Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 10:19, реферат
Становление иконописи Киевской Руси происходило во второй половине ХI – в начале XII в. До этого иконы были преимущественно византийские и греческие. Вместе с расширением строительства храмов возникла древнерусская школа иконописи. Ее основателем считают митрополита Иллариона. В Киево-Печерском патерике вспоминается про первых известных иконописцев Киевской Руси – Алипия и Григория. Про последнего рассказывали, что ему помогают ангелы: он мог за несколько часов написать и позолотить образ (обычно на это тратили несколько недель).
Иконопись Киевской Руси
Становление иконописи Киевской Руси происходило во второй половине ХI – в начале XII в. До этого иконы были преимущественно византийские и греческие. Вместе с расширением строительства храмов возникла древнерусская школа иконописи. Ее основателем считают митрополита Иллариона. В Киево-Печерском патерике вспоминается про первых известных иконописцев Киевской Руси – Алипия и Григория. Про последнего рассказывали, что ему помогают ангелы: он мог за несколько часов написать и позолотить образ (обычно на это тратили несколько недель).
Давние мастера придерживались сурового иконописного канона. Его появление связано с преданиями о том, что первые иконы или появились сами по себе («Спас Нерукотворний»), или были написаны художниками, которые лично знали или помнили святых (по поверью, икона Владимирской Божьей Матери была написана евангелистом Лукой). Следовательно, православная церковь никогда не допускала написание икон за воображением или с натуры.
Иконописные изображения создавались по определенным правилам. Условность письма должна была четко отделять божественный мир от земного и подчеркивать в ликах Христа, Богоматери и святых их наземную сущность. Для этого фигуры изображались плоскими и неподвижными, применялась обратная перспектива, были невозможными любые временные проявления (время года или сутки).Условный золотой фон икон символизировал божественный свет, фигуры не имели теней, так как в «Царстве Божьем» их нет. Что бы четко придерживаться канона, иконописцы пользовались как образцом византийскими иконами или словесным описанием иконописного сюжета.
Иконы ХI – ХII в., созданные Алипием и Георгием, не сохранились, но летописи свидетельствуют, что эти творения вывозили в разные места Киевской Руси, где они служили каноническим образцом для других иконописцев.
Особым видом искусства Киевской Руси была книжная миниатюра. Это неотъемлемая составляющая искусства рукописной книги. Говоря современным языком, миниатюра - это иллюстрация к книге. Небольшие размеры этого художественного произведения предопределяют и особенности утонченную манеру его исполнения.
Древнейшие миниатюры, дошедших до нас со времен Руси, включенные в«Остромирова Евангелия». Здесь на отдельных листах помещены три миниатюры с изображением евангелистов Иоанна, Марка и Луки. Художнику, который придерживался всех тогдашних канонов, удалось создать яркие психологические образы, свидетельствует о его неординарный талант. Все линии выполнены золотом, а фон заполнено яркими красками. Это напоминает перегородчатая эмаль ювелиров Руси. Миниатюры окаймляют орнаменты, подобные тем, что можно увидеть в Софийском соборе Киева.
О высоком мастерстве
книжного письма и иллюстрирования
свидетельствует также«
Особое внимание привлекают миниатюры Радзивилловская летопись начала ХV века, который является копией Владимирского летописного свода 1206 Книга содержит 618 цветных миниатюр, иллюстрирующих события времен Руси. Рисунки выполнены в произвольной манере, дают ценные сведения об архитектурных сооружениях Древней Руси, одежда, оружие, вещи домашнего обихода. В них отражены события, происходившие на протяжении трех веков: поход руссов на Царьград, строительство Софийского собора, восстания киевлян в 1068 и 1147 гг битвы с кочевниками и княжеские усобицы т.д.
В XIII в. появляется вязь - особое декоративное письмо, которое использовалось в рукописях, на фресках, иконах, могильных плитах и т.п.
Также было распространенным и резьба по камню. Им украшались храмы преимущественно извне. Сохранилось несколько резных шиферных плит Спасского собора Чернигова, Михайловского Златоверхого и Печерского монастырей. На них вырезали орнаменты, «святых воинов», античные и библейские сюжеты. Выдающимся достижением древнерусских резчиков есть небольшие каменные иконы. Чаще всего на них были изображены первые русские святые Борис и Глеб, а также Дмитрий Солунский, Богородица, Спас, Св. Николай т.д.
