Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 15:54, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование и анализ жизни и творчества художника-постимпрессиониста Поля Гогена. В этой курсовой работе мы тщательно сможем проследить развитие его творчества, начиная с его «юных» произведений, постепенно подступая к более зрелым картинам, останавливаясь на самых интересных, где-то неоднозначных и противоречивых работах, или же, напротив, на том, что вызывает у ценителей постимпрессионизма и в целом искусства какую-то единую точку зрения. Так или иначе, невозможно оставаться равнодушным к творчеству Поля Гогена: его работы завораживают, заколдовывают, в них есть некая доля интимности и загадки. Каждый человек сможет найти в его картинах что-то свое, каждый сможет найти «свою» картину…
Введение………………………………………………………………………..3-5
1 глава. Жизненный путь художника………………………………………..6-11
2 глава. Творчество Поля Гогена…………………………………………….12
Подглава 1. Эпоха импрессионизма, 1874-1888 гг…………………….12-14
Подглава 2. Период синтетического стиля, 1888-1895 гг……………..14-20
Подглава 3. Вершина творчества, 1895-1903 гг………………………..21-24
Заключение…………………………………………………………………….25-27
Список литературы…………………………………………………………..28
Хронология жизни художника………………………………………………29
Список иллюстраций…………………………………………………………30
Еще одно знакомство Гогена чуть не закончилось трагедией. В октябре 1888 года он согласился провести зиму в Арле, на юге Франции, вместе с Ван Гогом, который мечтал основать в Арле новую колонию художников. Он с нетерпением ждал Гогена, надеясь найти в нем единомышленника. Но для Гогена эта поездка была лишь счастливой возможностью, не заботясь о хлебе насущном, поработать в теплых краях — брат Ван Гога, Тео, обещал оплачивать все расходы.
Ситуация осложнилась из-за позиции, занятой Гогеном. В Бретани вокруг него сложился круг восторженных поклонников, и теперь он обращался с Ван Гогом, как с учеником. Уже спустя некоторое время оба художника напоминали «готовые извергнуться вулканы». 23 декабря Ван Гог набросился на своего гостя с ножом, а потом отрезал себе часть уха.
Гоген незамедлительно уехал в Париж.
Несколько лет Гоген провел в разъездах между Парижем и Бретанью, но его уже манили новые горизонты. В 1889 году он посетил Всемирную выставку в Париже, которая напомнила художнику о далеких странах. Его охватила страсть к перемене мест. Выбор пал на Таити, где Гоген намеревался «погрузиться в чистоту природы и не видеть никого, кроме туземцев». Чтобы оплатить путешествие, он устроил распродажу своих картин. Предприятие оказалось выгодным и принесло более 10 000 франков.
В июне 1891 он прибыл на Таити и сразу же испытал страшное разочарование. Столица острова, Папеэте, была цивилизована и утратила свою первобытность. Занесенные европейцами болезни бук вально выкосили местное население, сократив его за сто лет в десять раз: с 70 до 7 тысяч. Остров вымирал, и вместе с ним умирали местные ремесла, искусство, обряды.
Гоген купил соломенную хижину в глухой деревушке и принялся за работу. Палитра художника расцвела яркими красками, повторяющими краски тропической зелени, моря, солнца, песка. На многих лучших работах Гогена, написанных в этот период, изображена 13-летняя Теху-ра, которую ее родители охотно отдали в жены Гогену. Но несмотря на идиллическое настроение полотен, жизнь по-прежнему не слишком улыбалась художнику. Деньги быстро кончались, и в целях экономии приходилось разводить краски пастой из корней хлебного дерева. Сильно пошатнулось и здоровье художника. Частые и беспорядочные связи с местными девушками привели к тому, что Гоген заболел сифилисом. В конце концов, он запросился обратно во Францию.
Возвращение было недолгим. Получив в 1895 году небольшое наследство, Гоген вновь уехал на Таити, где его продолжали преследовать нужда и болезни. Уставший, близкий к отчаянию, художник перебрался в 1901 году на Маркизовы острова.
Здесь 8 мая 1903 года он скончался от сердечного приступа.
Оставшееся после него имущество было продано с молотка, разбазарено в полном смысле этого слова.
Еще в том же году в Париже и в Берлине были устроены выставки его картин. Он разделил судьбу многих своих современников: успех и слава пришли к нему лишь после смерти.
Глава 2.
Творчество Поля Гогена.
Творчество Гогена в основном можно разделить на три типа:
Подглава 1.
Эпоха Импрессионизма, 1874-1888 гг.
