара”, 1634), создавал смелые и обобщенные по манере карандашные рисунки. |
2.6
В 1640-х годах назревает
конфликт между творчеством Рембрандта
и ограниченными эстетическими запросами
современного ему общества. Наглядно он
проявился в 1642 году, когда картина “Ночной
дозор” (Рейксмузеум, Амстердам) вызвала
протесты заказчиков, не принявших основную
идею мастера - вместо традиционного группового
портрета он создал героически-приподнятую
композицию со сценой выступления гильдии
стрелков по сигналу тревоги, т.е. по существу
историческую картину, пробуждающую воспоминания
об освободительной борьбе голландского
народа. Приток заказов Рембрандта сокращается,
его жизненные обстоятельства омрачаются
смертью Саскии. Творчество Рембрандта
утрачивает внешнюю эффектность и присущие
ему ранее ноты мажорности. Он пишет спокойные,
исполненные теплоты и интимности библейские
и жанровые сцены, раскрывая тонкие оттенки
человеческих переживаний, чувства душевной,
родственной близости (“Давид и Ионафан”,
1642, “Святое семейство”, 1645, - оба в Эрмитаже,
Санкт-Петербург).
Все большее значение как в живописи, так и в графике Рембрандта приобретает тончайшая светотеневая игра, создающая особую, драматическую, эмоционально напряженную атмосферу (монументальный графический лист “Христос, исцеляющий больных” или “Лист в сто гульденов”, около 2.7 1642-1646; полный воздушной
и световой динамики пейзаж
“Три дерева”, офорт, 1643). 1650-е годы,
наполненные для Рембрандта |
Все более художника привлекают образы простых людей, стариков, служащих воплощением жизненной мудрости и духовного богатства (так называемый “Портрет жены брата художника”, 1654, Государственный музей изобразительных искусств, Москва; “Портрет старика в красном”, 1652-1654, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Рембрандт сосредоточивает внимание на лице и руках, выхваченных из темноты мягким рассеянным светом, едва уловимая мимика лица отражает сложное движение мыслей и чувств; то легкие, то пастозные мазки кисти создают переливающуюся красочными и светотеневыми оттенками поверхность картины.
2.8 В середине 1650-х годов Рембрандт обрел зрелое живописное мастерство. Стихии света и цвета, независимые и даже отчасти противоположные в ранних работах художника, теперь сливаются в единое взаимосвязанное целое. Горячая красно-коричневая, то вспыхивающая, то гаснущая трепетная масса светоносной краски усиливает эмоциональную выразительность произведений Рембрандта, как бы согревая их теплым человеческим чувством. В 1656 году Рембрандт был объявлен несостоятельным должником, все его имущество продано с аукциона. Он переселился в еврейский квартал Амстердама, где в крайне стесненных обстоятельствах провел остаток жизни. Созданные Рембрандтом в 1660-е годы библейские композиции подводят итог его размышлениям о смысле человеческой жизни. В эпизодах, выражающих столкновение темного и светлого в человеческой душе (“Ассур, Аман и Эсфирь”, 1660, ГМИИ, Москва; “Падение Амана” или “Давид и Урия”, 1665, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), насыщенная тёплая гамма, гибкая пастозная манера письма, напряженная игра тени и света, сложная фактура красочной поверхности служат раскрытию сложных коллизий и душевных переживаний, утверждению торжества добра над злом. |
Суровым драматизмом
и героикой проникнута историческая картина
“Заговор Юлия Цивилиса” (“Заговор батавов”,
1661, сохранился фрагмент, Национальный
музей, Стокгольм). В последний год жизни
Рембрандт создал свой главный шедевр
- монументальное полотно “Возвращение
блудного сына” (около 1668-1669, Государственный
Эрмитаж, Санкт-Петербург), воплотившее
всю художественную и морально-этическую
проблематику позднего творчества художника.
