МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО
ХОЗЯЙСТВА РФ
ФГБОУ ВПО “Московская
Государственная Академия Ветеринарной
Медицины и Биотехнологии имени К.И.Скрябина”
Реферат по культурологии
на тему:
“Жизнь и творчество
Сальвадора Дали”
Работа выполнена
Студенткой ФВМ
1 курса, 1 группы
Поповой Варварой
Петровной
Москва 2015 год.
Содержание:
- Публичный секрет Сальвадора
Дали (3-4 страница)
- Маленький король (4-5 страницы)
- Студенческие годы (5 страница)
- Андалузский пес (6 страница)
- Расцвет творчества (7-18 страницы)
- Последняя работа (18-19 страницы)
- Вывод (20-23 страницы)
Сальвадор Дали (1904 – 1989)
Публичный секрет
Сальвадора Дали.
В возрасте 37 лет Сальвадор
Дали пишет автобиографию. Назвав книгу
Тайная жизнь Сальвадора Дали, испанский
художник описывает в ней детство, студенческие
годы в Мадриде и начало своей славы в
Париже, т.е. период жизни до отъезда в
США в 1940 г. Неточностей в описаниях достаточно
много. Даты зачастую недостоверны, детские
воспоминания слишком безоблачны. Автопортрет
1942 г. и все дальнейшие портреты Дали вплоть
до его смерти в 1989 г. показывают, что речь
идет об исключительно эксцентричной
личности. Акт саморазоблачения в автобиографии
Дали это вид вивисекции (проведение хирургических
операций над живым животным с целью исследования
функций организма либо извлечённых отдельных
органов, изучения механизмов действия
лекарственных средств, разработки методов
хирургического лечения или же в образовательных
целях), исследование живого тела, доведенное
до чистого нарциссизма. Чем больше Дали
открывается на публике, тем больше он
скрывает себя. Его маски становятся все
величественней и великолепней: он называет
себя “гением” и даже “богоподобным”.
Кто на самом деле был под маской Дали,
порыто тайной.
Трудно назвать другого художника,
о котором слагалось бы такое количество
мифов как о Дали. Пожалуй, сам он считал
существование на публике еще одной гранью
творчества и потому постоянно провоцировал
скандальный интерес к своей особе. Но
сегодня ясно, что этот универсальный
мастер – живописец, график, скульптор,
писатель, поэт, сценарист – действительно
занимает уникальное место в художественной
культуре XX века.
Маленький король.
Сальвадор Фелипе Хасинто Дали
родился в городе Фигерас, на северо-востоке
Испании, в семье нотариуса. Он рано начал
рисовать и мечтал иметь собственную мастерскую.
В его распоряжение отдали бывшую прачечную
на чердаке, где юный художник устроил
рабочий стол прямо в ванне. “Многое из
того, что я сделал после, я задумал и даже
испробовал в той первой мастерской”,
- утверждал Дали. И действительно, на протяжении
всей жизни он черпал образы в ярких воспоминаниях
детства. Так почти лишенный растительности
пейзаж Кадакеса – небольшого средиземноморсого
поселка, где мальчиком проводил школьные
каникулы и куда потом приезжал постоянно,
- стал фоном многих живописных произведений
(зрителям этот ландшафт казался фантастическим).
Вся жизнь Дали была омрачена
смертью брата. 1 августа 1903 г. первенец
семьи в возрасте двух лет умер от гастроэнтерита.
Ребенком Сальвадор чувствует себя последышем
умершего брата. “Все мое детство я жил с чувством,
что являюсь частью моего покойного брата.
В своем теле и в душе я ощущал труп брата,
потому что родители постоянно говорили
о другом Сальвадоре”.
Сальвадора в Фигерасе баловали
и лелеяли, он был окружен женским вниманием
матери, бабушки и тетушки. С ровесниками
он общался мало, чаще играл один. Он воображал
себя королем и разглядывал себя в зеркале:
“С короной на голове, в длинном до пят
плаще, надетом на голое тело, я стоял и
давил на гениталии, пряча их, чтобы как
можно больше походить на девочку. Уже
тогда меня восхищали три вещи: слабость,
старость и роскошь.”
Уже в 1918 г. Дали представил
работы на выставке художников в Фигерасе.
Он страстно увлекался импрессионизмом,
затем кубизмом, футуризмом, лихорадочно
выхватывая сведения о новостях в искусстве
из парижских журналов. Но при этом в отличие
от многих представителей авангарда всегда
почитал классиков и не стремился никого
ниспровергать.
