Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 14:52, контрольная работа
Под античной культурой понимается культура древних Греции(с 1тыс. до н.э.) и Рима. Античная культура есть величайшее творение человечества и одновременно колыбель европейской цивилизации. Греческий и латинский языки, произведения искусства, мифология и философия, научные знания и еще многое другое стали неотъемлемой частью европейской культуры. История мирового искусства переполнена воспроизведениями античных сюжетов, темами греческой и римской мифологии, античной истории и быта. К античности восходят почти все ныне известные литературные жанры, многие философские системы, главные принципы архитектуры и скульптуры, основы многих наук.
Введение…………………………………………………………….…………….3
Архаическая культура………………………………………….………………...5
Культура эпохи высокой классики………………………….…………………..6
Культура Греции периода поздней классики…………………………..……….7
Культура эпохи эллинизма………………………………………………….……8
Заключение………………………………………………………….…………...10
Список используемой литературы……………………………….…………….11
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО КУЛЬТУРЕ И КИНЕМАТОГРАФИИ
Филиал Федерального государственного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Московский государственный университет культуры и искусств» в г.Норильске Кафедра социально – культурной деятельности
Контрольная работа по истории искусств
Искусство Древней Греции архитектурой
Выполнила: студентка I курса ОУСТ
Проверила:
Норильск, 2007
Cодержание
Введение
Под античной культурой понимается культура древних Греции(с 1тыс. до н.э.) и Рима. Античная культура есть величайшее творение человечества и одновременно колыбель европейской цивилизации. Греческий и латинский языки, произведения искусства, мифология и философия, научные знания и еще многое другое стали неотъемлемой частью европейской культуры. История мирового искусства переполнена воспроизведениями античных сюжетов, темами греческой и римской мифологии, античной истории и быта. К античности восходят почти все ныне известные литературные жанры, многие философские системы, главные принципы архитектуры и скульптуры, основы многих наук. Тысячелетняя история античности накопила бесценные и непревзойденные сокровища человеческого духа, которые не только не устарели, но и получили почетное право именоваться классическими (от лат. classicus — «образцовый», «первоклассный» — отсюда произошло название художественного стиля ХVII — ХVШ вв.— классицизм, т.е. ориентированный на античность).
Эпоха архаики — это ранний этап развития античного греческого общества. Тогда возникли большинство греческих полисов со своей системой ценностей и особой полисной, коллективистской моралью. Полисный строй воспитывал у греков особое мировосприятие, он научил их ценить реальные возможности и способности человека-гражданина, возведенные в высший художественный принцип и эстетический идеал античной Греции.
В архаическую эпоху возникли почти все основные формы античной культуры и искусства — материалистическая и весьма рациональная философия, классическая литература (лирическая поэзия), изобразительные искусства— архитектура, скульптура, живопись, разнообразные (олимпийские и пр.) игры. Таким образом, архаическая культура стала исходным рубежом развития классической культуры Эллады.
Наиболее развитой в культурном отношении областью Греции была Иония в Малой Азии.
Классическая эпоха — вершина развития греческого искусства, самый знаменитый период в истории Древней Греции.
В V в. до н.э. центр политической и культурной жизни греческого мира переместился на Балканский полуостров, в Афины, которые называли «светочем Эллады». Афины были в то время наиболее развитым греческим полисом, обладавшим огромным военным и экономическим потенциалом и самой развитой демократической системой. Афинское государство сделалось источником политических и культурных влияний в Греции и законодателем мод в художественном творчестве (особенно в середине V столетия до н.э., в «золотой век Перикла»). Известный вождь афинской демократии Перикл (444 — 429 гг. до н.э.) стремился сделать родной город культурным крупнейшим центром, средоточием всего самого прекрасного и ценного в греческом мире.
В конце V в. — начале IV в до н.э. Греция вступает в полосу кризиса, выражавшегося в политической нестабильности, разложении полисных институтов и полисной морали и формировании нового отношения к миру, Место классического коллективиста, идеализированного и обобщенного образа героя-гражданина, воспетого в греческом искусстве предшествующей эпохи, занимает индивидуализированная личность с собственными интересами, переживаниями и чувствами. Идет процесс формирования новых культурных ценностей и идеалов. Полисный патриотизм постепенно уступает место космополитизму'. Получают распространение новые философские направления, например, учение киников, основанное на возможности обретения добродетели и счастья каждым отдельным человеком. Великий древнегреческий философ Плутон (IV в. до н.э.) создает свое учение об идеальном государстве.
