Жизнь и творчество Михаила Врубеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 19:01, реферат

Краткое описание

Искусство Врубеля, как поэзия Лермонтова, находит отклик у молодых. В духовном развитии подростков бывает "Лермонтовский" период, когда в тайне отождествляются с Печориным, когда лирику Лермонтова предпочитают всякой другой, даже пушкинской. А те, кто восприимчив к живописи, в это время открывают для себя Врубеля. С возрастом приходит более зрелое понимание его живописи, но, чтобы оно пришло, первая встреча с ним должна состояться в молодые годы: не испытав в юности обаяния Врубеля, потом наверстать уже трудно.

Содержание

Введение
Ранние годы
Ученичество
Киев. Встреча с древностью
Незамеченные шедевры
Демоническое
Музыка цельного человека
Портреты
Начало нового века. Поверженный Демон
Болезнь. Рисунки с натуры
Последнее
Основные даты жизни и творчества Врубеля

Вложенные файлы: 1 файл

Жизнь и творчество Михаила Врубеля.doc

— 525.50 Кб (Скачать файл)

   В течение полувека не  находилось художника, который  бы хоть сколько-нибудь достойно  воплотил могучий и загадочный  образ, владевший

воображением Лермонтова. Только Врубель  нашёл ему равновеликое выражение  в иллюстрациях, появившихся в 1891 году. С тех пор “Демона” уже  никто не

пытался иллюстрировать: слишком он сросся в нашем представлении  с Демоном Врубеля — другого  мы, пожалуй, не приняли бы.

   Вообще Лермонтовский цикл, в особенности иллюстрации к  “Демону” , можно считать вершиной  мастерства Врубеля-графика. Листы  эти создают 

впечатление богатой красочности, почти как “Восточная сказка” , хотя фактически они монохромны — исполнены чёрной акварелью с добавлением белил.

   Выражать цвет без цвета,  одними градациями тёмного и  светлого — эту проблему Врубель  ставил перед собой сознательно,  как показывает его гораздо 

поздняя работа над “Перламутровой раковиной” . Кажется, вся красота  раковины заключена именно в переливах  цвета и пытаться воспроизвести  эти 

переливы без помощи красок — безнадёжное дело. Но Врубель  не считал его безнадёжным. Он говорил: “Эта удивительная игра переливов заключается не в

красках, а в сложности  структуры раковины и в соотношении  светотени; в другой раз я передам  цвет только белым и чёрным” . Как  можно видеть по

графическим эскизам  “Раковины” , он действительно приближался  к решению этой задачи.

   Помимо “Демона” , Врубель исполнил несколько  иллюстраций к “Герою нашего  времени” , к поэме “Измаил-бей”  и отдельным стихотворениям.

 

 

 

Рисунок 3. 
Демон.

 

 

 

 

 

  Музыка цельного человека

   Невзирая на  трудности и драматические перипетии,  связанные с Нижегородской выставкой, 1896 год был счастливым для Врубеля — в начале этого

года он познакомился, а в июле обвенчался с певицей  Надеждой Ивановной Забелой.

   Он увидел её  — точнее, услышал — в Петербурге, на сцене Панаевского театра, где давала спектакли организованная Мамонтовым Московская частная

опера.

   Нельзя говорить  о Забеле просто как о “жене  Врубеля” — так же как странно  читать, что Врубеля в театральных  кругах называли просто “мужем 

артистки Забелы” . И  муж и жена были — каждый в  своей области — большими художниками, и их брак означал содружество людей искусства, друг друга

понимавших и вдохновлявших. Врубель был очень музыкален  и принимал самое близкое участие  в разучивании ролей Забелы, к  его советам она всегда

прислушивалась. Все его костюмы и грим он придумывал сам — став его женой, Забела ни разу не пользовалась услугами другого театрального художника.

Она, правда, не могла  принимать столь же прямого участия  в работе Врубеля над картинами, но её пение, сама её артистическая  индивидуальность значили

для него необычайно много, так что в конечном счёте она  помогала ему даже больше, чем он ей. В ней как в артистке он нашёл тот русский поэтический  образ,

который давно ему  мнился, мечтался и ускользал от него. Забела стала поистине его музой: её портрет-фантазия, написанный в год женитьбы, так и назван —

“Муза” .

   Забела была  не только музой Врубеля, но  и музой великого композитора  Римского-Корсакова. Всё обаяние  её таланта раскрывалось в  исполнении 

партий в его операх—  царевны Волховы в “Садко” , Снегурочки, панночки в “Майской ночи” , Царевны-Лебеди в “Сказке о царе Салтане” и Марфы в

“Царской невесте” . Две последние партии композитор писал специально для Забелы, в  расчёте на её голосовые и артистические  данные.

