Звукорежиссура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 15:15, контрольная работа

Краткое описание

Звукорежиссура — неотъемлемая составная часть общей режиссуры спектакля, и поэтому в первую очередь ею занимается сам постановщик. Однако вопросы звукорежиссуры спектакля тесным образом связаны со звукотехникой. Это определило появление в театре нового творческого работника — театрального звукорежиссера.

Вложенные файлы: 1 файл

Цыганков.docx

— 51.97 Кб (Скачать файл)

Одна из наиболее ярких  функций сюжетной музыки — ее участие  в конфликте. Музыка, обостряющая  противоречия, а тем более непосредственно участвующая в конфликте, становится самостоятельным драматургическим фактором.

В спектакле «Нашествие» (Театр имени Моссовета), рассказывающем о борьбе советских людей против немецко-фашистских войск, в одной  из первых сцен показана картина отступления —советские войска оставляют город. Все усиливается звук сигнала воздушной тревоги. В доме врача Таланова Анна Николаевна, стоя у рояля, одной рукой тихо и нерешительно наигрывает музыкальную фразу. «И дальше, дальше. Там есть место, где врывается ветер и надежда», — просит муж. Тогда она садится к роялю и уже торжественно, громко берет первые ноты. Взволнованные звуки словно выражают протест против насилия. Доносящиеся с улицы разрывы бомб не могут заглушить музыку, она звучит все громче и громче. Мелодию рояля подхватывает оркестр. Музыка как бы вступает в единоборство с беспорядочными, угрожающими взрывами снарядов. Светлое, гуманистическое, жизнеутверждающее начало борется с силой бесчеловечной, грубой, тупой. Но когда мелодия заполнила собой все — сцену, зрительный зал и души людей, сидящих в нем, — раздается еще один, совсем близкий разрыв. Звон стекла, грохот обвала, сцена погружается в темноту. Обрываются звуки мелодии. Тишина... А затем за окном слышится оглушительный лязг железа — в город, освещенный заревом пожарищ, входят немцы. Но в памяти зрителей остается торжественная мелодия, славящая духовную чистоту и силу героев, символизирующая их готовность к борьбе.

Так сюжетная музыка переросла  рамки служебной роли и стала  важнейшим драматургическим фактором всей сцены.

В театре, где игровая  площадка сравнительно невелика, сюжетная музыка способна расширить поле сценического действия, рассказать о действии, происходящем за сценой. Эта музыка становится как бы внешней приметой быта или события. Так же как и звуки природы или механические шумы, она — принадлежность какого-либо вполне определенного жизненного явления, ситуации или действия (например, походный марш, колыбельная, ресторанная музыка и т. д.).

Сюжетная музыка, звучащая за сценой, так же как и музыка, звучащая непосредственно на сцене, может создать определенную атмосферу  сценического действия.

Например, в пьесе К. Тренева «Любовь Яровая» в одной из картин за сценой звучит танцевальная музыка. В ремарке указано, что это играют в кафе, где кутят белые офицеры. Музыкальный фон создает нужную атмосферу действия на сцене. В последней картине пьесы за сценой звучит революционная песня — это стихийная демонстрация народа по поводу освобождения города от белых. И здесь музыкальный элемент создает «созвучный» фон для действия.

Музыка за сценой может  служить и для создания определенной драматургической композиции всего спектакля. Так, например, в спектакле «Дорогой цветов» (Театр имени Евг. Вахтангова) течение времени сценической жизни главного героя отмечалось игрой на рояле, доносившейся из-за кулис. В первой сцене за стеной квартиры героя какой-то малыш разучивал гаммы. В следующей сцене уже звучала несложная музыкальная пьеска и, наконец, в последней сцене виртуозно исполнялся фортепианный концерт. Таким образом, у зрителя создавалось вполне определенное впечатление о протяженности жизни героя в течение многих лет.

Иногда сюжетную музыку, звучащую за сценой, используют как  активное средство для передачи подтекста, второго плана. Музыка в этом случае как бы связывает главное действие с побочным.

В другом случае музыка, возникнув  как отображение действия за сценой, используется для перехода этого действия на сцену и тем самым служит толчком для последующего развертывания сюжетных линий.

