Искусство. Виды и жанры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 22:51, аттестационная работа

Краткое описание

Изображение богов в мифах. Заупокойный культ и его связь с искусством. Выражение в грандиозных масштабах идеи величия фараонов, идеи вечного существования. Возникновение и развитие монументального строительства. Архитектура. Рельеф. Скульптура Др. Царства и её связь с заупокойным культом. Живопись. Фаюмские портреты. Каноны изображения. Жанры искусства: бытовой, исторический. Древнеперсидская архитектура. Храмовые библиотеки. Строительство и значение города-крепости.

Вложенные файлы: 1 файл

1.doc

— 74.00 Кб (Скачать файл)

Искусство. Виды и жанры.

 

 

№1 Искусство  Древнего мира  до н.э. 

 

Местонахождение

 

Ключевые характеристики данного  периода. Виды и жанры искусств.

 

Древний Египет

 

Изображение богов в мифах. Заупокойный  культ и его связь с искусством.  Выражение в грандиозных масштабах идеи величия фараонов, идеи вечного существования. Возникновение и развитие монументального строительства. Архитектура. Рельеф. Скульптура Др. Царства и её связь с заупокойным культом. Живопись. Фаюмские портреты. Каноны изображения. Жанры искусства: бытовой, исторический. Древнеперсидская архитектура. Храмовые библиотеки. Строительство и значение города-крепости.

 

Древняя Индия.

 

Культура Древней Индии. Связь  с искусством Ближнего и Среднего Востока. Общественная жизнь, религия, наука, литература. Индийские боги. Поэзия, ее связь с музыкой и танцами. Своеобразие и ценность древнеиндийского искусства. Сложение индийской мифологии и связь её с архитектурным и изобразительным искусством. Скульптура. Декоративное искусство (ткачество, ювелирное дело).

 

Древняя Греция.

 

Древнегреческая мифология, сюжеты в  художественных произведениях. Боги Олимпа. Музы. Олимпийские игры. Обычаи древних  греков. Взглыды древних греков на искусство ("человек как мера всех вещей", искусство как производственно-техническая деятельность (техника). Поэзия, скульптура, архитектура, музыка, риторика - виды искусства и деятельности, выражающие жизненно важное для человека отношение к окружающему миру. Греческий театр, слияние искусств. Монументальная живопись и вазопись. Архитектура и скульптура. Дорический, ионический, коринфский ордера.  Декоративно-прикладное искусство и одежда.

 

Древний Рим.

 

 

Искусство как ремесло. Красота  на службе государства. Особенность  пантеона богов. Грандиозные масштабы и триумфальный характер архитектуры эпохи империи. Создание нового типа храма. Скульптура. Расцвет реалистического портрета.

Античная эстетика и современность. Космос - воплощение наивысшей красоты. Мироощущения в соразмерности, гармоничности, ритмичности. Эстетические понятия - прекрасное, мера, гармония.

 

Искусство Китая и Японии

 

Народные праздники. Быт и обычаи. Архитектура и парки. Живопись. Перспектива. Театр. Декоративное искусство и  костюмы. Расписная керамика. Геометрические узоры на гончарных изделиях.


 

 

№2 Искусство Средневековья и эпохи Возрождения (5-14  вв.)

 

 

Романский стиль.10-12 (13) вв

 

Архитектура (замки и соборы). Обороноспособность. Тяжелые массивные формы. Скульптурные композиции на библейские темы. Стремление изобразить могущество божества. Неприятие мирского мироощущения.

 

Мавританский стиль (условный термин).

 

Искусство арабов-завоевателей в Испании, Африки, Сицилии в 12-15 вв. Архитектура: культовая (медресе, мечети, минареты) и светская (замки, дворцы, крепости, жилые дома). В зодчестве преобладание разнообразия арок, сдвоенных окон, куполов. Пестрая отделка зданий. Декор из растительных и геометрических узоров (арабески) и надписей. Арабская сказка

 

Готический стиль в 12 - 15 (14) вв.