   Вместе со своей женой Врубель вошёл в мир музыки Римского-Корсакова. В самом деле: если в киевских вещах цветовое решение уподоблялось

россыпи сверкающих самоцветов, если в произведениях начала 90-х  годов цвет как бы несколько тяжелеет, уплотняется, то теперь появляются волшебные,

трепетные, не яркие, а  словно бы затаённые переливы светлых  тонов радужного спектра.

   В этом опаловом  и перламутровом ключе написаны  прекрасные большие акварели  “Тридцать три богатыря” , “Морская  Царевна” .

 

 

 

Рисунок 4. 
Морская Царевна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Портреты

 

   Портретный жанр как летопись нравов, типов и характеров был Врубелю чужд. Он избегал писать портреты по заказу, тем более лиц, которые его не

интересовали.

   У Врубеля много  быстрых портретных зарисовок,  набросков карандашом, акварелью; любопытно, что некоторые “без лица” , то есть лицо не

дорисовано. Большей частью это означало, что художника в  данном случае интересовало не лицо, а  что-то другое.

   Зато в тех  случаях, когда Врубеля заинтересовывало  именно лицо, его тянуло подвергнуть этого человека переодеванию, превращению— представить

его не в обычной обстановке и одежде, а превратить в какую-нибудь легендарную или воображаемую личность. Так он превратил дочку киевского  владельца 

ссудной кассы в восточную  принцессу среди ковров, а киевского сахарозаводчика и мецената И. Н. Терещенко — в Ивана Грозного.

   Некоторые лица  становились постоянными спутниками  его замыслов, героями его картин. Облик Э. Л. Праховой — богоматери  проходит через все 

религиозные композиции киевского периода, где приближаясь, где удаляясь от прямой портретности.

   Начало нового  века. Поверженный Демон

   К началу ХХ  века в русской художественной  жизни происходили заметные сдвиги. Обострился антагонизм художественных  группировок, возникали

новые течения. вырос  в авторитетную организацию петербургский  художественный кружок “Мир искусства” .

   Главным организатором  “Мира искусства” был энергичный, инициативный С. Дягилев, душой  и теоретиком — Александр Бенуа,  почти такой же 

темпераментный, как В. Стасов; ядро “Мира искусства” составляли художники К. Сомов, М. Добужинский, Е. Лансере, Л. Бакст, а позже и В. Серов. В

сущности — небольшая  группа. Но на выставках “Мира искусства” принимали участие и Левитан, и Коровин, и Нестеров, и Рябушкин, и многие другие, в том

числе члены товарищества передвижных выставок. И впервые  стал выставляться Врубель.

   До тех пор  его работы приобретались частными  лицами, а в выставочных залах  не появлялись. “Выставка русских  и финляндских художников” ,

организованная в 1898 году в Петербурге С. Дягилевым, была фактически первой, где некоторые вещи Врубеля предстали на всеобщее обозрение. Журнал

“Мир искусства” стал помещать репродукции его произведений. Потом они стали понемногу  появляться и на московских выставках.

   Хотя “Мир искусства”  и открыл Врубеля для публики,  между художественными принципами  мирискусников и Врубеля было  не много общего.

Теоретически их сближал  культ свободного творчества во имя  красоты, но красота многолика, и  единого ключа к ней нет. Изящный ретроспективизм и слегка

иронические стилизации Сомова, Бакста, того же Бенуа были довольно далеки от Врубеля с его титанизмом, размахом, с его “культом глубокой натуры” и 

бьющей через край экспрессией. Своим “натиском” Врубель  устрашал не только зрителей, воспитанных на гладенькой салонной живописи, но и ничего как

будто бы не боящихся мирискусников.

   Словом, ценителей  искусства Врубеля и к началу  ХХ века было мало, а поношений  — много. В такой атмосфере  Врубель начал работу над давно 

замышлявшимся “монументальным Демоном” — самым патетическим своим творением.

 

   Болезнь. Рисунки с натуры

 

   “Демон поверженный”  был скорбной вехой в биографии  Врубеля. Картина ещё висела  на выставке, когда её автора  пришлось поместить в одну  из 

московских психиатрических лечебниц. В течении полугода его состояние было настолько тяжёлым, что к нему никого не допускали, даже сестру и жену.

Потом он начал поправляться, писать вполне здравые письма близким, пытался рисовать, но это давалось ему с трудом — после эйфорического подъёма,

которым сопровождалась работа над “Демоном” , наступила  долгая депрессия, состояние художника  всё время было угнетённым, подавленным, себя он считал

теперь ни на что не годным. Так он был настроен и  тогда, когда вышел из лечебницы (в феврале 1903 года) и поехал на отдых в Крым. Ничто его не

интересовало, Крым не нравился, работать он почти не мог. Его тянуло на Украину.

   В мае 1903 Врубели  доехали до Киева и остановились  в гостинице. Неожиданно заболел  ребёнок — маленький Саввочка, только начинавший говорить.

Через два дня его  не стало. Вскоре у художника снова  начались приступы болезни.

