Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 19:33, реферат
Какое сказочное волшебство происходит перед глазами ребенка, вращающего в руках калейдоскоп! Крошечные стеклышки складываются в причудливые узоры, цветы, звезды… И все это искрится, переливается. Похожее, только более глубокое чувство восторга испытываешь, глядя на сияющие цветные узоры витражей раннехристианских храмов, средневековых соборов, палат Московского Кремля, дворцовых залов и особняков прошлого столетия. Еще христианский поэт Пруденций (348–413 гг.) писал: «В круглых арках окон базилики сияло цветное стекло подобно великолепию весенней поляны».
Витраж — это своего рода картина из стекла, так как само слово vitrage произошло от латинского vitrum — стекло. Орнамент или декоративная композиция в оконном или дверном проеме, самостоятельное панно из стекла или другого материала, пропускающего свет, — все это витражи, красота которых откладывает отпечаток индивидуальности и неповторимости на все здание. В современной строительной практике слово «витраж» определяет сплошное или частичное остекление фасада здания.
Можно сказать, что прототипом витража является не что иное, как мозаика, для которой используется цветная смальта — непрозрачное стекло. Фрагменты плоского цветного стекла, найденные в Бени-Хасане (АРЕ) и Риме, позволяют говорить о том, что простейшие витражи существовали в Древнем Египте уже во ІІ тыс. до н. э., а в Риме — в І в. н. э. Еще Лукиан описывал термы как «стеклянные дома». При создании убранства храмов для стен и полов использовали мозаику и фрески, для окон — цветное остекление. В этом случае окно становилось органическим продолжением стенного декора и «вписывалось» в общее тональное решение интерьера. Опять-таки, цветное остекление окон первоначально представляло собой стеклянную мозаику, вставленную в каменные или деревянные проемы окон. Затем появилась мозаика из цветных стекол, вырезанных и собранных в свинцовой оправе в виде узора или орнамента. Первые достоверные сведения о применении свинцовой пайки относятся лишь к Х в.
В V–VІ вв. витражи украшали окна храмов в городах Галии, затем они появились в Германии и Англии. Особенного расцвета искусство витража достигло в эпоху средневековья. Готические соборы поражают наше воображение не только стремительным вертикальным взлетом архитектурных конструкций, но и своим внутренним убранством. Благодаря цветному остеклению регулировалась освещенность, смягчалась сила света внутри помещения, доводя до совершенства его художественное оформление, создавался мистический образ, полный таинственного мерцания цветных теней.
Витражи, естественно освещенные днем извне, эффектно смотрятся внутри помещения, вечером же наоборот — при искусственном освещении оконные проемы тусклы изнутри, но как сочно и ярко они выглядят снаружи! Особенный графический эффект придает витражам густая сеть темных свинцовых прожилок, сквозь которые интенсивно проникают световые лучи, в особенности сквозь рубиновое, синее и зеленое стекло. Витражи, благодаря своей прозрачности и легкости линий, ажурны, легки и как бы невесомы. По своему изяществу, полихромной (цветовой) насыщенности и воздушности они не только не уступают, но и во многих случаях превосходят станковую и монументальную живопись. Солнечный свет, преломляясь в прозрачных цветных стеклах, создает богатейшую гамму красок и тонов, поразительную игру света и теней. Интерьеры, наполненные таким светом, особенно выразительны, нарядны и уютны.
С изменением исторических эпох, стилей и течений в искусстве и архитектуре, усовершенствованием производства бесцветного прозрачного стекла, открытием новых красок, способов обжига совершенствовалась техника исполнения витражей, улучшались способы их изготовления, тематика и композиция.
Барокко и классицизм практически «забыли» об искусстве витража. Его история началась заново на заре эпохи романтизма, пробудившего интерес к средневековой культуре и в первую очередь — к готике. Живописные окна вошли в образный строй новых сооружений отблеском романтических грез о средневековье.
В начале ХХ в. витраж был перенесен на русскую почву вместе с готикой. Впрочем, это было не первое его появление в России. Декоративное оформление окон имело на Руси давние традиции. Предтечами отечественных витражей были слюдяные оконца. Они наполняли интерьеры царских палат и боярских теремов неповторимой игрой света, рожденной неровным мерцанием и искристыми отблесками слюды. Разнообразные цветные слюдяные кусочки, четкий контур сетчатого рисунка железных креплений как бы сближали оконницы с бесцветным узорчатым витражом, а роспись полупрозрачной темперой — с живописным.