 

Художественно-стилевое единство: господство линий, вертикализм композиций, виртуозная деталировка в логике целого, связь архитектуры и скульптуры. Городской собор. Сложные каркасные конструкции. Устремленные ввысь соборы, обширные интерьеры, прорезные окна, обилие каменной резьбы. Витражи. Гобелены. Миниатюра (иллюстрация манускриптов). Культ девы Марии.

 

Характерные черты эпохи Средневековья  и Возрождения.

 

Религиозное содержание изобразительных  искусств: "книга для неграмотных", увековечение исторических событий, украшение  интерьеров храмов.

Представление о красоте, прекрасном, безобразном.

Перспектива - теория зрительного  восприятия.

Поэтика. Главное в поэзии - содержание. Отличие формы внешней от внутренней. Цели поэзии: учить нравственности и доставлять наслаждение слуху  и уму.

Музыка. Зарождение нотной грамоты. Различия между церковной (например, Григорианский хорал) и светской (песни, танцы) музыкой.

Живопись. Ценность красоты, содержательности, аллегоризма.

Архитектура. Величина и соразмерность. Светоносность, богатое украшение. Геометрические расчеты. Скульптура. Жизнеподобие.

Переходный характер эпохи Возрождения  между средневековьем и новым  временем стран Запада (14 - 16 вв.). Влияние  античного наследия. Абсолютизация  человеческой личности. Представление  о человеке как о единстве разумного  и чувственного. Основные эстетические черты: прекрасное, возвышенное, героическое. Математические исчисления пропорций, симметрии, перспективы и пр. Теория подражания и художник. Важнейший принцип восприятия художественных произведений - наслаждение.


 

 

№3 Искусство 16 - 19 веков

 

Академизм.

Направление в пластических искусствах, оформившееся в европейской культуре 16 в. (Болонская школа). Статус профессионального  и свободного художника. Начало формирования систематического обучения искусству  через овладение классическим наследием, национальные традиции. Академии "изящных искусств". Преобразование академий в театры, консерватории и пр. учебные заведения.

Барокко.

Стиль в западноевропейском искусстве 17-18 вв. Связь барокко с централизованной монархией. Происхождение термина. Отличительные черты барокко в пышности, патетической приподнятости, в стремлении объединить реальность с фантазиями.

Архитектура. Появление больших  куполов. Дворцово-парковое искусство.

Жанровая живопись. Фламандский  натюрморт. Фламандский колорит, выразительность света, эмоциональность произведений. Карандашный портрет во Франции.

Полифоническая музыка. Немецкие композиторы. Органная музыка (Бах, Гендель). Кантаты. Оратории. Главные инструменты: клавесин, скрипка, орган. Жанры и формы  инструментальной музыки: сюита, концерт, фуга.

Эстетические принципы:

Динамичные композиции, повышенная экспрессивность, совмещение реальности и иллюзий. Декоративная избыточность выразительных средств барокко. Образный строй музыки: патетика, динамика, ритмический пафос, преувеличенность эмоций.

Стиль классицизма (16 - начало 19 вв.)

В литературе и изобразительном  искусстве. Обращение к античному  наследию. Наивысшее развитие в Европе 17 в. Архитектура, ордера и их различие.

Натюрморты Ж. Шардена. Исторический жанр. Полотна Ж. Давида.

Симфонический оркестр и формирование его состава. Распространение фортепьянной музыки (Гайдн, Моцарт, Бетховен). Венская  классическая школа.

Эстетические принципы:

Обращение к разуму как дисциплинирующему  началу. Забота об общей гармонии и равновесии целого. Канонизирующие принципы художественных произведений - симметрия, гармония, единство времени и места действия, приподнятость художественного языка. Рассматривается проблема соотношения частного и общего. Красота по античным образцам.

Ампир

 

Вариация позднего классицизма. Ампир  в России Х1Х в. Отличие ампира в России от европейского. Архитектура. Интерьеры дворцов. Мебель из красного дерева с рельефным орнаментом из золоченой бронзы. Скульптура как  конструктивная деталь. Изделия декоративно-прикладного искусства. Крупносерийное производство фарфора, тканей, скульптурных украшений и пр.

