Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 23:33, реферат
Художники-портретисты стремились передать в изображении не только внешние черты и психологию своих героев, но и их социальную принадлежность. Такое отношение к изображению современников явилось следствием углубления социальных мотивов во всей белорусской живописи, вызванного распространением идей революционных демократов. Живописцы ставят своей целью создание портретов-биографий, основанных на глубоком проникновении в психологию портретируемого. В портретной живописи появляется новый образ труженика. Изображения крестьян, ремесленников, городской бедноты коренным образом отличаются от аналогичных изображений начала XIX в. Вместо схематичных, лишенных индивидуальной характеристики лиц мы видим глубоко психологические образы. Раскрывается внутренний мир героев.
Глава III. Портретный жанр в конце XIX – начале XX в.
1. Портретное творчество Я. Кругера и Ю. Пэна
Количество портретов, созданных в рассматриваемый нами период, невелико. Однако было бы несправедливо забыть тех живописцев, которые работали преимущественно в жанре портрета.
Несомненное влияние на творчество портретистов оказала деятельность в Белоруссии великого русского живописца И. Е. Репина. Как уже отмечалось, в начале 90-х годов Репин, живя в Здравневе, создал серию интересных композиционных портретов (в том числе «Белорус», «Осенний букет», «Портрет художника Вещилова»). Они являются лучшими из произведений этого жанра, созданных в дореволюционной Белоруссии. И. Е. Репин увидел в белорусском крестьянине человека с чувством собственного достоинства («Белорус»), свободолюбивого, гордого, способного постоять за свои права. Многие белорусские портретисты пошли по репинскому пути. Они создали портреты глубоко реалистические как по содержанию, так и по форме.
Характерным в этом отношении является творчество живописцев Я. Кругера и Ю. Пэна. В «Автопортрете» Я. Кругера (Национальный художественный музей Беларуси) можно отметить много интересных черт, роднящих его с произведениями других представителей реалистического направления в живописи. Композиция упрощена до предела. Художник изобразил себя анфас, в свободной, непринужденной позе. Независимый, гордый взгляд, лихо надвинутый на лоб берет, упрямый поворот головы свидетельствуют о характере твердом, последовательном, целеустремленном.
Тот же тип интеллигента конца XIX — начала XX в. присутствует в ряде работ Ю. Пэна. В «Портрете художника Туржанского» (Национальный художественный музей Беларуси) наряду с признаками эпохи, выразившимися в характере портретируемого и в его одежде, переданы и признаки профессии. Живописца Туржанского, любившего изображать тихие уголки Витебска, художник показал за работой, в момент творческого вдохновения. Сосредоточенный, внимательный взгляд, упрямо сжатые губы, немного прищуренные глаза указывают на то, что портретируемый поглощен работой. Ю. Пэн меньше всего заботился о показе внешних признаков профессии Туржан-
ского. Его характер он выразил через передачу психологического состояния.
Сходные черты можно наблюдать в некоторых автопортретах Ю. Пэна, в частности в «Автопортрете», написанном в начале XX в. в Витебске (Национальный художественный музей Беларуси), где художник показал себя за работой. Интересна композиция произведения. В небольшой по формату холст (20 х 30) живописец вкомпоновал только голову и правую руку, держащую кисть, расположив ее таким образом, чтобы основное внимание зрителя сосредоточивалось на острие кисти. Эта, на первый взгляд, малопримечательная деталь помогает раскрыть характер художника. Живописец действительно очень любил «доводить» свои произведения тонкими, колонковы-
293
ми кистями, внимательно выписывая все детали. В этом портрете он остался верен себе. Внимание к деталям в сочетании с тщательной проработкой лица и рук характерно и для многих других портретов Ю. Пэна, написанных в рассматриваемый период.
2. Григорий Михайлович Бобровский. 1873 – 1942
Характерным примером следования принципам, провозглашенным И. Е. Репиным, может служить творчество его ученика, белоруса Григория Михайловича Бобровского.
294
Г. Бобровский, подобно Н. Силивановичу, творчество которого мы рассматривали во второй главе, большую часть своей жизни провел в Петербурге, где после окончания учебы в Академии художеств преподавал в школе Общества поощрения художеств (1905 —1917). Но, как видно из переписки художника, он никогда не порывал связей с родной Белоруссией. В летние месяцы он навещал Белоруссию, собирал здесь материалы для своих бытовых композиций, пейзажей и портретов. Наиболее плодотворно Бобровский работал в жанре портрета.
Г. Бобровский родился в семье священника в деревне Поречье Невельского уезда Витебской губернии. Специального образования в детстве не получил. Родите-
294
ли хотели сделать из него священника. Бобровский был отдан в Витебскую духовную семинарию, которую окончил в 1891 г. Благодаря своему блестящему художественному дарованию в 1893 г. он поступил в Петербургскую Академию художеств. Большое влияние на формирование творческой индивидуальности Бобровского оказал И. Е. Репин, в мастерской которого Бобровский стал заниматься после окончания учебы в головном и фигурном классах.