С поразительным мастерством он воссоздает
в нем целую гамму сложных и глубоких человеческих
чувств, подчиняет художественные средства
раскрытию красоты человеческого понимания,
сострадания и прощения. Кульминационный
момент перехода от напряжения чувств
к разрешению страстей воплощен в скульптурно
выразительных позах, скупых жестах, в
эмоциональном строе колорита, ярко вспыхивающего
в центре картины и гаснущего в затененном
пространстве фона. Великий голландский
живописец, рисовальщик и офортист Рембрандт
ван Рейн скончался 4 октября 1669 года в
Амстердаме. Влияние искусства Рембрандта
было громадным. Оно сказалось на творчестве
не только его непосредственных учеников,
из которых ближе всех подошел к пониманию
учителя Карел Фабрициус, но и на искусстве
каждого более или менее значительного
голландского художника. Глубочайшее
воздействие оказало искусство Рембрандта
на развитие всего мирового реалистического
искусства впоследствии. |
3.1
Испанская живопись
достигает вершины в творчестве Диего
Родригес де Сильва Веласкеса (Diego Rodriguez
de Silva Velazquez) (1599—1660), одного из величайших
реалистов европейского искусства. Через
долгие годы придворной службы Веласкес
пронес идеи гуманизма, верность демократической
традиции испанской культуры, любовь к
простым людям. Более непосредственно
и смело, чем его предшественники-живописцы,
испанский художник обратился к реальной
действительности, расширив тематику
живописи, способствуя развитию в ней
различных жанров. Испанский двор и аристократия
ожили в его портретах со своей гордостью,
грустью, своими пороками, напряженной
жизнью страстей. В мифологических и жанровых
картинах Веласкес показал национально-самобытные
образы испанского народа.
Сила творчества Веласкеса — в глубине
психологического анализа и чеканной
отточенности характеристик. В своих портретах
он не льстил моделям, но представлял каждого
в индивидуальной неповторимости, национальной
и социальной характерности. Своеобразие
метода Веласкеса проявилось в эмоциональной
сдержанности, с которой он стремился
раскрыть в целостном единстве существенные
черты характера, душевного и умственного
склада человека в их сложности и противоречиях.
3.2
Диего Родригес
де Сильва Веласкес — один из первых мастеров
валерной живописи. Серые тона его картин
переливаются множеством оттенков, черные
легки и прозрачны. Яркие теплые тона,
холодные голубые, темные почти всегда
озарены ровным светом и образуют сдержанные
тонкие гармонии. Виртуозный мазок разнообразен.
Валеры не только обогащают цвета, которыми
пользовался Веласкес, но и моделируют
формы, окутывают их мерцающей световоздушной
средой. Достоинства колорита сочетаются
в картинах Веласкеса с ясностью и величественной
простотой композиции, чувством меры.
3.3
Веласкес родился
в Севилье, учился у Эрреры Старшего —
художника-реалиста, создателя драматических
суровых образов, затем у романиста Франсиско
Пачеко, гуманиста, поэта, автора трактата
по живописи. В семнадцать лет Веласкес получил
звание мастера искусств. В ранний период
творчества (1617—1621) он был близок к караваджизму,
обратился к распространенной в Испании
жанровой живописи — «бодегонес», изображая
незатейливые сцены жизни простых людей
в повседневной обстановке бедных темных
харчевен, в кухнях, среди скромной утвари
и скудных завтраков, скупо характеризующих
суровую красоту народного быта. Уже в
ранних работах обнаруживаются уверенность
рисунка, монументальность как бы приближенных
к зрителю форм, строгость крупнофигурных
композиций, придающих особую значительность
изображениям («Завтрак», около 1617, Санкт-Петербург,
Эрмитаж; «Водонос», около 1620, Англия, Лондон,
собрание Уэллингтон). Появляется характерное
для Караваджо освещение — луч света,
прорывающийся из оконца в темный интерьер,
выявляет пластическую выразительность
форм. Отказавшись от развернутого повествования,
художник сосредоточил внимание на национальной
характерности народных образов — горделивой
сдержанности, прорывающейся темпераментности,
удали, добродушии. Герои «бодегонес»
колоритны, но психологически они еще
статичны.
3.4
В 1623 году Веласкес
переехал в Мадрид, где жил около 40 лет; он получил место
придворного живописца короля Филиппа
IV. Карьера придворного при самом чопорном
и консервативном дворе Европы подчинила
его жизнь жесткому церемониалу дворцового
уклада. Вместе с тем здесь, при дворе,
Веласкес освобождался от необходимости
писать по заказам церкви, что ставило
его в особое положение среди современников.
Пребывание в мировой столице империи
Габсбургов способствовало расширению
жизненного и художественного кругозора.