Поступив в 1922 г. В мадридскую
Королевскую академию изящных искусств
Сан-Фернандо, Дали сблизился с поэтом
Федерико Гарсия Лорком и Луисом Буньюэлем
– в будущем знаменитым кинорежиссером.
Эта юношеская дружба трёх выдающихся
художников Испании значительно повлияла
на их творчество. Воздействое Лорки определило
дальнейший выбор Дали. Шаг за шагом “поэтическую
Вселенную” Лорки, провозглашавшего присутствие
в мире неподвластной определению Тайны.
Из академии Дали был исключен
в 1928 году за дерзкое поведение. Но к тому
времени уже состоялась первая персональная
выставка в Барселоне, короткая поездка
в Париж, его знакомство с Пикассо. Имя
и работы Дали привлекли к себе пристальное
внимание в художественных кругах.
В 1928 г. Дали вместе с Буньюэлем
написали сценарий, а затем поставили
фильм “Андалузский пес”.
Картина стала сюрреалистическим
манифестом в кино и вызвала скандальную
реакцию у критики и публики (как, впрочем,
и следующий их совместный фильм − “Золотой
век” 1930 г.). Семнадцать минут причудливых
сюрреалистических образов, которые с равным
успехом могут нести в себе глубочайший
смысл или не значить вовсе ничего. Глаз,
располосованный бритвой; человек, тычущий
тростью в отрубленную руку, лежащую среди
улицы; мужчина, волокущий за собой два рояля,
в которых — мертвые, полуразложившиеся
ослики и вполне живые священники; человеческая
ладонь с дырой, из которой появляются муравьи.
Зрителям приходиться ломать голову над
немыслимой логикой совмещения.
Интересные факты о фильме “Андалузский
пес”:
- Сам Луис Бунюэль сыграл роль мужчины с бритвой в прологе.
- В 1960 году Буньюэль добавил к фильму саундтрек — музыку из оперы Вагнера «Тристан
и Изольда» и два аргентинских танго.
Эту же музыку играл граммофон
во время премьерных показов
фильма.
- На премьере фильма
в Париже в 1928 году у Луиса Буньюэля были запасены полные карманы камней, чтобы в случае скандала иметь
возможность отбиться от разъярённых зрителей.
Опасения режиссёра оказались напрасными.
Фильм содержит аллюзии
на произведения нескольких
писателей того времени, в том числе на стихотворения Федерико Гарсиа Лорки и роман Хуана Рамона Хименеса «Платеро и я», который создатели
фильма сильно недолюбливали.
В основе сценария
фильма «Андалузский пёс» лежат два сновидения его создателей Луиса Буньюэля и Сальвадора Дали.
«Андалузскими псами»
в Студенческой резиденции
презрительно называли южан; прозвище
означало: слюнтяй, маменькин сынок, недотёпа, растяпа и т. п.
Актеры этого фильма: Пьер Батчефф и Симона Марей в разное время покончили
жизнь самоубийством, Марей подожгла себя
в 1954 году, Батчефф умер от передозировки вероналом
в 1932 году.
Когда в 1928 году в Париже художник
познакомился с Андре Брестоном и Полем
Элюаром, сюрреализм переживал первый
кризис. Тем не менее Дали присоединился
к группе, и очень скоро его имя в сознании
публики стало олицетворять сюрреализм.
В 1929 году Сальвадор Дали соединил
свою судьбу Элен Элюар (урождённой Еленой
Дьяконовой, бывшей женой Поля Элюара).
У неё было прозвище Гала (франц. “праздник”).
Она стала постоянной моделью художника,
его праздником, его музой. Этим же годом
помечены первые сюрреалистические полотна
Дали. Обычно в них на фоне пустынного
ландшафта возникали фантастические видения,
растекающиеся или разрушающиеся формы
которых выписаны художником не как туманные
миражи, а абсолютно чётко. Его творческий
почерк определился окончательно.
Каждая картина становилась
своеобразным интеллектуальным ребусом.
На одном из самых известных полотен XX
века - “Постоянство памяти” (1931 г.) –
мягкие, словно расплавленные циферблаты
часов свисают с голой ветки оливы, с непонятного
происходжения кубической плиты, с некого
существа, похожего и на лицо, и на улитку
без раковины. Каждую деталь можно рассматривать
самостоятельно, а все вместе они создают
магически загадочную картину.