Дева Мария, Пресвятая Дева, Богородица (арам., др.-евр. Miryam/Мирьям, обычно переводится как Госпожа) — в христианстве мать Иисуса Христа, одна из самых почитаемых личностей и величайшая из святых. В православии, католичестве и других традиционных церквях почитается как Богородица (Матерь Божья), Царица Небесная (лат. Regina Coeli). Согласно Евангелию (Мф.1:16—25, Лк.1:26—56, Лк.2:1—7) она была еврейской девушкой из Назарета, обручённой Иосифу, которая, оставаясь девственницей, зачала своего сына-первенца Иисуса чудесным образом, посредством Святого Духа.
Почитание Пресвятой
Девы Марии, Божией Матери — важнейший
элемент христианского
Храмы и монастыри в честь Пресвятой Божией Матери, иконы, ей посвященные, становятся одним из главных атрибутов христианского бытия. Столь же важными почитаются и чудеса, совершенные иконами — исцеление больных, примирение воюющих, спасение погибающих. Нередко иконы сами выбирали себе то место, где они должны находиться — зафиксировано множество сказаний о том, как иконы неоднократно сходили с места до тех пор, пока люди не догадывались, куда их нужно поставить. В православной традиции известно также немало случаев, когда иконы чудесным образом переносились из Палестины в Константинополь, из Константинополя в Рим, а затем обратно в Константинополь.
Согласно преданию, Богородица оказывала особое покровительство двум доставшимся ей земным уделам — Иверии и горе Афон. Под Ее покровительством находился также и Константинополь, который неоднократно спасался от нашествия различных племен и народов, благодаря заступничеству Божией Матери. Особенно стало почитаться чудо, совершенное в 910 году — Богородица явилась во Влахернском храме Константинополя, простерла над верующими белый покров (омофор) и вознесла молитву о спасении мира от невзгод и страданий.
Религиозно-философский смысл этого чудесного явления оказался более чем значительным. С тех пор Покров Богородицы становится сначала местным, а затем и общеправославным символом Божией Матери, как защитницы мира. Ведь Богородица рассматривалась как главная Заступница за людей перед Господом, покрывающая своим Покровом все истинное христианство. Через чудотворные иконы или собственными явлениями Богородица показывала людям Свою волю, и Сама решала, кто должен быть под ее защитой.
С принятием христианства культ Божией Матери сразу же утверждается и на Руси. Владимир Святой посвящает Пресвятой Богородице главный храм Киева (известный также как Десятинная церковь), а в память о торжестве по случаю освящения храма устанавливает праздник — первый христианский праздник собственно Русской Церкви (отмечался 11 или 12 мая ежегодно). В числе первых икон, вывезенных Владимиром из Корсуни, были три иконы Божией Матери, получившие позднее прозвание Корсунских. В честь Успения Богородицы был освящен и главный храм Киево-Печерского монастыря — Великая Успенская церковь. Причем, согласно преданию, Богородица сама явилась греческим зодчим, построившим позднее этот храм, со словами: "Хочу церковь воздвигнуть себе на Руси, в Киеве".
Особый культ Божией Матери в Киевской Руси как бы подчеркивал, что и Русь, вошедшая в мир христианских народов, тоже подпадает под Ее благодатный Покров.
Празднование Успения Пресвятой Богородицы (Assumption of Mary) посвящено воспоминанию о кончине Божией Матери Марии и Ее телесного вознесения на небеса.
Ранние христианские памятники содержат различные и, зачастую, противоречивые сведения о том, где и как долго жила Богоматерь после окончания земной жизни Христа. Также неточны сведения о кончине и погребении Богородицы. В большинстве текстов упоминается следующий сюжет: после вознесения Иисуса Христа на небо Дева Мария жила в Иерусалиме или Эфесе под опекой и заботой Иоанна Богослова, творила молитвы в ожидании встречи с Сыном. За три дня до кончины Девы Марии к Ней явился архангел Гавриил и возвестил о скором переходе к блаженному успению. Она призвала всех апостолов, чтобы с ними проститься. Согласно желанию Богоматери Ее тело было погребено в Гефсимании около Иерусалима, между могилами родителей и Иосифа Обручника. Через три дня к могиле пришел апостол Фома, отсутствовавший в Иерусалиме в день Ее кончины, но вместо тела Девы Марии в гробнице были розы. Телесное взятие Богородицы на небеса, так же как и ее свобода от первородного греха, является догмой католического вероучения. И хотя в Ее успение люди верили на протяжении веков, официально этот догмат был оформлен лишь в 1950 году.