Эстетические принципы:

торжественность, монументальность, парадное великолепие, помпезность.

Рококо

 

Искусство Западной Европы 18 в. Архитектура и декоративное искусство. Камерно-интимный стиль придворного искусства. Мебель, бытовая  утварь, одежда. Влияние восточного искусства на европейское искусство (декоративное искусство с заимствованием элементов китайского искусства). 

Пьеса для клавесина. Отход от монументальных форм музыки к миниатюре. Легкость, прозрачность, изящество. В музыке большое  количество украшений.

Эстетические принципы:

Асимметрия композиций, мелкая деталировка  формы. Предпочтение отдается грациозному, прихотливому, орнаментальному ритму и т.п. "Людовик 15".

Сентиментализм

Направление в искусстве. Художественное течение конца эпохи Просвещения. Интерес к яркому характеру и миру чувств. Влияние просветителей на появление интереса к естественной природе и ее жизни. Развитие пейзажа в различных школах европейской живописи. Скульптура (Жан Антуан Гудон).

В литературе стремление приблизить героев к реальным образам. Ведущий  жанр - роман. Даниель Дефо "Жизнь  и удивительные приключения Робинзона  Крузо". Роман-притча о преодолении всех трудностей. Джонатан Свифт "Путешествия Гулливера". Проблема идеала справедливого общества.

Эстетические принципы:

Разочарование в цивилизации, сомнение в возможности "царства разума". Стихийно-творческие силы природы.

Романтизм.

Конец 18 - начало 19 вв.  Романтизм в живописи, графике, музыке.

Романтизм в музыке - это царство  чувств. Интерес к истории, фольклору, фантастике. Культ природы. Жанры: фортепьянная миниатюра, песня, цикл, симфоническая  поэма.

Романтизм в литературе (Шиллер, Гофман, Байрон).

Эстетические принципы:

Интерес к героике прошлого. Героические личности, сильные характеры. Интерес к трагическим событиям прошлого. Концентрация иронии, страсть к гротеску. Интерес к сказкам, карнавалам. Ведущий жанр литературы - роман, объединяющий поэзию и философию.

Импрессионизм

 

Конец 19 - начало 20 вв. Борьба импрессионистов  против академизма. Отображение впечатлений  от реальной действительности. Поиск  новых форм изображения, композиции и цветосочетания. Техника письма импрессионистов (Э.Мане, К.Моне, Э.Дега, О.Ренуар). Живопись на пленэре.

Импрессионизм в музыке. Созерцание мира и передача настроений психологических  состояний. Темы: пейзаж, фантастика, образы Востока, мифология. Жанры: симфонические  эскизы и фортепьянные программные миниатюры.

Популярная музыка.  Вальс. Оперетта. И.Штраус, Ж.Оффенбах.

Эстетические пинципы:

Мимолетные впечатления. Стремление передать широкую панораму современной  жизни, элементы скепсиса, иронии, отрицания  в восприятии общества.

Реализм

Как творческий принцип. Реализм основан на передаче художественным языком типичности, правдоподобности жизни. Вместе с тем в творчестве реалистов возможны гротесковые образы, символы и иносказания.

Связь русской реалистической литературы с изобразительным искусством. Правдивость воспроизведения жизни, человеческих характеров, типичных ситуаций.

Реалистические образы в творчестве русских композиторов (М.Глинка, А.Даргомыжский и др.). Обращение к вокальным  жанрам и опере, как наиболее демократическому искусству.

Критический реализм как ведущее  направление в литературе и изобразительном  искусстве 19 века. Политическая острота  и злободневность искусства. Образ  человека из народа в изобразительном  творчестве.

Эклектика

Художественное направление в  архитектуре разных художественных стилей. Поиски нового стиля. Эклектика как совмещение элементов нескольких стилей. Разделение единства, архитектурного целого.

Архитектура, интерьеры, мебель. Переплетение мотивов прошлого. Распад понимания  стиля как художественно-эстетической целостности.

Архитектура России в стиле эклектики  в начале 19 в.

Эстетические принципы:

Однородность и схематизм.