Таким образом, сюжетная музыка может:

- характеризовать действующих лиц;

- указывать на место и время действия;

- создавать атмосферу, настроение сценического действия;

- рассказывать о действии, невидимом для зрителя.

Перечисленные функции, естественно, не исчерпывают все многообразие приемов, использования сюжетной музыки в драматических спектаклях. 

Условная музыка, так же как и сюжетная, может характеризовать  действующих лиц. Обычно это выражается через музыкальные темы, связанные с персонажами.

Через весь спектакль «Отелло» (Театр имени Моссовета) проходят темы музыкальных характеристик  главных персонажей. Вот Отелло задумался, его мысли обращены к Дездемоне. И словно в ответ всплывает  нежная мелодия — лейтмотив Дездемоны, напоминая о ее безупречной духовной чистоте... Яго обдумывает свои коварные планы. Визгливая, торопливая музыка как  бы подхватывает, развивает его мысли...

Условная музыка дает возможность  не только заострить характеристики героев, но и найти выразительные  решения в комедийных сценах, она  выступает как средство сатирического обличения и пародии. В спектакле «Голый король» (театр «Современник») большинство музыкальных номеров построено на нарочито искаженных знакомых интонациях. Так, в гимне страны Принцессы использована старая немецкая песенка «Ах, майн либер Аугустин», сочетающаяся со звуками, похожими на хрюканье... Остроумно деформированы торжественные приветствия фанфар, как бы осмеянные визгливым звучанием флейты; злой пародией воспринимается пьяный пляс Камергера и Гувернантки под музыку, построенную на теме «Собачьего вальса». Полный сарказма музыкальный образ марширующих марионеток звучит в сцене во дворце Короля. Жесткие, грубые интонации музыки подчеркиваются развязными выкриками солдат и фрейлин. 
 
Действенная роль условной музыки проявляется и в ее конструктивно-композиционной функции.

Подчеркивая экспозицию, завязку, кульминацию, завершая отдельную сцену, акт или спектакль в целом, музыка способна придать драматическому произведению большую стройность и  завершенность.

Увертюра, музыкальный антракт  между картинами, финал спектакля  как бы конструктивно цементируют  спектакль, а использование в  спектакле музыкального лейтмотива, основанного на единстве музыкального материала, помогает создать определенную сценическую композицию.

Выполняя композиционную функцию, музыка может усиливать  подъемы или спады в развитии сценического действия.

Чем сильнее с помощью  музыки пережита зрителем данная сцена, тем активнее ожидание и восприятие последующих событий. Таким образом создается более глубокая внутренняя связь между отдельными сценами и всем спектаклем в целом.

Часто именно музыка дает зрителю  возможность почувствовать завершенность эпизода, особенно в финалах, или, наоборот, незавершенность (резкий обрыв звучания), что тоже оказывает влияние па композицию как отдельных сцен, так и всего спектакля.

Следует упомянуть еще  одну функцию условной музыки —  способность подчеркивать, усиливать  фантастическое в сценическом действии. Обычно такое случается в детских спектаклях, в сказках. Характерный пример — музыка И. Саца к уже упоминавшемуся спектаклю «Синяя птица». Именно с помощью музыки удалось убедительно показать сказочные образы Огня, Хлеба, Сахара, Воды, Света и т. д.

Как правило, в этих случаях  используется необычный для оркестра состав музыкальных инструментов или электроинструментов с их необычными, специфическими тембрами.

Таким образом, можно отметить, что условная музыка может: 

- эмоционально усиливать монолог и диалог,

- характеризовать действующих лиц,

- подчеркивать конструктивно-композиционное построение спектакля,

- обострять конфликт,

- рассказывать о действии за сценой,

- подчеркивать и усиливать фантастические и сказочные моменты в сценическом действии.

Указанные функции наиболее характерны и, естественно, этот список не исчерпывает всех возможных случаев  использования условной музыки в  спектакле.