Материальное положение
В художественных выставках Бобровский начал участвовать еще в период учебы. Первые его работы (в основном портреты и пейзажи, написанные в Петербурге и Витебске) появились на весенней академической выставке в 1898 г. В последующие годы Бобровский прини-
295
мал активное участие в выставках Союза русских художников, «Мира искусств», Нового общества художников и других художественных организаций Петербурга и Москвы, а также экспонировал свои произведения за границей (в Брюсселе, Мюнхене, Риме, Венеции, Питсбурге, Сан-Франциско). Работы Бобровского неизменно пользовались успехом. Так, в 1900 г. за портрет В. Г. Чубанова на конкурсе Общества любителей художеств в Москве Бобровскому была присуждена премия. В 1911 г. на выставке в Мюнхене за портрет О. Андреевой он был награжден малой золотой медалью, а в 1913 г. за портрет А. Прохоровой получил большую золотую медаль. Достигнутые художником успехи в портретной и пейзажной живописи позволили выдающимся русским живописцам И. Репину и В. Беклемишеву в 1916 г. хлопотать перед советом Академии о присвоении Бобровскому звания академика.
Г. Бобровский создал «большое количество портретов общественных деятелей и частных лиц, а также картин жанрового и пейзажного характера». Из художественного наследия Бобровского известны картины, выставлявшиеся в разные годы в Петербурге,— пейзажи «Лето», «Над рекой», «Портрет госпожи В.», «Портрет девочки» и др. (Музей Академии художеств, Ленинград). Есть основания предполагать, что названные работы написаны
296
художником в период его пребывания в Белоруссии, во время летних отпусков.
В «Портрете госпожи В.» и в «Портрете девочки», по-видимому, изображены сестры художника. Нетрудно заметить, что основное внимание художник сосредоточил на декоративном решении. Портреты выполнены в духе «мирискусников». Цветовые пятна расположены в них большими обобщенными плоскостями. Колорит построен на контрастных сопоставлениях белого и черного. Большое внимание уделено изображению костюма и аксессуаров. Все это говорит о том, что художник много работал над поисками художественной формы. «Портрет девочки» отличается своеобразным психологическим и декоративным построением. Чтобы сосредоточить внимание на лице девочки, Бобровский выделяет его цветом и светом, все же остальное погружено во мрак. Для того чтобы уравновесить декоративные пятна, художник изобразил на голове девочки большой белый бант, который прекрасно контрастирует с черными волосами. Большие черные глаза написаны очень выразительно, они смотрят на зрителя наивно и доверчиво.
В советское время Г. Бобровский успешно работал над новой тематикой, написал ряд картин, посвященных вождям революции В. И. Ленину, С. М. Кирову. В его произведениях нашла отражение и тема социалистического строительства («Строят»).
3. Богуслав Адамович. 1870 – 1944
В 1911 г. на минской выставке в польском салоне «Огниско» появились портреты местного живописца Богуслава Адамовича — «Мужской портрет», «Женский портрет», «Головка» и «Этюд».
Биографических сведений о художнике сохранилось очень мало. Известно, что родился он в Минске в семье художника. Отец его был учеником известного живописца первой половины XIX в. Яна Дамеля. Кроме живописи, Б. Адамович серьезно занимался литературой. В 30-х годах в художественных кругах Варшавы он был известен как художник и литератор. Профессиональное образование Адамович получил в Петербургской Академии художеств. Был за границей. По имеющимся в нашем распоряжении черно-белым снимкам портретов Адамовича невозможно судить о его живописном мастерстве. Несомненно, что Адамович был хорошим рисовальщиком. Это подтверждается его академическими рисунками (находятся в Архиве Академии художеств в Санкт-Петербурге), за которые художник получал в Академии первые номера. Есть основания предполагать, что Адамович был неплохим акварелистом, мастером интимного портрета. Об этом свидетельствует миниатюрный портрет Софьи Тарновской (1904), выполненный на овальной костяной плитке. В небольшом по размерам изображении видно значительное мастерство Адамовича-портретиста. Пожилая дама в черном шелковом платье изображена на фоне окна. Ее внимательный, усталый взгляд обращен прямо на зрителя. Судя по всему, этой женщине пришлось прожить трудную жизнь. В ее облике чувствуется грусть и тоска. Но лицо прекрасно. Оно привлекает внутренней одухотворенностью, большим интеллектом. Художник очень внимательно проработал все детали портрета, скрупулезно выписал глаза, губы, нос, глубоко проник в психологию портретируемой. По глубине образной характеристики этот миниатюрный портрет не уступает лучшим произведениям станковой живописи.
