Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 13:21, курсовая работа
Цель: разработать комплекс имитационных дидактических игр в профессиональном образовании дизайнера;
Задачи:
- проанализировать сущность и роль дидактических игр в профессиональном образовании;
- определить специфику имитационных дидактических игр;
- проанализировать различные сценарии имитационных дидактических игр;
- разработать комплекс имитационных дидактических игр.
ВВЕДЕНИЕ…………….………………………………………………….… 3
Глава I. Теоретические основы имитационных дидактических игр………….……………………………………………………..... 5
1.1Сущность и роль дидактических игр в профессиональном образовании.……………………………..……………………….… 5
1.2. Специфика имитационных игр………….…………………… 15
Глава II. Практика применения имитационных игр в профессиональном образовании в области дизайна…………. 18
2.1.Анализ сценариев имитационных дидактических игр, используемых в современной практике ........................………….18
2.2. Разработка комплекса имитационных дидактических игр…. 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..........27
Список используемой литературы…………………………………….…29
Качество знаний в игровой форме в значительной степени зависит от авторитета преподавателя. Преподаватель, не имеющий глубокого и стабильного контакта с членами группы, не сможет на высоком уровне провести игру. Если преподаватель не вызывает доверия у студентов своими знаниями, педагогическим мастерством, человеческими качествами, игра не даст запланированного результата или даже будет иметь противоположный результат.
Опыт показывает, что любовь студентов к предмету зависит не столько от его содержания, сколько от личности преподавателя. Поэтому при планировании игровых форм обучения необходимо выяснить отношение студентов к преподавателю, например, путем анкетирования, которое расценивается ими как акт доверия, формирует их положительную преднастройку, заинтересованное отношение и ответственность за игровую деятельность.
Подготовка модели игры. Подготовка игры является многоступенчатой процедурой и зависит от ряда субъективных или объективных факторов. С целью облегчения процессов конструирования модели дидактической игры и придания ей гибкости используют модульный принцип, состоящий из последовательных блоков и входящих в них операций. Каждый блок характеризуется своими задачами, целями и результатами. Подготовительная операция - это однократные, логически обусловленные действия, направленные на достижение соответствующих данному блоку задач, целей и результатов.
Любая операция
блока сопряжена с
В подготовке дидактической игры можно выделить следующие операции:
1. Выбор темы и диагностика исходной ситуации. Темой может быть практически любой раздел учебного курса. Желательно при этом, чтобы учебный материал имел практический выход на профессиональную деятельность или специальную учебную дисциплину.
2. Формирование целей и задач. Цели и задачи формируют с учетом не только темы, но и исходной ситуации. В одной ситуации, но с разными целями можно по-разному построить игру. Для этого надо соответствующим образом расставить акценты и сформулировать цели на каждом этапе или операции.
3. Определение структуры. Структура определяется с учетом целей, задач, темы, состава участников.
4. Диагностика игровых качеств участников дидактической игры. Проведение занятий в игровых формах будет эффективно, если действия преподавателя обращены не к абстрактному студенту, а к конкретному человеку или глубоко изученной группе людей. Оптимизация обучения интенсивной работе преподавателя на стадии подготовки к занятию, выбора им приемов обучения и их организации.
5. Диагностика объективных обстоятельств. В данном случае рассматривается вопрос о том, где, как, когда, при каких условиях и с какими предметами будет проходить игра, т.е. оцениваются ее внешние атрибуты. По определению Н.В. Борисовой, учебную дидактическую игру можно рассматривать как "ветвь педагогики" и как "ветвь имитационного моделирования". Такая двойственность определяет преимущества игры как "инструмента" обучения. Дело в том, что дидактическая игра, как и всякая другая, ставит слушателя в мнимую или условную ситуацию, задаваемую имитационной моделью, и требует выполнения мнимых (игровых) действий.
В процессе конструирования любой дидактической игры необходимо реализовать принципы, представленные на рис. 1. Примером структурного построения игры может служить рис. 2.
Рис. 1 Принципы конструирования дидактической игры
При подготовке к игровой деятельности следует соблюсти следующие методические требования:
1) игра - логическое продолжение
и завершение конкретной
2) максимальная приближенность к реальным производственным УСЛОВИЯМ;
3) создание атмосферы поиска и непринужденности;
4) тщательная подготовка
учебно-методической
5) четко сформулированные задачи, условия и правила игры;
6) выявление вариантов возможных решений указанной проблемы;
7) наличие необходимого оборудования.
Рис. 2 Структурная схема дидактической игры
Важными параметрами структуры учебной игры являются ее конструктивные свойства, отражающие функциональное единство целей, структуры и содержания игры. В данном исследовании эти параметры выводятся из характеристики игры как развитой формы игровой деятельности и включают: освоение профессии, исполнение роли, управление и самоуправление, рациональную организацию труда, принятие нестандартных решений, коллективное творчество, создание работоспособного коллектива, увлекательность, эмоциональность, осознание нехватки знаний, приобретение практических знаний и навыков, лидерство, общение, исполнение ролей, ценность результатов игры.
Дидактическая игра может и должна включать в себя новое и прогрессивное, что появляется в учебной работе и практике. Новые тактические приемы и операции апробируются в играх в самых различных вариантах и сочетаниях задолго до того, как станут применяться в профессиональной деятельности.
