Уильям Чемберс. Наряду
с Адамом должен быть упомянут Уильям
Чемберс (1726—1796). Им было выполнено
несколько крупных построек, среди
которых особо видное место занимает огромный корпус
королевского дворца Сомерсет в Лондоне
(1770—1780-е гг.). Кроме того, Чемберс много
сделал для дальнейшей разработки вопросов
паркостроения.
Глава 3. Изобразительное
Искусство
Возникновение английской
национальной школы.
Рождение национальной
школы живописи относится к первой
половине 18 века. В это время английская
общественная жизнь получила мощный
толчок в своем прогрессивном
развитии. Промышленная революция привела
к изменению всей жизни Англии,
сделала ее классической страной капитализма.
В 18 веке живопись опередила
литературу в выражении этого
свободомыслия художественными
средствами. Создатель буржуазного
реалистического романа нравов Генри Филдинг прямо указывал на то,
что он искал источники своего вдохновения
в искусстве основателя английской школы
живописи — Уильяма Хогарта
Уильям Хогарт
Художник и его пес, 1745
Галерея Тейт, Лондон |
Портрет Мэри Эдвардс, 1740
Собрание Фрик, Нью-Йорк |
Дэвид Гаррик с супругой, 1757
Королевское собрание, Виндзор |
Утро в доме новобрачных, 1744
Национальная галерея, Лондон |
|
Он основоположником реализма в английской
живописи (1697—1764). Создатель общественной
и политической сатиры, он стремился глубоко
осмыслить действительность своего времени
с типичными для нее явлениями: хищным
стяжательством, социальными контрастами,
столкновениями буржуазных законов с
феодальными предрассудками и привилегиями.
Свое искусство он обращает к широкому
зрителю, что было новым явлением в художественной
жизни Англии. Хогарт родился в Лондоне
в семье учителя; профессиональному мастерству
учился у гравера; самостоятельно работать
начал в области гравюры и иллюстрации.
Цикл полотен «Карьера мота» (восемь картин)
рассказывает о внезапно разбогатевшем
юноше, который получил наследство и растратил
его в кутежах, а затем попал в дом умалишенных.
«Модный брак», наиболее значительная
по глубине замысла серия Хогарта, состоит
из шести полотен; это правдивая и поучительная
история брака по расчету, своего рода
живописный «роман нравов». Отдельные
персонажи олицетворяют здесь, по существу,
целые социальные группы и их взаимоотношения.
Со скучающим видом отвернулись друг от
друга молодые, в то время как их родственники
оформляют брачный контракт. Картина «Вскоре
после свадьбы» продолжает повествование;
в ней каждая деталь свидетельствует о
бессмысленности существования супружеской
четы, о безразличии молодых супругов
друг к другу, о кутежах и развале дома,
из которого управляющий выносит пачку
неоплаченных счетов. Серию завершает
трагическая развязка — гибель ее героев.
С удивительным мастерством передает
Хогарт последовательность хода событий,
раскрывает характеры действующих лиц,
их взаимоотношения, нравы, привычки. |
По его картинам можно
писать целые рассказы. Каждая из картин
— законченное самостоятельное
произведение, все вместе они объединены
одной идеей и дополняют друг
друга. Художник заостряет внимание
на узловых моментах повествования,
усиливая достоверность изображаемого воссозданием
конкретного места действия. Он прибегает
к неожиданно резким сопоставлениям и
тяготеет к анализу. Остро и насмешливо
наблюденные детали позволяют угадывать
события, предшествующие и последующие.
Такова, например, картина Уильяма Хогарта
«Утро в доме новобрачных».
Время около полудня,
на полу валяется перевернутый стул, карты
разбросаны по ковру, а сборщик долгов
в раздражении закатывает глаза.
Бессонные ночи, отданные пьянству
и игре в карты, чрезмерные траты
денег на роскошный дом и причуды ленивой супруги
служат предметом сатиры в этой картине.
Хогарт подвергает критике не только нравы,
но и вкусы, он высмеивает нелепые безделушки
на камине, витиевато украшенные часы
и мраморный бюст, более похожий на поросенка,
чем на римского патриция. Поступив в обучение
к Фавору, будущий художник усвоил уроки
его ремесла и сбежал с его дочерью. Устав от условных штампов в искусстве,
Хогарт создает средствами живописи едкие,
порой беспощадные комментарии к социальным
проблемам дня, выполняя серии картин,
каждая из которых заключает в себе историю.