Еще не выяснено, когда он начал заниматься рисованием и живописью – до женитьбы или после нее – что не безразлично с точки зрения его биографии, но во всяком случае довольно поздно. Он был начинающим в обществе более молодых товарищей. До 1883-го года он был «воскресным художником», когда в возрасте 35-ти лет целиком отдался своему призванию и, как известно, оставшиеся недолгие 20 лет посвятил искусству. По сравнению со своими современниками, он обладал тем преимуществом, что не терял времени даром, так как, написав несколько неплохих картин, изображающих берег Сены, уже в 1876 году он познакомился с Писсарро и примкнул к самому прогрессивному направлению того времени – к импрессионизму. Картина «Зиминий пейзаж» (Ил.1) показывает, какое влияние оказал на него Писсарро, а так же то, что в случае самых простых тем он стремился путем выделения плоских поверхностей зданий построить более определенные композиции. Этот путь позже в такой же последовательности полностью прошел и Сезанн, что, возможно привело к тому, что Гоген, и лично и в искусстве, пытался сблизиться с ним. Написанная в следующие годы картина «Семья Гогена» (Ил.2) своей мягкостью и воздушностью, а так же и композиционным построением напоминает лучшие семейные портреты Ренуара.
В том же 1880 году Гоген с натурализмом, характерным для Золя, написал «Этюд обнаженный фигуры» (Ил.3), крупное по размерам, но непривлекательное произведение, о котором в свое время с большой похвалой за «превосходящий Курбе» реализм, отзывался Гюйсманс.
Следующая работа, - «Натюрморт в интерьере» (Ил.4), - интересная попытка объединить в одной картине обе темы. Вероятно, что она была выполнена в Копенгагене; на ней изображены сидящие у окна родственники жены Гогена с его детьми. Грустное настроение, которым охвачена картина, отражает не только холодность чуждого художнику северного мира, но и трагизм его положения. Мы знаем, что в июне он вместе с сыном Кловисом вернулся в Париж, где жил в такой бедности, как никогда.
В этот период он почти не создает многофигурные композиции, а пишет преимущественно натюрморты и пейзажи. Характерно, что он избегает изображать людей и уделяет больше внимания животным.
В 1886 году он впервые едет в Бретань, в Понт-Авен. Написав морской берег в духе Клода Моне, а так же пейзаж в стиле пуантелиста Сёра, он наконец находит себя в картине «Натюрморт с профилем Ш. Лаваля» (Ил.5) Эта картина строга и замкнута по композиции, холодна по цвету, в ней подчеркнуто выделена пространственность изображенного. Ваза необычной формы – тоже произведение Гогена; он с охотой занимается керамикой, скульптурой и рельефами из дерева.
В следующем, 1887 году Гоген вместе со своим другом Шарлем Лавалем провел несколько месяцев на Мартинике. Художники надеялись найти там новые темы и мотивы. Но результаты поездки не стоит переоценивать. Правда, возросла цветность их картин, но экзотическое окружение они воспринимали глазами европейцев. В это время Гоген начинает отдавать предпочтение фигурным композициям. В «Сборщицах манго» (Ил.7) ему удается удачно передать гармоническое единство человека и природы. В находящемся в Эдинбурге пейзаже проступает новая черта в творчестве Гогена – красочная декоративность, достигнутая при помощи сопоставления чистых цветочных пятен. Солнечность и экзотическое красочное богатство окружающего мира придают ему смелость и свободу в выборе и применении цветов.
Подглава 2.
Период синтетического стиля, 1888-1895 гг.
1888 год был чрезвычайно важным
в творческой жизни Гогена. С
весны до осени он живет
в Понт-Авене, где в кругу
друзей признан самым
В это же время он переживает короткое увлечение японским искусством и экспериментирует в характерном для него стиле. Весной 1888 года Бинг устраивает выставку картин Укийое и выпускает издание «Японское искусство», чем направил внимание художников и ценителей на японское искусство. Гогена поражает в японском искусстве оригинальность, естественная выразительность композиции, повышенная линейная декоративность, свобода в обращении с крупными поверхностями, цветовая гармония и, вместе с тем, пренебрежение к светотени и перспективе, а так же стилизованность.