4. Казимир Мордасевич и Анна Рёмер
Пока мы еще очень мало знаем о портретистах Белоруссии Казимире Мордасевиче и Анне Р ё м е р (урожденной Солтан), успешно выступавших на выставках в рассматриваемый нами период.
В 90-х годах К. Мордасевич работал на Гродненщине. Ему принадлежат выразительные портреты польских писателей Адама Мицкевича и Элизы Ожешко (первый написан по портрету Л. Горовитца), а также большое количество портретов, выполненных в технике литографии (в том числе «Портрет жены А. Мицкевича», «Портрет Марыли Верещака», «Портрет Адама Мицкевича»). Многие из названных работ сохранились до наших дней. Они находятся в музеях Гродно и
299
Новогрудка. Эти портреты интересны не только исторической достоверностью, они представляют и художественную ценность, так как выполнены на высоком профессиональном уровне.
А. Рёмер работала в области акварельного бытового портрета. Начало ее творческой деятельности относится ко второму десятилетию XX в. Судя по надписям, сделанным на акварелях, в 20—30-х годах она жила на территории Западной Белоруссии. Там художница написала такие замечательные по социальной и психологической характеристике акварельные портреты, как «Девушка из-под Кобрина», «Старовер Крюк», «Старовер Ванька Орлов» и др. Значительный период творческой деятельности Рёмер связан с Вильно и его окрестностями. Из ее произведений встает правдивый образ времени. А. Рёмер часто обращалась к портрету-картине. Такие акварели, как «Над колыбелью», «Нищий и девочка», рисуют бесправие и нищету белорусского народа в условиях буржуазно-помещичьей Польши. Наиболее полно произведения Рёмер были представлены на персональной выставке акварелей в 1928 г. Они отличались хорошим рисунком, умелым использованием возможностей акварели, простотой и естественностью композиции.
* * *
Приведенные примеры свидетельствуют о том, что развитие портретного жанра в живописи Белоруссии конца XIX — начала XX в. было неровным. Наряду с достижениями в области формы портрет в некоторой степени утратил свою общественную значимость. Это объясняется тем, что внимание к человеку, к его внутреннему миру в период реакции после поражения революции 1905 года значительно ослабло. К тому же в это время усилилось влияние формалистического искусства. Лишь немногие живописцы-портретисты, твердо стоявшие на реалистических позициях, стремились продолжать традиции реалистической живописи 80—90-х годов, создавая произведения, близкие и понятные народу.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Портрет в живописи Белоруссии XIX — начала XX в. так же оригинален и самобытен, как и другие жанры. Его эволюция имеет общие черты с развитием пейзажа и бытового жанра. От классических и романтических портретов Я. Да-меля и В. Ваньковича белорусские живописцы пришли к глубоко реалистическим, социально заостренным образам (Н. Силиванович, А. Горавский, Ю. Пэн и др.).
В портретном жанре заметно стремление к более глубокому проникновению во внутренний мир человека. Основное внимание сосредоточивалось на лице портретируемого.
Освободившись от условностей академизма, белорусское изобразительное искусство 60 — начала 90-х годов обогатилось новым содержанием. Впитав в себя лучшие местные традиции, а также достижения искусства русского, польского, украинского и литовского народов, оно подготовило новый подъем белорусской реалистической живописи, наступивший в начале XX в.
Становление и развитие белорусской реалистической живописи конца XIX— начала XX в.— значительный этап в истории дореволюционного изобразительного искусства Белоруссии.
Распространение марксистских идей, революционный подъем 1905—1907 гг. вызвал к жизни произведения, основанные на принципах критического реализма. Становлению реалистического метода в значительной мере способствовало сближение передовых белорусских художников с русскими передвижниками. И хотя белорусские живописцы не создали произведений, подобных полотнам И. Репина и В. Серова, но все же они подготовили почву для развития белорусской реалистической живописи в советский период.
После поражения революции 1905 года пессимизм и растерянность привели некоторых живописцев в лагерь декадентов. Свои поиски в области содержания (как основного средства раскрытия идеи произведения) они заменили поисками в области формы. В то же время белорусские живописцы В. Бялыницкий-Бируля, С. Жуковский и другие формалистическим течениям и направлениям противопоставили высокоидейное, реалистическое искусство, сохранив тем самым для будущих поколений лучшие традиции белорусской реалистической живописи прошлых времен.
На протяжении всего рассматриваемого
периода белорусская
В силу особенностей исторического развития Белоруссии, на территории которой все время перекрещивались судьбы многих народов, в развитие белорусской живописи XIX — начала XX в. внесли значительный вклад представители других братских народов — русского, польского, литовского и украинского. В свою очередь национальная культура этих народов обогатилась достижениями культуры белорусского народа.
Информация о работе Жизнь и творчество белорусских художников