Картины маслом переводились в гравюру,
и их широкое распространение принесло
художнику известность. Гармония мягких
розоватых, серебристых, оливковых тонов
способствует передаче внешнего благосостояния
внутренне опустошенного мира, обреченность
которого находит выражение в суматошном
ритме линий, пронизывающем композиции.
Хотя картины Хогарта по времени и отчасти
по манере живописи близки работам художников
рококо во Франции, стиль и остроумие Хогарта
являются чисто английскими.
Внимание Хогарта привлекали
и другие стороны жизни: с необычайным
пафосом он изобличает «дно» Лондона,
ужасы пьянства, приводящего бедноту
в состояние полного отупления,
к утрате всего человеческого (гравюры
«Улица Пива», «Переулок Джина», 1751). В ряде работ он
высмеивает ограниченность духовенства,
показную сторону религии (гравюра «Спящий
приход», 1736). Серия картин «Выборы в парламент»
(ок. 1754 г., Лондон, Музей Соун) смело обнажает
одну из самых темных сторон в общественной
жизни Англии: борьбу партий в «гнилых»
местечках и сбор голосов, приобретенных
у больных и идиотов; по существу, художник
обличает всю продажность буржуазной
выборной системы. Высмеивая пороки современного
ему английского общества, Хогарт чаще
всего не искажает действительности, что
отличает его работы от карикатуры, но
иногда прибегает к приемам гротескного
преувеличения.
Бытовая живопись Хогарта
с ее злободневной тематикой, безжалостной
обличительной силой намного опережает свое время,
прокладывая пути критическому реализму
в искусстве 19 века, а также развитию бытовой
и политической карикатуры, и в этом отношении
Хогарт был новатором.
Хогарт — один из первых английских теоретиков
искусства. В трактате «Анализ красоты»
(1753) он выступал поборником реализма,
ищущим красоту в многообразных формах
действительности, в самой жизни, отстаивая
ведущее место бытового жанра в живописи.
Его теоретическая и художественная деятельность
тесно переплеталась с общественной, с
организацией художественных выставок,
с преобразованием преподавания в художественной
школе на демократических началах. Хогарт
стремился использовать искусство как
большую общественную силу. Его сатирические
циклы получили широкий отклик в европейском
искусстве 19 века. Но в Англии у него не
было достойных преемников; не получил
дальнейшего развития в английской живописи
18 столетия и бытовой жанр.
Высшие достижения английского
искусства второй половины 18 века относятся
к жанру портрета, имевшему прочные
установившиеся традиции, идущие от Гольбейна и национальной портретной
миниатюры. В борьбе с отживающими, устаревшими
схемами рождались принципы реалистического
портрета. И именно в портретной живописи
со всей очевидностью проявилась двойственность
мировоззрения ее создателей, косвенным
образом отразивших компромисс между
идеалами практичной развивающейся буржуазии
и стареющей консервативной аристократии.
Английские портреты в своем большинстве
отмечены стремлением художников к созданию
полнокровных живых характеров и в то
же время использованием старых традиционных
схем парадного портрета.
Рейнолдс
Джошуа
Автопортрет, 1760-е
Музей Тиссен-Борнемиса, Мадрид |
Графиня Спенсер с дочерью Джорджианой,
частное собрание |
Фрэнсис, графиня Дартмутская,
1757
Музей Тиссен-Борнемиса, Мадрид |
Прощение Сципиона, 1789
Эрмитаж, Санкт-Петербург |
Портрет леди Сандерлайн, 1786
Государственный музей, Берлин
|
|
Среди многих портретистов
Англии особое место принадлежало Джошуа
Рейнолдсу (1723—1792). Рейнолдс был организатором
и первым президентом Королевской
Академии художеств, основанной в 1768 году.
Поставив целью утвердить в искусстве
идеал, связанный с национальной действительностью, Рейнолдс
сочетал черты светской парадности и характерной
для аристократического портрета монументальности
с меткостью психологической характеристики.
Живописец Джошуа Рейнолдс создал галерею
портретов своих современников, в большинстве
случаев представителей высших слоев
общества. Рейнолдс родился в Плимптоне
в семье пастора, учился у портретиста
Хэдсона. Поездки в Италию и Францию завершили
его художественное образование, способствуя
формированию свободной живописной манеры
и гармоничного насыщенного колорита.
Сильные стороны его творчества проявились
там, где он следовал натуре. Тяготение
Рейнолдса к созданию жизненно правдивых
и в то же время облагороженных образов
обнаружилось в «Портрете писателя Стерна»
Характерна картина Джошуа Рейнолдса
«Портрет графини Спенсер с дочерью Джорджианой».