На всех этапах истории  театра существенным компонентом спектакля  были шумы и звуки. До недавнего времени  шумовое оформление спектакля создавалось  с помощью специальных шумовых  приборов и приспособлений, обслуживаемых  целой бригадой шумовиков. С приходом в театр звукотехники отдельные шумы стали получать с грампластинки, а затем и с магнитной фонограммы. Звукотехническая аппаратура позволила усиливать любой шум и звук до нужного уровня, изменять его тембр, создавать звучание в любой точке сцены и зрительного зала. В настоящее время шумовое оформление спектакля в основном осуществляется при помощи магнитной фонограммы.

Тем не менее такие шумы, как отдельные выстрелы, телефонные и всякие другие звонки, звуки колокольчиков, шум падающих предметов, звон разбиваемой посуды, скрип открываемой двери и т.п., часто и сейчас создаются шумовиками за кулисами.

Прежде чем рассмотреть  классификацию театральных шумов, напомним ряд определений.

Как известно, все слышимые звуки можно разделить на тоны, собственно звуки и шумы. 

Тон — восприятие на слух какого-либо синусоидального колебания, то есть звука, лишенного обертонов (чистый тон).

Звук — восприятие нескольких тонов, частоты которых находятся в простых соотношениях. Например, гудки, звон колоколов, свистки, звонки.

Звук обладает определенными  качествами: высотой, громкостью, тембром. Музыкальными звуками называются те звуки, которые воспроизводятся певческими голосами или на музыкальных инструментах.

Шум есть сочетание нескольких одновременно звучащих тонов, частоты  которых находятся в весьма сложных  соотношениях. Поэтому в большинстве  случаев определить на слух высоту и тембр шума трудно. Характерный  пример равномерного шума — шум дождя, морского прибоя, работающего двигателя, гул толпы, отдаленная канонада и др.

Если отдельный музыкальный  звук беспредметен, то прочие звуки  и шумы конкретны, так как связаны  с теми или иными явлениями  природы или предметами. Вместе с  тем в музыке широко используются некоторые шумы, извлекаемые с  помощью таких музыкальных инструментов, как барабан, колотушки или металлические щетки, литавры, маракасы, жуиро, и других.

Между шумом и звуком существует ряд промежуточных явлений, которые можно отнести к так называемому звуко-шуму. Звуко-шумом принято называть такой шум, в котором можно определить изменение звучания по высоте, хотя бы с небольшими интервалами. Характерным примером звуко-шума могут служить крики некоторых птиц, животных и завывание ветра. 
 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Музыка и шумы в театральной  практике существуют, вероятно, 
столько же времени, сколько существует сам театр. И вместе с тем 
вопросам звукорежиссуры спектакля почти никогда не уделяется 
внимание в многочисленных трудах по теории и истории театра.

До сегодняшнего дня музыкальное  и шумовое оформление спектакля  область, предоставленная лишь интуиции и субъективному вкусу режиссера. И не удивительно, что в театре порой отсутствует эстетически  грамотное использование возможностей звука.

Сегодня сложный комплекс вопросов театральной звукорежиссуры можно разделить па вопросы творческие и технические. Такое разделение весьма условно, но оно позволяет  более подробно рассмотреть каждую проблему в отдельности.

При рассмотрении особенностей сюжетной и условной музыки в каждом случае указывалось только на одну основную ее функцию. Чаще всего, однако, функции музыки многозначны, то есть любая музыка в спектакле выполняет, как правило, несколько функций одновременно. Выражая, например, переживания героя, музыка может в то же время эмоционально предвосхитить последующий этап действия.

Одна и та же музыка может  выполнять различные функции  в зависимости от жанра спектакля: драма, трагедия, водевиль и т. д. предъявляют к музыке каждая свои требования. Вместе с тем можно наметить некоторые общие функции, которые присущи театральной музыке вообще. Эти общие функции в той или иной степени свойственны как сюжетной, так и условной музыке. 
 
Одна из общих функций музыки в спектакле — иллюстративность. Под иллюстративностью понимают прямую связь музыки со сценическим действием: персонаж получил радостное известие —напевает веселую песенку или танцует под звуки радиоприемника; музыка за сценой изображает картину бури, шторма; драматически звучащая музыка выражает драматическую ситуацию на сцене и т. п. Примеры подобного использования музыки можно встретить почти в каждом спектакле.

 


Информация о работе Звукорежиссура