Дидактическая игра - это аналог профессиональной культуры: чем она сложней, тем глубже процесс становления профессионализма участников игры, тем богаче потенциал профессиональных возможностей данного человека. Увлекательная игра, обучающая принципам рациональной организации труда в профессии и дающая простор для самовыражения, удовлетворяет ее участников, стимулирует их самостоятельность и активность, потребность в приобретении знаний и навыков, необходимых в практической профессиональной деятельности. Вовлечение в игру, игровое освоение профессиональной деятельности на ее модели способствует системному, целостному осознанию профессии. Увлекательность игры облегчает процесс усвоения знаний, делает его менее драматичным. Получение новых знаний, осознание того, что в игре получены искомые результаты, вызывает эмоциональный подъем участников.
1.2 Специфика имитационных дидактических игр
Из всего многообразия проблем обучения и воспитания будущих учителей выделяется проблема более тесной взаимосвязи педагогической теории и педагогической практики. Особенно актуально решение этой задачи в условиях современного воспитательно-образовательного процесса и школы и профессиональных учебных заведений. Одним из средств осуществления такой связи в процессе обучения студентов является их участие в педагогических имитационных играх.
Имитационная педагогическая игра представляет собой модель фрагмента педагогического процесса. Такая игра является способом и средством формирования качеств, умений, навыков, необходимых для успешной педагогической деятельности.
Цель имитационной игры - выработка стратегии поведения, умение действовать в типичных ситуациях, возникающих в школьной жизни. Особенностью такой формы занятий является то, что цель и результаты состоят в изменении самого действующего субъекта, которое проявляется в овладении им способами деятельности. На каждом занятии проигрывается то или иное воспитательное дело, урок либо педагогическая ситуация. Один из студентов играет роль педагога, другие – роли школьников, родителей и др.
Несмотря на то, что имитационная игра в качестве метода обучения студентов сегодня достаточно популярна, далеко не всегда ее применение достигает поставленной цели. Анализ практики позволяет выявить две причины неудач. Во-первых, преподаватель недостаточно владеет технологией организации имитационной педагогической игры – и тогда она превращается в простое развлечение, в игру ради игры. Во- вторых, студенты не подготовлены к действиям в игровом поле – не актуализировано необходимое для именно такого занятия эмоциональное состояние студентов, они не умеют действовать в предложенных обстоятельствах, чувствуют себя неуверенно. Все это, естественно, снижает или вовсе сводит на нет педагогическую эффективность применения этого метода обучения. Поэтому целесообразно рассмотреть некоторые аспекты подготовки и проведения имитационных педагогических игр.
Особенности организации и проведения имитационных игр
Игра как способ и форма обучения и воспитания позволяет одновременно решать комплекс задач:
Советы по организации и проведению имитационных дидактических игр.
Организация и проведение имитационных дидактических игр позволяет, прежде всего, персонифицировать знания студентов, способствовать формированию их педагогической направленности, снять субъективную тревожность перед педагогической практикой, наконец, и это самое важное, помогает творческому развитию и самоактуализации личности.
Глава II. Практика применения
2.1. Анализ сценариев имитационных дидактических игр, используемых в современной педагогической практике
Имитационная игра «Воздушный шар»
Цели:
- научить принимать
коллективные решения в
- выработать
навыки эффективного
- обучить сотрудничеству.
Процедуры:
- принятие индивидуальных решений
- выработка
коллективного решения в
- дискуссия
-анализ результатов и подведение итогов.
Время: 1 учебный час.
Представьте себе, что вы экипаж научной экспедиции, которая возвращается на воздушном шаре после выполнения научных изысканий. Вы осуществляли аэрофотосъемку необитаемых островов. Вся работа выполнена успешно, и вы уже готовитесь к встрече с родными и близкими. Вы летите над океаном. До ближайшего участка земли 500-550 км. Но произошло непредвиденное: в оболочке воздушного шара по неизвестным причинам образовалось отверстие, через которое выходит газ. Шар начал снижаться. Вы сразу выбросили за борт все мешки с песком,которые были припасены в гондоле воздушного шара на этот случай. На некоторое время падение замедлилось, но не прекратилось. Через 5 минут шар стал падать с прежней скоростью.
Весь экипаж
собрался в центре гондолы для
того, чтобы обсудить создавшееся
положение. Нужно принимать решение,
что и в какой
В гондоле остались следующие предметы:
1.канат- 50 см
2.аптечка с медикаментами- 5 кг
3.компас гидравлический- 6 кг
4.консервы мясные и рыбные- 20 кг
5.секстант (прибор
для определения
6.винтовка с оптическим прицелом и запасом патронов- 25 кг
7.конфеты разные- 20 кг
8.спальные мешки (по одному на каждого члена экипажа)
9.ракетница с комплектом сигнальных ракет- 8 кг
10.палатка 10-местная- 20 кг
11.баллон с кислородом- 50 кг
12.комплект географических карт- 25 кг
13.канистра с питьевой водой- 20 л
14.транзисторный приемник- 3 кг
15. лодка резиновая надувная- 25 кг
Ваша задача – принять решение, что и в какой последовательности вы должны выбросить. Сначала каждый участник игры принимает индивидуальное решение. Затем создаются команды по 5-7 человек (зависит от количества человек) и каждая команда обсуждает проблемную ситуацию и вырабатывает коллективное решение».