Веласкес приобщился к демократическим
устремлениям общественной мысли того
времени. Вместе с тем в королевской сокровищнице
искусства, включающей множество шедевров,
он знакомился с высшими достижениями
европейской живописи. Hoвый период исканий
Веласкеса в первую очередь сказался в
портрете и бытовом жанре. Изображая короля
и знать, он исходил из традиции испанского
парадного портрета 16 века, но внутренняя
характеристика портретируемых у Веласкеса
многограннее. В портрете Филиппа IV (1628,
Мадрид, Прадо) передано анемичное холодное
лицо с бесстрастным взглядом и тяжелой
челюстью; но данная в рост стройная фигура
удлиненных пропорций с широким разворотом
плеч и небольшой головой импозантна.
Она занимает плоскость почти всего полотна,
черный плащ придает обобщенность и величественность
строгому силуэту, выделяющемуся темным
пятном на сером фоне. Торжественность
и статичность позы, сдержанность движений,
замкнутость гордого лица выражают невозмутимость
духа, внутреннюю собранность и высокомерную
отчужденность. Веласкес воплотил в образе
короля распространенный в испанском
обществе идеал достойной личности, исполненной
самообладания и чувства чести. Портрет
почти суров по колориту и построен на
контрасте бескровного лица, белого воротника
и темного костюма. Красная скатерть стола
мягко вписывается в серый фон, оживляя
его.
Веласкес смело расширил границы бытового
жанра, насыщая его содержательностью.
В картине «Вакх» («Пьяницы», 1628—1629, Мадрид,
Прадо) Веласкес обратился к мифологической
теме, но интерпретировал ее в бытовом
аспекте. Группа веселых бродяг, охмелевшие
лица которых несут следы беспокойной
жизни, изображена среди просторов полей
и гор. С ними античный бог вина Вакх и
фавны. Присутствие Вакха придало пирушке
характер действа, как бы приобщающего
простолюдинов к жизни вечных сил природы.
В бродягах, овеянных вольным духом полей,
с их удалью и широтой характеров подмечено
что-то стихийное, природное, значительное
— граница между возвышенным и низменным
художником как бы стирается. Бытовой
жанр приобретает новое звучание. Написанный
в мастерской, пейзаж хранит следы условности,
он не связан с фигурами, формы которых
пролеплены контрастной светотенью. Но
тонкость серебристо-перламутровых, сиреневатых
тонов тела Вакха, оттененных розово-красным
плащом, предвосхищает зрелую живописную
манеру Веласкеса.
3.5
Для формирования
Веласкеса-живописца большое значение
имела поездка в Италию (1629—1631), знакомство
с произведениями великих мастеров Возрождения.
Вернувшись из Италии художник написал
большую картину на современную историческую
тему — «Сдача Бреды» (1634-1635, Мадрид, Прадо).
Она посвящена взятию в 1625 году голландской
крепости испанскими войсками. Художник
отказался от распространенной в живописи
17 века парадно-аллегорической трактовки
батальной темы, Веласкес положил начало
реализму в исторической живописи. Драматические
события истории раскрываются через тонкие
психологические характеристики главных
действующих лиц, изображенных с портретной
достоверностью. Испанский адмирал Спинола
принимает символические ключи от города
из рук побежденного голландского полководца.
За внешней светской сдержанностью Спинолы
чувствуется и гордое сознание победы,
и благородство его натуры: учтиво встречает
он побежденного, отдавая должное отваге
и несломленному духу голландцев. Их предводитель,
прямодушный герцог Юстин Нассаусский
— коренастый, в походной одежде, без светского
лоска, в момент поражения не утрачивает
человеческого достоинства, добивается
почетных условий сдачи крепости. Оба
лагеря — испанский и нидерландский —
охарактеризованы объективно, с выявлением
отличия национальных и социальных особенностей
каждого из них. Гордые испанские гранды
с утонченными лицами, строгой выправкой
образуют компактную группу, над которой
победоносно высится лес копий. Нидерландские
солдаты — мужественные люди из народа.
И хотя склонились перед неприятелем их
копья и знамена, в свободных позах и открытых
лицах доминирует выражение независимости
духа.
Построенная на равновесии групп композиция
разворачивается на огромном, уходящем
вглубь пространстве равнины, на фоне
Бреды с ее могучими форпостами. Центр
композиции — эпизод передачи ключей,
он же психологическая завязка картины,—
окружен полукольцом действующих лиц,
которые как бы вовлекают зрителя в событие.