Как и другие
праздники почитания
Благословенная Матерь Божия после своего Успения и Вознесения, разумеется, была достойна принять «царство благолепия и венец доброты от руки Господней» и стать одесную Бога в славе царской, как о том говорили пророки. Именно после коронации Мария может называться Царицей Небесной. Несмотря на то, что согласно апостолам, Мария опочила в возрасте 60 лет, изображается она, конечно, как прекрасная юная дева, богато одетая, в соответствии с её будущей ролью Царицы Небесной (Regina Coeli). В руках Иисус может держать книгу с вышеупомянутыми строками: «Veni, electa mea, et ponam te in thronum meum» (Приди, избранная...).
В русской иконописи композиция
появилась в конце XVII в., под влиянием,
как считается, привозных гравюр.
Ареал наибольшего
С мотивом коронации Богородицы
соотносится и мотив
Первый общерусский
Для основной массы селян-землепашцев Божия Матерь быстро стала “Госпожой”, то есть главной небесной покровительницей и заступницей. Ведь главные Богородичные праздники — Успения Богородицы (15 августа по старому стилю) и Рождества Богородицы (8 сентября) — приходились как раз на пору завершения уборки урожая, на те спокойные и теплые дни конца лета и начала осени, когда Русь щедро вознаграждала земледельца за его нелегкий труд. Именно 8-9 сентября издревле проходили празднества в честь покровителей урожая и всего рода людского. С Богородицей стали связывать плодородие Русской земли, кормящей русских людей — и для русских она стала олицетворением “Матери-Земли”, “Матушкой Владычицей”, “Святой Владычицей нашей”. Не случайно в каждом втором из основных политических центров Руси XII столетия главный храм был освящен в память Успения (Галич, Владимир-Волынский, Смоленск, Ростов) или Рождества (Суздаль) Пресвятой Богородицы. Успенский был главным храмом и в духовном центре Киевской Руси — Киево-Печерском монастыре. В XIV столетии Богородица освятила своим именем Москву, главным храмом которой в 1326 году стал возведенный князем Иваном Даниловичем Калитой собор Успения Богородицы, а новый Успенский собор, возведенный в московском Кремле Иваном III в 1479 году, был уже главным храмом Великой Московии. В Смутное время 1612 г. нижегородец Козьма Минин призывал земляков жертвовать на ополчение, чтобы освободить от супостатов Святую Соборную Церковь Успения Пресвятой Богородицы, где Её чудотворная икона Владимирская и где почивают мощи святителей Петра, Алексия, Ионы, — то есть Успенский собор Кремля.
Также Богоматерь изображается как «Царица Космоса»: "Жена, облачённая в солнце, под ногами Её луна и на главе Её венец из 12 звёзд"; "И родила Она Младенца мужского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным и восхищено было Её дитя к Богу и престолу Его" (Иоанн, 12: 1-6). На Руси получило признание "Благодатное Небо", которое пришло из Польши в Смоленск и затем в Москву.
«Благодатное
небо» — икона Пресвятой
Богоматерь
изображена в полный рост, с
Младенцем на левой руке. Главы
украшены коронами. Образ находился
в Архангельском соборе
Также икона «Богоматерь Одигитрия» (греч. «путеводительница»), которая изображалась по пояс и с младенцем на руках, иногда предстает сидящей на престоле Богоматерь с младенцем Христом, закрытую пурпурным покрывалом-занавесом, который «чудесным образом» поднимался вверх во время богослужения с пятницы на субботу. По преданию, самая первая Одигитрия (Влахернская икона) была исполнена евангелистом Лукой, привезена из святой земли Евдокией, женой императора Феодосия, около середины V века, а затем помещена во Влахернском храме (по другим источникам — в храме монастыря Одигон, отчего, по одной из версий, и происходит название). Этот тип богородичных икон получил необычайно широкое распространение во всем христианском мире, а особенно в Византии и на Руси.