Игра и культура. Место игры в жизни ребенка, подростка и взрослого человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 12:42, контрольная работа

Краткое описание

Несомненная связь игры и искусства послужила основанием для весьма достоверной теории искусства как игры (Кант, Шиллер и др.). Искусство не только возникло из игры, игровое начало активно присутствует во всех видах искусства на всем протяжении его исторического развития, проявляясь то с большей, то с меньшей силой. В искусстве как ни в какой другой деятельности дает о себе знать основная функция игры – служить средством «разрядки» жизненных напряжений (катарсис!). Специфика и сущность искусства состоит в том, что игровое начало подчинено эстетическим целям, художественным задачам искусства.

Содержание

1. Понятие игры.
2. Игра и культура.
3. Место игры в жизни ребенка.
4. Место игры в жизни подростка.
5. Место игры в жизни взрослого человека.
6. Заключение.
7. Список используемой литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Игра.doc

— 73.00 Кб (Скачать файл)

Дошкольное детство  должно быть радостным воспоминанием  каждого ребенка, молодого человека. Принудительный труд – чтение, счет, письмо - все это придет к детям  в свое время. А до семи лет, до начала школьной жизни ребенку нужно  дать возможность наиграться.

Игра – это эмоциональный  заряд, способ скрыться от страхов и  неприятностей. Важно помнить, что  такого периода жизни, когда воображение  завладевает всей нашей деятельностью, больше никогда не будет. Развитие ребенка  в дошкольный период – это очень важно, но еще важнее – не перегрузить ребенка, дать ему эмоциональный багаж и заряд сил идти дальше. Именно поэтому нужно не только позволять, но и учить ребенка играть.

 

 

   Место игры в жизни подростка.

В.Штерн ввел в психологию понятие Ernstspiel (серьезная игра) и применил его к подростковому возрасту, указывая на то, что такие игры носят переходный характер между игрой и серьезным отношением к действительности и являются специфическим видом деятельности. Как показали А.Гомбургер и его ученики, понятие серьезная игра гораздо ближе подходит к тому, что наблюдается в раннем детстве: мы имеем там дело с игрой, в которой еще не дифференцируется игровая ситуация в сознании ребенка от ситуации реальной. Когда дошкольники играют в отца и мать, в поезд, то они отчетливо умеют себя вести в плане игровой ситуации, т.е. все время ведут себя сообразно с логикой той ситуации, которая развертывается. По аналогии с выражением Левина, для дошкольника возникает известное замкнутое поле, в котором он движется, но одновременно он не утрачивает представления о реальном значении вещей.

Поведение подростка – это «серьезная игра», оно занимает среднее место между игрой ребенка и серьезной деятельностью взрослых. «Серьезная игра» подростков выступает в двух основных областях – в области эротики и области общественных отношений. В области эротики – это сексуальные грезы, эротическая фантазия, флирт, чтение эротической литературы, игра в любовь. В области общественных отношений – это дружба и вражда, окрашенные аффективностью, характерной для детской игры, создание различных союзов, кружков и обществ, часто со своими «уставами», чисто внешними формами общения.

Воображение в переходном возрасте является с генетической точки  зрения преемником детской игры. Подрастающий ребенок заменяет игру воображением, он строит воздушные замки, творит то, что называется с нами наяву. Неизжитая жизнь подростка находит выражение в творческих образах его фантазии. Они выполняют для него ту же самую функцию, которую художественные произведения выполняют по отношению к взрослому человеку.

«Серьезная игра» подростка, игра его творческого воображения  может приобретать у взрослого  форму художественного творчества, искусства.

Место игры в жизни  взрослого человека.

