Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 12:42, контрольная работа
Несомненная связь игры и искусства послужила основанием для весьма достоверной теории искусства как игры (Кант, Шиллер и др.). Искусство не только возникло из игры, игровое начало активно присутствует во всех видах искусства на всем протяжении его исторического развития, проявляясь то с большей, то с меньшей силой. В искусстве как ни в какой другой деятельности дает о себе знать основная функция игры – служить средством «разрядки» жизненных напряжений (катарсис!). Специфика и сущность искусства состоит в том, что игровое начало подчинено эстетическим целям, художественным задачам искусства.
1. Понятие игры.
2. Игра и культура.
3. Место игры в жизни ребенка.
4. Место игры в жизни подростка.
5. Место игры в жизни взрослого человека.
6. Заключение.
7. Список используемой литературы.
Дошкольное детство должно быть радостным воспоминанием каждого ребенка, молодого человека. Принудительный труд – чтение, счет, письмо - все это придет к детям в свое время. А до семи лет, до начала школьной жизни ребенку нужно дать возможность наиграться.
Игра – это эмоциональный заряд, способ скрыться от страхов и неприятностей. Важно помнить, что такого периода жизни, когда воображение завладевает всей нашей деятельностью, больше никогда не будет. Развитие ребенка в дошкольный период – это очень важно, но еще важнее – не перегрузить ребенка, дать ему эмоциональный багаж и заряд сил идти дальше. Именно поэтому нужно не только позволять, но и учить ребенка играть.
Место игры в жизни подростка.
В.Штерн ввел в психологию понятие Ernstspiel (серьезная игра) и применил его к подростковому возрасту, указывая на то, что такие игры носят переходный характер между игрой и серьезным отношением к действительности и являются специфическим видом деятельности. Как показали А.Гомбургер и его ученики, понятие серьезная игра гораздо ближе подходит к тому, что наблюдается в раннем детстве: мы имеем там дело с игрой, в которой еще не дифференцируется игровая ситуация в сознании ребенка от ситуации реальной. Когда дошкольники играют в отца и мать, в поезд, то они отчетливо умеют себя вести в плане игровой ситуации, т.е. все время ведут себя сообразно с логикой той ситуации, которая развертывается. По аналогии с выражением Левина, для дошкольника возникает известное замкнутое поле, в котором он движется, но одновременно он не утрачивает представления о реальном значении вещей.
Поведение подростка – это «серьезная игра», оно занимает среднее место между игрой ребенка и серьезной деятельностью взрослых. «Серьезная игра» подростков выступает в двух основных областях – в области эротики и области общественных отношений. В области эротики – это сексуальные грезы, эротическая фантазия, флирт, чтение эротической литературы, игра в любовь. В области общественных отношений – это дружба и вражда, окрашенные аффективностью, характерной для детской игры, создание различных союзов, кружков и обществ, часто со своими «уставами», чисто внешними формами общения.
Воображение в переходном возрасте является с генетической точки зрения преемником детской игры. Подрастающий ребенок заменяет игру воображением, он строит воздушные замки, творит то, что называется с нами наяву. Неизжитая жизнь подростка находит выражение в творческих образах его фантазии. Они выполняют для него ту же самую функцию, которую художественные произведения выполняют по отношению к взрослому человеку.
«Серьезная игра» подростка,
игра его творческого воображения
может приобретать у взрослого
форму художественного
Место игры в жизни взрослого человека.
В мире живых существ игра появляется уже на самых низких ступенях развития. Млекопитающие в игре обучают малышей основам охоты и искусству выживания. Человеческих "детенышей" тоже невозможно представить без игры: этот процесс помогает им вписаться во взрослый мир, направить излишек энергии в безопасное русло, без лишних драк определить, кто более ловок, силен, умен и так далее. В языке любого народа можно отыскать образные выражения, связанные именно с игрой: "играют волны, ветер свищет..."; играют лунные и солнечные блики на водной глади; играет ветер с опавшей листвой... Игра ума, игра природы, игра случая... "Ах, вы играете мною, жестокая!" — восклицает провинциальный кавалер. Во всех этих случаях слово "игра" обозначает легкость, непринужденность, живость, каприз и некоторую несерьезность. Однако неверным было бы считать игру всего лишь пустым развлечением, занятием только для детей и бездельников. О том, что игра — нечто большее, чем пустое занятие от скуки, свидетельствует ее богатая и древняя история. В пирамиде Хеопса обнаружена глиняная табличка, где изложен миф, связывающий происхождение календаря именно с игрой. Египетские боги играли в кости. Ставкой в игре служили лунный свет и дни календаря, благодаря чему к году добавилось еще пять дней.
Можно выделить основные причины, по которым взрослые люди играют в различные игры.
На первое место выйдет,
конечно же, необходимость заполнить
свободное время. Ничем не занятое время — не только богатство
человека, оно может быть и его проклятием:
каждому известна томительная изматывающая
скука, которая может толкнуть человека
как на создание, например, изящного менуэта,
так и на самый безобразный поступок. Не
каждому интересны и доступны интеллектуальные
развлечения (филармония, театр, чтение
книг, философская беседа). Телевизор в
истории человечества появился сравнительно
недавно — и только он один, пожалуй, в
состоянии соперничать с игрой в благородном
деле соперничества со скукой. Игра помогает
упорядочить течение времени, структурировать
его.
Игра утоляет сенсорный голод личности,
ее необходимость в острых ощущениях.
В игре человек становится участником
захватывающих событий, исход которых
заранее неизвестен — он словно бы помещает
себя внутрь приключенческой ленты, где
только в конце выяснится, играл ли он
роль героя или деревенского дурачка.
Инстинкт соревновательности, стремление
доказать, что ты умнее, достойнее и счастливее
своего собеседника — важный побудительный
мотив игры.
Интеллектуальный тренинг, возможность
проявить свои способности. Стремление доказать свое превосходство
над силами случая — один из глубиннейших
и древнейших мотивов, побуждающих человека
играть. Именно это стремление лежит в
основе самых нелепых пари, игр в чет-нечет,
простейших азартных игр.
Часто, становясь игроком, человек из
общества ставит перед собой весьма практическую
задачу: вписаться в определенный круг,
обрести некий устойчивый социальный
статус.
Игра как другая
реальность. Обыденная жизнь с ее повседневными
тревогами и проблемами угнетает психику.
Человек ищет выхода за ее пределы, стремится
к иной, виртуальной реальности.
Заключение.
Несомненная связь игры
и искусства послужила
Игра и игровое начало эволюционируют и изменяются не только в жизни отдельного человека, но и в культуре народов и человечества в целом. Архаическая культура (в том числе и религиозный культ) развивается в игре и как игра. Игровые черты явственно дают о себе знать в эллинской культуре. Игровой элемент Римского государства наиболее ярко предстает в лозунге: «Хлеба и зрелищ». Полна игры средневековая жизнь (народные игры, рыцарские игры, куртуазность и др.). Ренессанс пробуждает к новой жизни в литературе и празднике две в высшей степени игровые системы: пастораль и рыцарство. Трудно назвать поэта, который бы полнее воплотил игровой дух, чем Ариосто. Ведущие стили жизни XVIII в. – барокко и рококо пронизаны живым элементом игры. XIX в. более серьезен и оставляет не много места для игровой функции как фактора культурного процесса.
Список литературы.
Информация о работе Игра и культура. Место игры в жизни ребенка, подростка и взрослого человека