   Его отвезли  сначала в Ригу, потом перевели  в клинику Сербского в Москву. Он был грустен, слаб, беспомощен  и физически совершенно истощён, так

как ничего не ел, желая  уморить себя голодом. К началу следующего года он почти умирал. Но кризис прошёл, его поместили в частную лечебницу  доктора Ф.

А. Усольцева в окрестностях Москвы. Там произошло его последнее  возвращение к жизни. Он стал есть и спать, прояснились мысли, стал много, с прежней

увлечённостью рисовать — и через несколько месяцев  вышел из лечебницы здоровым человеком.

   Самыми замечательными  среди рисунков, сделанных в больнице, являются несколько портретов  — доктора Усольцева и членов его семьи.

Карандашный портрет  Усольцева по красоте и твёрдости  техники и по выразительности  психологической стоит на уровне лучших портретных работ Врубеля.

 

 

 

 

 

 

 

  Последнее

   Весной 1905 года Врубель снова ощутил знакомые симптомы приближения недуга. Теперь он воспринимал их на редкость сознательно. Собираясь

опять вернуться в  клинику, он, как вспоминала его сестра, “прощается с тем, что ему особенно близко и дорого” . Он пригласил  к себе перед отъездом друзей

юности, а также своего любимого старого учителя Чистякова; посетил выставку “Нового общества художников” , которому симпатизировал; отправился в

сопровождении жены и  вызванного из Москвы Усольцева в  Панаевский театр, где девять лет  тому назад впервые увидел Забелу. Круг жизни замыкался. На

следующее утро Усольцев увёз Врубеля в Москву, в свой “санаторий” .

   Там художник  продолжал работать — и в  1905 году, и в следующем. Работал  над “Видением Иезекииля” , сделал  акварель “Путь в Эммаус”  , несколько 

портретов. Последним  был портрет Валерия Брюсова.

   Портрет Брюсова  делался по заказу Рябушинского, издателя журнала “Золотое руно”  , который задумал поместить в  журнале серию графических 

портретов поэтов и художников, выполненных выдающимися мастерами. Несмотря на то, что Врубель уже около года жил в лечебнице Усольцева,

предприимчивого Рябушинского это не остановило — он приехал  туда вместе с Брюсовым, снабдил  художника мольбертом, ящиком цветных  карандашей и 

уговорил принять заказ. Впрочем, Врубеля и не пришлось уговаривать, так как Брюсов ему очень понравился. Врубелю понравились и стихи Брюсова —

раньше он их, по-видимому, не знал, а теперь, прочитав, нашёл, что  “в его поэзии масса мыслей и  картин” .

   Портрет Брюсова  сначала был написан на фоне  тёмного куста сирени, из которого лицо выступало рельефно и живо. Брюсов был в восторге от

портрета, но художник не считал его законченным и продолжал  сеансы. Брюсову нужно было уехать на две недели в Петербург; по возвращении  он ахнул — 

весь фон с сиренью  оказался стёрт. “Михаил Александрович так пожелал” , — объяснил молодой художник, посещавший Врубеля в больнице и помогавший

ему смывать фон. Брюсову  Врубель сказал, что сирень не подходит к его характеру и что он сделает новый фон с изображением свадьбы Амура и Психеи, по

фотографии с итальянской фрески. Он принялся за новый фон, но успел нанести на полотно только предварительный набросок, где едва различаются намёки

на изображение. На том  работа оборвалась, так как зрение стало отказывать художнику —  он плохо видел, что делает его рука, путал цвета, брал не те

карандаши, какие хотел.

   Потом художник, видимо, ещё пытался продолжать  работу над “Видением Иезекииля” , но слепота быстро прогрессировала,  скоро он перестал видеть 

совсем.

   Его снова перевезли  в Петербург, поближе к жене, работавшей в Мариинском театре, и здесь — то в одной, то в другой лечебнице — провёл он

последние четыре года жизни, медленно угасая и в 1910 году, пятидесяти четырёх лет от роду, Врубель скончался  от воспаления лёгких.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Основные даты жизни и  творчества Врубеля

 1856,5 марта. М. А. Врубель родился в Омске, в семье военного юриста.

   1874. Поступление  на юридический факультет Петербургского  университета.

   1880. Поступление  в Академию художеств. 

   1881-1884. Занятие в Академии художеств под руководством П. П. Чистякова.

   1884, май. Отъезд  в Киев для реставрационных  работ в Кирилловской церкви.

   1884, ноябрь —  1885, май. Поездка в Венецию.  Работа над иконостасными образами  для Кирилловской церкви

   1886 — 1889. Работа в Киеве. Картины “Девочка на фоне персидского ковра” , “Гамлет и Офелия” ; эскизы для Владимирского собора. Первые варианты

“Демона” .

   1889, осень. Переезд в Москву.

Информация о работе Жизнь и творчество Михаила Врубеля