Эллинистический этап был последним в истории Древней Греции. Начало ему было положено завоевательными походами на Восток Александра Македонского, сына Филиппа II (356 — 323 гг. до н.э.). В результате подчинения власти македонского царя громадных территорий бывшей Персидской державы (Египет, Месопотамия, Малая Азия, Средняя Азия и др.) была создана обширная империя Александра, простиравшаяся от Египта до Индии (вспомним, что еще его отец Филипп II подчинил Грецию). Неожиданная и ранняя смерть главы этой империи повлекла за собой ее скорый распад: полководцы (диадохи) Александра разделили ее территорию на отдельные независимые царства, жизнь в которых была устроена по эллинскому образцу. Отсюда название новой эпохи — эллинизм (от греч. — «подражать эллинам»). Культура образовавшихся в результате распада империи Александра государств — Египетского царства, где правила династия Птолемеев, царства Селевкидов, Пергамского царства и др. — представляла собой синтез греческих (греко-македонских) и местных, варварских (восточных), начал и традиций. Своеобразный сплав греческих и восточных элементов в культуре и искусстве был характерен также и для эллинистической Греции.
АРХАИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
(VIII — VI ВВ. ДО Н.Э.)
Начиная с архаической эпохи приоритет в искусстве Древней Греции сохранялся за пластическими видами искусства — архитектурой и скульптурой. Высочайшего мастерства достигли также греческие вазописцы, создавшие свой неповторимый стиль.
Все достижения греческой архитектуры, и конструктивные, и декоративные, связаны со строительством храмов. Греки создали собственный образ отдельно стоящей опоры — колонны. Но в отличие от египетских колонн греческая колонна была соразмерна человеку и уподоблялась его фигуре. Размеры капителей (верхних частей колонн) и баз (оснований) также исходили из пропорций человеческого тела.
В VII в. до н.э. в Греции возникла ордерная система. Ордер — это порядок связи несущих (колонны) и несомых (антаблемент, включавший архитрав, фриз и карниз) частей здания в стоечно-балочной конструкции. Согласно ордерной системе каждая часть греческого храмового здания выполняла строго определенную функцию. Этому способствовал и обычай раскрашивания отдельных частей сооружения.
В греческой архитектуре применялись два основных ордера: дорический и ионический. Разновидностью последнего был коринфский ордер. Характер двух главных ордеров ассоциировался с основными ладами античной теории музыки: строгим дорийским и радостным ионийским.
Дорический ордер возник в материковой Греции. Свое название он получил от дорийцев — одного из греческих племен, отличавшегося особой воинственностью и мужественностью. Дорическая колонна — также строгая, торжественная и достаточно массивная. Эта колонна не имела базы и вырастала непосредственно из стилобата (основания храма). Ствол ее немного сужался кверху и прорезался вертикальными желобками — каннелюрами. Капитель дорической колонны состояла из каменной подушки — эхина и квадратной плиты— абака. Архитрав был простым и гладким, фриз образовывали чередующиеся триглифы и метопы, а плиты карниза выступали над фризом. Дорический стиль был присущ не только архитектуре. Под ним понимался строгий, мощный характер произведения в различных видах искусства — и в музыке, и в скульптуре, и в живописи.
Ионический ордер складывается в главных своих чертах в Малой Азии. Его отличали более легкие пропорции, изящество и широкое применение декоративных элементов. Ионическая колонна всегда имела профилированную базу, была легче и тоньше дорической, а каннелюры были более глубокими. Капитель ионической колонны имела характерное украшение, напоминающее по форме рога барана и называвшееся волюты. Фриз ионического храма — сплошной, без деления на метопы и триглифы.
В V в. до н.э. в греческой архитектуре появился коринфский ордер— пышный, зрелищный, со сложной капителью, похожей на прекрасную цветочную корзину.
Типичными образцами дорических построек архаической эпохи были храмы Аполлона в Каринфе и Посейдона в Пестуме. Об ионических храмах этой эпохи мы знаем большие из античной литературы: значительная их часть была уничтожена. Так, во всем греческом мире славились святилище Артемиды в Эфесе (Малая Азия) — одно из «семи чудес света», храм Геры на о. Самос, храм Аполлона в Дидимах (Малая Азия}и др.
Необходимо особо отметить такую черту греческой архитектуры, как антропоморфизм, нашедший выражение в уподоблении дорической колонны мужественному мужскому телу, а ионической и коринфской — грациозной женской фигуре (отсюда атланты и кариатиды).
КУЛЬТУРА ЭПОХИ ВЫСОКОЙ
КЛАССИКИ (V В. ДО Н.Э.)
В эпоху высокой классики, как и в предшествующие периоды, основные особенности греческой архитектуры были связаны со строительством храмов.
Греческий храм в отличие от культовых сооружений Древнего Востока считался жилищем божества, поэтому во вcex греческих храмах находилась статуя ого бога, в честь которого был он воздвигнут. Храмы Эллады считались также важнейшими общественными сооружениями: там хранились полисные богатства и его казна.