Нежный жест матери, обнимающей свою маленькую
дочь, придает этому очаровательному портрету
особую теплоту. Кружево и шелк платья
графини написаны и широкой манере и переданы
с большим мастерством. Эта свободная
манера письма использована также для
изображения лохматой шерсти собачки
и неба, затянутого облаками, на заднем
плане. Сэр Джошуа Рейнолдс более всего известен
портретами английской аристократии,
написанными в возвышенном стиле, заимствованном
у великих итальянских мастеров. Хотя
в этом портрете пышность и условность
композиции сведены к минимуму, художник
все же ввел ряд традиционных деталей
на заднем плане, вроде колонны, драпировки
и нависших облаков. Рейнолдс пользовался
репутацией художника, который возвысил
портретную живопись в Англии до уровня
великих итальянских мастеров. Во время
правления Георга III престиж художника
был настолько высоким, что, когда король
основал в 1768 году Королевскую Академию
художеств, Рейнолдс без обсуждений был
назначен ее первым президентом. Рейнолдс
любил изображать портретируемых за работой,
в кругу семьи. Полна естественности и
грации Нелли О'Брайен (около 1762, Лондон,
собрание Уоллес), сидящая в тени деревьев. |
Яркие лучи солнца, проникая
сквозь частую листву, ложатся бликами
на ее платье, на маленькую собачку,
которую она держит на коленях. Спокойный
пристальный взгляд молодой женщины
привлекает внимание к ее приветливому нежному лицу.
Одновременно с реалистическими, свободно-непринужденными
портретами Рейнолдс исполнял парадные
и аллегорические портреты в «большом
статуарном стиле» (как его называл сам
художник), сочетающие черты яркой индивидуальности,
идеализма, рационализма и приподнятости.
Портретируемые в нарядных одеждах изображались
на фоне колонн, драпировок, декоративных
пейзажей. Сложен по композиции портрет
актрисы Сары Сиддонс в виде музы трагедии
(1784, Сан-Марино, США, галерея Хантингтон).
В величественной позе восседает она на
троне, позади которого видны аллегории
— Преступление и Возмездие. Портрет превращен
в красочное театральное зрелище, острота
портретной характеристики в нем сочетается
с иносказательностью, торжественностью.
Именно такого типа портреты снискали
популярность художнику у многочисленных
аристократических и буржуазных заказчиков.
Не успевая исполнять заказы собственноручно,
Рейнолдс был вынужден прибегать к помощи
учеников, что снижало качество его работ.
Однако в лучших парадных портретах многочисленные
аксессуары не заслоняют характера портретируемых,
представленных в состоянии душевного
подъема, вдохновения. Таковы портреты
офицеров на полях сражений. В них трактовка
образов способствует выявлению героических
черт. Овеян романтикой морских боев и
странствий образ старого адмирала лорда
Хитфилда (1787—1788, Лондон, Национальная
галерея). Занимая до самой смерти пост
президента Королевской Академии художеств,
Рейнолдс исполнял исторические и мифологические
композиции, много сил отдавал педагогической
и общественной деятельности. Как теоретик
искусства Рейнолдс призывал изучать
художественное наследие прошлого, в частности
искусство античности и Возрождения. Придерживаясь
взглядов, близких классицизму, Рейнолдс
в то же время подчеркивал особое значение
воображения и чувства, предвосхищая этим
эстетику романтизма.
Гейнсборо Томас
Сэр Эндрью с женой, 1749
Национальная галерея, Лондон |
Портрет актрисы Сары
Сиддонс, 1785 Нац-я галерея, Лондон |
Герцогиня де Бофор, 1770-е
Эрмитаж, Санкт-Петербург |
Утренняя прогулка, 1785
Национальная галерея, Лондон |
Портрет Сары Бакстон, 1777 Музей Тиссен-Борнемиса, Мадрид |
|
Мир чувств, настроений,
тонкий лиризм и поэтичность характерны
для творчества младшего современника
Рейнолдса, крупнейшего английского
живописца Томаса Гейнсборо (1727—1788).
Он работал главным образом в
области портрета, но в то же время явился одним из создателей
английского пейзажа. Близкий по своему
дарованию, восприятию мира к сентиментализму
Стерна в литературе, Гейнсборо в своих
лучших картинах был реалистом, остро
чувствующим сложные, утонченные характеры
портретируемых, которым соответствуют
изысканно смягченные гармонии красок.
Гейнсборо родился в Суффолке в семье
торговца сукном. Некоторое время учился
в Лондоне у француза Гравело, а затем
у Хеймана. Его первые работы относятся
к области пейзажной живописи. Приобретя
известность как мастер портрета, он начал
получать заказы от знаменитостей своего
времени и титулованной знати.