В мире живых существ  игра появляется уже на самых низких ступенях развития. Млекопитающие в игре обучают малышей основам охоты и искусству выживания. Человеческих "детенышей" тоже невозможно представить без игры: этот процесс помогает им вписаться во взрослый мир, направить излишек энергии в безопасное русло, без лишних драк определить, кто более ловок, силен, умен и так далее. В языке любого народа можно отыскать образные выражения, связанные именно с игрой: "играют волны, ветер свищет..."; играют лунные и солнечные блики на водной глади; играет ветер с опавшей листвой... Игра ума, игра природы, игра случая... "Ах, вы играете мною, жестокая!" — восклицает провинциальный кавалер. Во всех этих случаях слово "игра" обозначает легкость, непринужденность, живость, каприз и некоторую несерьезность. Однако неверным было бы считать игру всего лишь пустым развлечением, занятием только для детей и бездельников.  О том, что игра — нечто большее, чем пустое занятие от скуки, свидетельствует ее богатая и древняя история. В пирамиде Хеопса обнаружена глиняная табличка, где изложен миф, связывающий происхождение календаря именно с игрой. Египетские боги играли в кости. Ставкой в игре служили лунный свет и дни календаря, благодаря чему к году добавилось еще пять дней.

Можно выделить основные причины, по которым взрослые люди играют в различные игры.

На первое место выйдет, конечно же, необходимость заполнить  свободное время. Ничем не занятое время — не только богатство человека, оно может быть и его проклятием: каждому известна томительная изматывающая скука, которая может толкнуть человека как на создание, например, изящного менуэта, так и на самый безобразный поступок. Не каждому интересны и доступны интеллектуальные развлечения (филармония, театр, чтение книг, философская беседа). Телевизор в истории человечества появился сравнительно недавно — и только он один, пожалуй, в состоянии соперничать с игрой в благородном деле соперничества со скукой. Игра помогает упорядочить течение времени, структурировать его.  
 Игра утоляет сенсорный голод личности, ее необходимость в острых ощущениях. В игре человек становится участником захватывающих событий, исход которых заранее неизвестен — он словно бы помещает себя внутрь приключенческой ленты, где только в конце выяснится, играл ли он роль героя или деревенского дурачка.  
 Инстинкт соревновательности, стремление доказать, что ты умнее, достойнее и счастливее своего собеседника — важный побудительный мотив игры.  
Интеллектуальный тренинг, возможность проявить свои способности.  Стремление доказать свое превосходство над силами случая — один из глубиннейших и древнейших мотивов, побуждающих человека играть. Именно это стремление лежит в основе самых нелепых пари, игр в чет-нечет, простейших азартных игр.   
Часто, становясь игроком, человек из общества ставит перед собой весьма практическую задачу: вписаться в определенный круг, обрести некий устойчивый социальный статус.   
        Игра как другая реальность. Обыденная жизнь с ее повседневными тревогами и проблемами угнетает психику. Человек ищет выхода за ее пределы, стремится к иной, виртуальной реальности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Несомненная связь игры и искусства послужила основанием для весьма достоверной теории искусства  как игры (Кант, Шиллер и др.). Искусство  не только возникло из игры, игровое  начало активно присутствует во всех видах искусства на всем протяжении его исторического развития, проявляясь то с большей, то с меньшей силой. В искусстве как ни в какой другой деятельности дает о себе знать основная функция игры – служить средством «разрядки» жизненных напряжений (катарсис!). Специфика и сущность искусства состоит в том, что игровое начало подчинено эстетическим целям, художественным задачам искусства.

Игра и игровое начало эволюционируют и изменяются не только в жизни отдельного человека, но и в культуре народов и человечества в целом. Архаическая культура (в том числе и религиозный культ) развивается в игре и как игра. Игровые черты явственно дают о себе знать в эллинской культуре. Игровой элемент Римского государства наиболее ярко предстает в лозунге: «Хлеба и зрелищ». Полна игры средневековая жизнь (народные игры, рыцарские игры, куртуазность и др.). Ренессанс пробуждает к новой жизни в литературе и празднике две в высшей степени игровые системы: пастораль и рыцарство. Трудно назвать поэта, который бы полнее воплотил игровой дух, чем Ариосто. Ведущие стили жизни XVIII в. – барокко и рококо пронизаны живым элементом игры. XIX в. более серьезен и оставляет не много места для игровой функции как фактора культурного процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

 

  1. Эльконин Д.Б. «Детская психология».
  2. Выготский Л.С. «Игра и ее роль в психическом развитии ребенка».
  3. Марков М.Е. «Искусство как процесс».
  4. Шубина И.Б. «Драматургия и режиссура зрелища. Игра, сопровождающая жизнь». 



Информация о работе Игра и культура. Место игры в жизни ребенка, подростка и взрослого человека