И в этой и в других работах,
таких, как “Частичная галлюцинация: шесть
портретов Ленина на фортепьяно” (1931 г.),
“Мягкая конструкция с варёными бобами:
предчувствие гражданской войны в Испании”
(1936 г.), “Пылающий жираф” (1936 г.), “Сон,
вызванный полетом пчелы вокруг граната,
за секунду до пробуждения” (1944 г.), прочитывается
чёткость и абсолютная продуманность
композиционного и колористического строя.
Совмещение реальности и бредовой фантазии
как бы конструировалось, а не рождалось
вдруг, по воле случая.
Частичная галлюцинация: шесть
портретов Ленина на фортепьяно. 1931 г.
Национальный музей современного
искусства, Центр Ж. Помпиду, Париж.
Мягкая конструкция с вареными
бобами: предчувствие гражданской войны
в Испании. 1936 г. Музей искусств. Филадельфия. Всю центральную часть полотна занимает странная конструкция из человеческих рук и ног, своей формой напоминающая очертание Испании. Сооружение как будто нависает над традиционным для Дали низким горизонтом. Внизу на земле рассыпаны варёные бобы. Сочетание этих предметов создаёт абсурдно, болезненно-фантастическое сочетание, передающее впечатление Дали от событий, происходивших в те годы в Испании.
“Пылающий жираф” или “Жираф в огне”
— картина, написанная Сальвадором Дали
в конце 30-х годов – одно из самых значительных
произведений великого художника.
К этой картине имеет непосредственное
отношение и другая работа Дали, «Изобретение
монстров». Именно эти две картины, по
мнению самого великого художника являются
своего рода предупреждением о надвигающейся
войне. И действительно, в обеих картинах
фигурирует жираф с горящей спиной.
Трагичность произведения подчеркивается
ярким контрастом пламени на голубом фоне.
Кроме того, особенно эффектно выглядит
необычайный аквамариновый цвет картины.
В целом, сочетание красных и синих цветов
в работе играют особую роль, привлекая
внимание и вызывая тревожные чувства.
На переднем плане изображена фигура
женщины, с протянутыми вперед руками.
Лицо женщины и предплечья окровавленные,
словно с них содрали кожу. Голова ее, лишенная
лица, преисполнена отчаяния и беспомощности
перед надвигающейся опасностью.
Сзади этой женщины стоит еще одна фигура,
в руках которой висит кусок мяса, символизируя
смерть и самоуничтожение человечества.
Позади каждой женской фигуры изображены
своеобразные подпорки, которые Сальвадор
Дали зачастую использовал в своих произведениях,
таким образом демонстрируя слабость
и порочность человека.
Несмотря на то, что фигура животного
выполнена гораздо меньших размеров, чем
фигуры женщин, сам жираф, «мужской космический
апокалиптический монстр», является центральным
образом картины.
В целом, великий художник пытался передать
этой картиной предчувствие надвигающейся
войны. Хотя некоторые исследователи и
эксперты склоняются к версии, что Дали
этой работой высказывал негативное отношение
к государству и беспомощность простого
человека перед властями.
В 30-х гг. Дали много путешествовал
– ездил в Лондон, Париж, Вену, Италию,
США. С его прибытием в Америку страну
охватила “сюрреалистическая лихорадка”.
В честь Дали устраивались сюрреалистические
балы с маскарадами, на которых гости появлялись
в костюмах, словно бы вдохновленных фантазией
художника, - экстравагантных, провоцирующих,
забавных.
Балы и выставки с успехом проходили
и в Европе. Дали предлагал потрясённым
зрителям не только картины, но и сюрреалистические
предметы: ножи с зеркальцами, калейдоскопические
очки для автомобилистов, следующих скучными
и однообразными маршрутами, туфли на
пружинах и т.д. Успех принёс богатство.
Avida dollars (“жажду долларо”) – такую анаграмму
имени Salvador Dali составил Андре Бретон, рассорившись
с художником. Я считаю, что Дали лукавил,
когда однажды обмолвился: “Я понятия
не имею, богат я или беден. Всем распоряжается
жена. А для меня деньги – мистика“. Он
прекрасно знал, что богат и востребован,
поэтому культ индивидуализма, который
всегда проповедовал Дали, заставлял его
разрушать любые групповые устои, действовать
вразрез с любой идеологией – художественной
или политической. Скорее всего это стало
причиной исключения его из группы сюрреалистов
(это произошло в 1938 г.).