Широта замысла подчеркнута пейзажем,
в котором отблески пламени и дым пожара
сливаются с серебристым туманом летнего
утра. Точно переданы приметы местности,
следы недавних битв. Богатство красочной
палитры, построенной на прозрачных валерах,
решение проблемы изображения человека
в световоздушной среде характеризуют
новый этап творчества Веласкеса. Исчезают
глухие темные тени, резкие линии, серебристый
свет и воздух окутывают фигуры.
3.6
1630-е и 1640-е
годы — время расцвета
В поколенном парадном портрете Филиппа
IV (1644, Нью-Йорк, Музей Фрик) он утверждает
новые принципы реалистического портрета.
С блеском воспроизведенный великолепный
костюм лишь обостряет впечатление заурядности,
душевной инертности и безволия постаревшего
короля.
Во время второй поездки в Италию Веласкес
написал портрет папы Иннокентия X (1650,
Рим, галерея Дориа-Памфили). По беспощадности
и многогранности характеристики, по блеску
живописного воплощения это один из лучших
реалистических портретов в мировом искусстве.
Тяжелым взглядом исподлобья недоброжелательно
смотрит Иннокентий на зрителя. Непривлекательный
внешне образ многопланов — Иннокентий
хитер, жесток, двоедушен, но вместе с тем
умен, решителен, проницателен, то есть
как личность монолитен, значителен. Колорит
портрета построен на мощном аккорде переливчатых
темно-красных, вишневых, пурпурных, пламенно-розовых
оттенков накидки, скуфьи, кресла и фона.
Холодные голубые глаза, белоснежный воротник
и мерцающие складки кружевного белого
стихаря контрастируют с красными тонами,
создают напряженность, созвучную образу
человека сильных, но жестоких страстей,
изображенного в момент их концентрации.
Солнечные лучи, смягчая контуры, объединяют
краски, голубые прозрачные тени и рефлексы
рождают богатство полутонов. Портрет
Иннокентия X открывает поздний этап творчества
Веласкеса, когда он написал и ряд великолепных
детских портретов, хранящих всю непосредственность
и свежесть впечатлений от живой натуры,
преображенной игрой светотени («Инфанта
Маргарита», около 1660, Мадрид, Прадо; Киев,
Музей западного и восточного искусства).
Художник часто оказывает предпочтение
свободной от аксессуарности погрудной
форме, где портретируемый окружен воздушным
золотистым фоном. С особой проникновенностью
он изображает людей творческого, интеллектуального
склада со сложным многогранным внутренним
миром («Неизвестный», 1630-е годы, Лондон,
собрание герцога Уеллингтона). Портрет
ученика и слуги мавра Хуана Парехи (1649,
Солсбери, собрание Радиор) — воплощение
благородства, человечности и силы независимого
характера.
Особое внимание обращает на себя серия
портретов шутов и карликов испанского
двора — людей, стоящих внизу иерархической лестницы. В них ярко отразилось
уважение художника к человеческому достоинству,
внутреннему миру обездоленных. Правдиво
передавая духовную и физическую неполноценность,
Веласкес раскрыл в их образах человечность
и поднялся до скорбного трагизма. С немощным
телом Эль Примо (1644, Мадрид, Прадо) контрастирует
его умное сосредоточенное лицо, сдержанно-печальное,
полное душевной красоты и значительности.
Растерянный Эль Бобо из Кории (около 1648,
Мадрид, Прадо) забился в угол. Лихорадочно-беспомощно
потирает он дрожащие руки, в глазах проскальзывает
неясное душевное движение, но в страдальческой
робкой улыбке много трогательно-детского,
просветленного. Мягкие черты растворяются
в потоке света, обостряя выражение взволнованности.
Точка зрения сверху вниз, избранная художником,
сжатое пространство, как бы теснящее
юношу, усиливают чувство одиночества,
подавленности.
В поздний период творчества Веласкес
создает замечательные по силе обобщения
и сложности композиции. В условиях наступления
католической реакции в Испании он воскрешает
античную тему, волновавшую мастеров итальянского
Возрождения. В картине «Венера с зеркалом»
(около 1657, Лондон, Национальная галерея),
развивая традиции Тициана, Веласкес идет
дальше в сближении образа богини с реальной
женщиной. Полная обаяния молодая испанка
запечатлена на ложе в случайной непринужденной
позе. Неожиданная точка зрения со спины,
избранная художником, подчеркивает острую
красоту гибкого тела. Зеркальное отражение
лица фиксирует самосозерцание, в которое
погружена молодая женщина.
3.7