Картина «Рыболовы» (Ил.6), очевидно по рассеяности датированная 1887 годом, уже обнаруживает некоторые черты «японского стиля». Как бы с высоты птичьего полета мы видим пейзаж, заполняющий все полотно. Картина «Волны» еще более «японская», хотя материал, которым пользовался художник, - масло и полотно, - значительно утяжеляют композицию, в то время как «японские подлинники» легки и светлы по цвету, будь то рисунок тушью на бумаге или резьба по дереву. Еще больший интерес в этом плане представляет часто репродуцируемый теперь «Натюрморт со щенятами», где естественное и почти по-детски простое декоративное оформление напоминает расположенные рядом друг с другом, без взаимосвязи, рисунки японской резьбы по дереву.
В августе 1888 года Эмиль Бернар вторично приехал в Понт-Авен и долго пробыл там вместе с Гогеном. Талантливый молодой художник, он, едва достигнув 20 лет, уже переписывался с Сезанном и дружил с Ван-Гогом. Вместе с Анкетеном он явился изобретателем «клуазонизма» - художественного метода, который лишь после того, как его стал применять Гоген, приобрел законченность и выразительность. Метод этот заключался в том, что на поверхность холста наносят синие или черные толстые контурные линии и пространство меж ними заполняют одноцветными пятнами, что весьма напоминает перегородчатую эмаль. Гоген в двух своих «Декортивных пейзажах», находящихся в Стокгольме, демонстрирует новый метод с его крайними, но не долговременными художественными средствами. Не безынтересно отметить, что, по крайней мере по рисунку, это направление скорее ближе к картинкам на японских лакированных коробочках, чем к декоративно-орнаментальному стилю перегородчатой эмали. Но несомненно, что умеренное использование метода «перегородчатой эмали» помогло созданию ценных и оригинальных произведений. Такова, например, композиция Гогена «Борьба Иакова с ангелом» (Ил.10), в которой он, свободно используя опыт серии Хокусаи-Манга, развертывает библейский сюжет перед одетыми в чепцы бретонками. Бордово-красный травяной ковер как бы рассечен надвое стволом дерева. Этот стиль Гогена получил и другое название – синтетизм.
Работы такого характера, - с точки
зрения авангардистской литературы,
- относятся уже к эпохе
Метод «перегородчатой эмали» образовал основу «синтетизма» в том смысле, что выделяя контуры упрощенных форм среди больших цветовых поверхностей, он вместе с тем подчеркивал основной мотив и создавал определенный ритм композиции.
Гоген хотел поделиться этим своим новым открытием в искусстве с Ван-Гогом, когда наконец, 20 октября после настойчивых приглашений последнего, приехал к нему в Арль. Интересно, однако, отметить, что Гоген не был еще полностью убежден в правильности нового стиля, поэтому картины, написанные им во время совместной жизни с Ван-Гогом, носят более традиционный характер и в них сказывается влияние вариантов ее, выполненных Гогеном, менее известная композиция (Ил.12) очень сходна с одной из акварелей Ван-Гога.
Изображая сбор винограда в Арле, он населяет картину бретонскими женщинами (Ил.13). Чем иным можно это объяснить, как не тяготением к «мотивам»? То же можно сказать и относительно центральной фигуры молодой женщины, сидящей, подперев лицо руками, - прекрасное повторение «Мыслителя» Родена, - проходящей через ряд его произведений, начиная от исполненного в модернистском стиле «Бретонского пейзажа с фигурами», через «Нирвану» (Ил.21) до крайней, сидящей на краю могилы фигуры в картине «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?»(Ил.40), которую многие считают самым значительным произведением художника.
Более тщательного изучения требует
вопрос, как развивалось творчество
Гогена в эти бурные, но плодотворные
недели, проведенные им вблизи Ван-Гога.
Быть может они привели к
Гоген возвращается из Арля в Париж, где существует благодаря гостеприимству Шуффенекера. В начале 1889 года он пишет портрет семьи своего друга (Ил.15), для которого характерны сочетания больших цветовых плоскостей: голубые стены, желтый пол, коричневый халат женщины, малиново-красная одежда детей. Это замечательное произведение в новом стиле, характерное для начала самых плодотворных лет, проведенных Гогеном во Франции. Следующая его работа «Прекрасная Анджела» (Ил.16), изображает хозяйку гостиницы в Понт-Авене, которая даже не захотела принять в подарок картину. Картина попала сначала к Дега, потом была подарена коллекционером Волларом Лувру. В печальном известном «Синтетическом автопортрете» (Ил.17) художник насмехается и издевается над крайностями своего нового стиля, но резкими красками и легкими линиями, столько редкими для него, Гоген, открыто играя формой, смело выступает зачинателем нового направления, которое после него продолжает Тулуз-Лотрек и Боннар в своих плакатах.