Замкнутый и малообщительный, художник
не выезжал за пределы родины. Его увлеченность
живописью и музыкой способствовали выявлению
сложнейших цветовых гармоний, музыкальности
ритма его живописных произведений. Уже
в ранних своих работах Гейнсборо создает
своеобразный тип портретной композиции.
Он изображает портретируемых на фоне
пейзажа, прогуливающимися или отдыхающими.
Постоянное обращение художника к мотивам
национального пейзажа, написанного с
натуры, привело к обогащению портретных
композиций пейзажным фоном. Великолепно
написан сельский пейзаж, поле спелой
пшеницы и зеленая долина в точном, острохарактерном
парном «Портрете Эндрью с женой» (около
1749, Лондон, Национальная галерея). Картина
Томаса Гейнсборо «Сэр Эндрью с женой».
Мистер и миссис Эндрю отдыхают после
полудня, посвященного охоте. Направо
простирается далеко в глубину их обширное
поместье. Снопы пшеницы напоминают о
том, что уже наступила осень, а охотничье
ружье и собака мистера Эндрю дают понять,
что он только что возвратился с охоты.
Возможно, Гейнсборо хотел включить в
композицию фазана, подстреленного этим
элегантным английским джентльменом,
но картина так и не была доведена до конца.
Не закончено великолепно написанное
атласное платье миссис Эндрю - на коленях
ее виден лишь едва намеченный абрис птицы.
Роберт Эндрю и Франсис Картер поженились
в ноябре 1748 года, и портрет был, вероятно,
написан в честь этого события. |
В отличие от многих современников Гейнсборо
не принадлежал к академическому направлению.
Присущее ему интуитивное чувство стиля
и цвета, великолепное владение кистью
делают художника одним из величайших
европейских мастеров XVIII века. Хотя по
профессии Гейнсборо был портретистом,
истинным его призванием было изображение
английской природы. Со временем в портретах
художника усиливаются черты тонкой одухотворенности.
Социальные характеристики отодвигаются
на второй план. В этих произведениях окружающая
человека обстановка, прежде всего природа
— пейзаж старинного парка или лесной
опушки,— становится идеальной средой,
гармонически созвучной настроению портретируемого.
В ряде случаев Гейнсборо
исполнял заказы тех же лиц, что и Рейнолдс. Эти портреты подчеркивают
разницу творческого метода и своеобразие
художественной манеры каждого из них.
Если Рейнольде изображал Сару Сиддонс
в виде музы трагедии, пышно одетую и восседающую
на троне, то Гейнсборо представил знаменитую
актрису в жизни, в элегантном костюме
для прогулки, спокойно сидящую в кресле
— «Портрет актрисы Сары Сиддонс» (1784—1785,
Лондон, Национальная галерея). Художник
подчеркивает интеллект молодой женщины,
ее обаяние, изящество, вкус, не прибегая
к аллегориям. Высокая черная шляпа с перьями
вырисовывается на темно-красном фоне,
оттеняя белизну и нежность кожи ее тонкого
лица.
Колорит портретов Гейнсборо, построенный
чаще всего на сочетании холодных голубовато-серебристых,
оливково-серых, жемчужных тонов, покоряет
благородством и гармонией. Художник передает
типичный для Англии рассеянный свет,
влажную атмосферу, которая смягчает очертания
предметов. Он не стремится скрыть мазки
кисти, легкой и динамичной. Точно положенные,
при близком рассмотрении они кажутся
резкими в своей заостренности, тончайшие
оттенки переливаются из одного в другой.
На расстоянии же мазки, сливаясь в одно
целое, дают то движение жизни, ту неуловимую
трепетность, которые невозможно передать
иными средствами.
Особенности живописной
манеры Гейнсборо ясно выступают
в «Портрете герцогини де Бофор» или «Портрете
дамы в голубом», пленительное очарование
которой передают ослепительное по свежести
тона лицо с легким румянцем, живые и задумчивые
карие глаза. Переливы белых, жемчужно-серых
и голубоватых тонов одежды усиливают
впечатление утонченности, благородства
ее облика. Непринужденный в своей осанке,
стоит нарядный и хрупкий мальчик, держа
в руке большую черную шляпу. Его фигура
выделяется на фоне облачного неба и вечернего
пейзажа. Бесчисленные голубые, жемчужно-серые,
лиловатые и оливковые тона составляют
красочную симфонию этого замечательного
портрета.