Мастера классической эпохи блестяще решили задачу синтеза архитектуры и скульптуры. Архитектурные памятники ого времени и их декоративное убранство составляют единое целое. Для размещения скульптурных композиций активно использовались фронтоны и фризы.
Материалом для строительства храмов служили дерево и мрамор, для украшения широко использовались красная и синяя краски, а также позолота. Разнообразны были типы греческих храмов. Чаще всего строились периптеры — прямоугольные в плане здания, со всех сторон окруженные колоннами. Сооружались также диптеры — храмы с двойным рядом колонн, и храмы круглой формы — моноптеры и толосы.
В начале V в. до н.э. были сооружены наиболее значительные дорические храмы: в городе Посейдония в Южной Италии (этя область называлась Великая Греция); храм Зевса в Олимпии с великолепной скульптурой на фронтонах; храм Геры в Пестуме.
Совершенно особое место в истории греческой архитектуры занимает великолепный храмовый ансамбль Афинского Акрополя — самое знаменитое сооружение греческой классики. Сильно разрушенный в ходе греко-персидских войн, он был отреставрирован в середине V в. до н.э. В реконструкции Акрополя принимали участие прославленные архитекторы и скульпторы: ИКТИН, КАЛЛИКРАТ, МНЕСИКЛ, ФИДИЙ и др. Акрополь был выражением силы и могущества демократических Афин. Даже сейчас значительно пострадавший от войн и прошедших тысячелетий Афинский Акрополь поражает своей величавостью и необыкновенной гармонией.
Гордо возвышаются здесь колонны самого большого сооружения Акрополя — Парфенона — храма в честь Афины-Девы (Парфенос). История сохранила имена его создателей. Это — Иктин и Калликрат. Построенный из светлого мрамора, окруженный сорока шестью колоннами дорического ордера и обрамленный ионическим фризом Парфенон был воплощением гармонии и строгости. Также в сочетании дорического и ионического стилей были выполнены величественные ворота, ведущие на Акрополь — Пропилеи (архитектор МНЕСИКЛ). В архитектуре небольшого и очень изящного храма Ники Anmepoc (бескрылой) преобладали ионические черты.
В ионическом стиле был выстроен своеобразный по замыслу храм в честь Афины, Посейдона и героя Эрехтея Эрехтейон — образец редко встречающегося в греческой архитектуре храма с асимметричным планом. Каждый из его фасадов оформлен по-разному. Особенно живописен южный — вместо колонн там стоят шесть женских фигур, знаменитые кариатиды, медленно движущиеся к Парфенону.
Храмы Акрополя были расположены на холме таким образом, чтобы участникам торжественного всенародного шествия на Акрополь во время главного праздника афинских граждан — Великих Панафиней — лишь постепенно открывался вид на каждое здание. Все сооружения Акрополя необычайно пластичны и соразмерны, они гармонически сливаются с окружающей природой. Архитекторы Парфенона учли также и некоторые особенности человеческого зрения: колонны храма отстоят друг от друга на неравное расстояние, угловые колонны чуть массивнее внутренних, а все
в целом немного наклонены внутрь к стенам здания — от этого они выглядят стройнее и выше. В Парфеноне все чуть-чуть изогнуто, чуть-'чуть искривлено, все рассчитано на то, чтобы отдельные части сооружения выглядели идеально правильными и гармоничными (по Б. Бродскому).
КУЛЬТУРА ГРЕЦИИ
ПЕРИОДА ПОЗДНЕЙ КЛАССИКИ
(конки V в. — IV в. до н.э.)
Если в эпоху высокой классики центром монументальной архитектуры были Афины, то в IV в. до н.э. центр архитектуры переместился в Малую Азию, которая вновь переживает период своего расцвета. В материковой Греции господствовал дорический стиль, но с более легкими пропорциями чем прежде. В малоазийских же городах сохранился стиль ионический, в котором творил, в частности, талантливый зодчий ПИФЕЙ, построивший в городе Приеме храм Афины. Он же впервые в истории архитектуры воздвиг такую монументальную постройку, как Мавзолей, — грандиозную гробницу
карийского царя Мавсола и его жены Артемисии в городе Галикарнассе. Эту 24-ступенчатую трехъярусную мраморную пирамиду высотой 49 м, увенчанную скульптурой, изображающей четверку коней в упряжке — квадригу, древние причисляли к «семи чудесам света». Здание мавзолея поражало своей пышностью и далеко отошло от простоты и строгости сооружений эпохи «высокой классики». Не менее пышным и гигантским был классический диптер, также считавшийся «чудом света», — отстроенный вновь после пожара 366 г. до н.э. храм Артемиды в городе Эфесе. Величественность и пышность этих построек сближали их с архитектурой Древнего Востока и свидетельствовали о приближении новой, эллинистической эпохи, в которой слились воедино греческие и восточные культурные заимствования.