 

 

№4 Искусство  конца 19 - 20 вв.

Символизм

В литературе и изобразительном искусстве, интуитивное постижение эстетической сущности вещей. Стремление к синтезу литературы, живописи и музыки. Чюрлёнис. Образы, символы, утонченная лирика, неопределенность настроения и чувств.

Влияние экспрессионизма на музыку 20 века. Повышенная эмоциональность, взвинченность, отказ от традиционных, классических музыкальных средств выразительности и поиск новых.

Неоклассицизм - противоположность  экспрессионизму. Переход от накала чувств к устойчивости, равновесию, сдержанности всех элементов художественного  произведения.

Развитие техники и машинного  производства в Европе. Эклектика и поиски нового стиля. Возникновение стиля  модерн.  Сочетание рационального и прихотливого декоративизма в символике и орнаментике. Появление обтекаемых и изгибающихся, скользящих форм и линий. Индивидуальное строительство дворцов, особняков и доходных домов с предпочтением асимметрии в группировке объемов зданий и расположении оконных и дверных проемов.

Постимпрессионизм.

 

Особенности живописи постимпрессионистов  в создании обобщенных образов, возрождении  принципов картины и одновременно отказ от адекватности  изображения законам зрительного восприятия реальности. П.Сезанн, В.Ван-Гог,  П.Гоген и др.

"Бубновый валет" в Москве.

Кубизм

 

Эксперименты в живописи. П.Пикассо. Ж.Брак. Главными критериями оценки произведения провозглашаются его конструктивность, геометрическое совершенство, а не идейно-эстетическое содержание. Изображение объемов одновременно с разных точек зрения,  превращение форм в механическую комбинацию отдельных элементов с ритмическими диссонансами и острыми сдвигами плоскостей.

Футуризм

Попытка создания нового в искусстве, отрицание "старой школы", художественного  наследия прошлого. искажение и деформация образов реального мира. Разрушение старой культуры и воплощение в современном  искусстве динамизма индустриальной эпохи. У.Боччони, Д.Северини, К.Карра. Футуризм как полемика с реализмом. Агитки В.Маяковского.

Ремесло и дизайн

Художественные ремесла: Абрамцевская школа, Палех, Гжель, Хохлома, Кубачи и  др. Формообразующие факторы проектирования изделия. Дореволюционное Строгановское училище и Баухауз (н.20 в.) - первые учебные заведения, готовившие художников для работы в промышленности. Специализация подготовки. ВХУТЕМАС (бывш.Строгановское) в  Советской России. ВНИИТЭ (Институт технической эстетики).

Слияние искусства с жизнью. Искусство  будущего. Связь науки и техники. Проблемы формообразования (эргономика, цветоведение и др.). Разумность форм - эстетический идеал. Принципы организации  предметной среды. Этапы дизайнерского  проектирования: исследование потребности и социального спроса, функциональная и технологическая проработка с использованием новейших, достижений науки и техники. Экспериментальная проверка работы предмета в действии, изготовление и продажа.

Современное массовое жилище. Проектирование интерьера. Организация открытого пространства.

Мода. Одежда. Костюм.


 

Исторические  этапы развития искусства, виды и  жанры в виде обобщённой таблицы  с выписками основных характеристик  периода. 
Искусство Древнего мира до н. э. (Древний Египет, Древняя Индия, Древняя Греция., Древний Рим. Искусство Китая и Японии) 
Искусство Средневековья и эпохи Возрождения (5-14 вв. ) ( 
Романский стиль.10-12 (13) вв, Мавританский стиль (условный термин)., Готический стиль в 12 - 15 (14) вв) 
Искусство 16 - 19 веков (Академизм., Барокко., Барокко. 
Стиль классицизма (16 - начало 19 вв. ), Ампир, Рококо, Сентиментализм, Романтизм, Импрессионизм, Реализм, Эклектика) 
Искусство конца 19 - 20 вв. (Символизм, Постимпрессионизм, Кубизм, Футуризм, Ремесло и дизайн)


Информация о работе Искусство. Виды и жанры