Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2014 в 21:25, доклад
Истоки японского искусства восходят к 4 тыс. до н. э. Но наиболее значительный вклад Япония внесла в мировую культуру в эпоху средневековья (с 6-8 вв. н. э. до середины 19 в).
Вступление Японии в эпоху феодализма было обусловлено пробуждением экономической и духовной жизни страны и ее активными взаимосвязями с соседними государствами - Китаем и Кореей. Культура средневековой Японии имеет много общего с культурой этих стран, а господствующая в Китае и Корее буддийская религия с 6 в. стала государственной религией Японии, слившись с древним культом поклонения природе (синтоизмом).
Истоки японского искусства восходят к 4 тыс. до н. э. Но наиболее значительный вклад Япония внесла в мировую культуру в эпоху средневековья (с 6-8 вв. н. э. до середины 19 в).
Вступление Японии в эпоху феодализма было обусловлено пробуждением экономической и духовной жизни страны и ее активными взаимосвязями с соседними государствами - Китаем и Кореей. Культура средневековой Японии имеет много общего с культурой этих стран, а господствующая в Китае и Корее буддийская религия с 6 в. стала государственной религией Японии, слившись с древним культом поклонения природе (синтоизмом). По представлению др. японцев, божества не имели зримого облика, а воплощались в саму природу – не только в Солнце и Луну, но и в горы и скалы, реки и водопады, деревья и травы. Иноземные воздействия, в соединении с местными народными традициями, изменяясь, способствовали созданию оригинального и высокого по своему уровню искусства. Декоративная яркость сочеталась со строгим лаконизмом. Недаром именно в Японии возникла формула: «Все излишнее безобразно».
Истоки яп. культуры – в глубокой древности. Самые ранние произведения – к 4-2 тыс. до н.э.. Наиболее плодотворный период – Средневековье (6-19 вв.)
Архитектура. Своеобразие архитектуры Японии обусловлено особенностями длительного периода феодализма и специфическими природными условиями страны. Она отличается устойчивостью основных конструктивных принципов и традиционных приемов.
В Японии, где исстари ощущался недостаток пригодной для жизни земли, где природа одновременно щедра и вероломна, люди научились использовать пространство с максимальной экономичностью и целесообразностью. В отличие от других стран Востока японская архитектура прошлого лишена тяги к грандиозности, соразмерна человеку, проста и графична по своим линиям. Главным строительным материалом издревле служило дерево. Из дерева возводились легкие постройки, основой которых служит каркас. Между домом и землей - пространство для изоляции от влажности. Столбы, на которые опиралось здание, помогали ему выдерживать подземные толчки. Стены, не имеющие опорного значения, могли быть легко раздвинуты, заменены более прочными на холодное время или сняты. Вместо окон на решетки стен натягивалась белая бумага, пропускающая в помещение ровный мягкий свет. Широкий карниз крыши предохранял стены от сырости и от палящих солнечных лучей. Внутреннее помещение имело скользящие стены - перегородки, благодаря которым можно было создавать то одну, то несколько изолированных комнат.
На основе древнейшей традиции народного зодчества был сооружен храмовый ансамбль в Исэ (основан в 1-е века нашей эры, перестраивается каждые двадцать лет, точно повторяя ранее созданный образец). Он состоит из двух отдаленных друг от друга, но одинаковых комплексов, посвященных — один богине солнца, другой богине плодородия. Конструкции предельно просты и функциональны. Недаром ансамбль в Исэ пользуется славой храма архитектуры.
С 6-7 вв. в Японии начали сооружать буддийские храмы. Тип этих построек, сформировавшихся в Китае и Корее, имеет и свои особенности. Они ясно видны в буддийском ансамбле Хорюдзи (нач. 7 в.) близ Нара. Окраска колона красным лаком, изогнутые края черепичных крыш, каменная платформа, на которой возведены постройки явились новшеством в японском зодчестве. Внутри двора помещаются Кондо (Золотой зал) и 5-тиярусная пагода (32 м). Он значительно миниатюрнее, чем пышные храмы Танского Китая.
Создание самых мощных буддийских ансамблей восходит к 8 в. (утверждение феодального государства) и появления первой японской столицы – Нара. Ансамбль Тодайдзи.
В 794 г. – столица Хэйан-кё (ныне Киото). В это время наряду с буддийским достигло большого расцвета и светское дворцовое зодчество. Павильон Феникс (1053).
Вступление Японии в этап зрелого феодализма в конце 12 в. и образование феодальной иерархии с военной властью во главе ознаменовались новыми тенденциями в зодчестве. На протяжении 13-16 вв. парадный стиль синдэн сменился более простым и интимным стилем сёин, отличительным признаком которого стала большая утилитарность. Здания разбивались на небольшие помещения. В комнатах появились ниши, где помещался живописный свиток, в стены встраивались книжные полки. Пол устилался циновками. Началось строительство загородных резиденций, полудворцов-полухрамов, подобных небольшому трехэтажному Золотому храму (Кинкакудзи, 14 в.), названному так из-за золотого цвета крыши и стен. Еще более приближен к природе так называемый Серебряный павильон (Гинкакудзи, 15 в.) с легкими скользящими перегородками, заменившими стены, что способствовало полному слиянию интерьера с садом.
Своеобразный вид японского искусства - оформление многообразных по стилю декоративных садов - тесно связан с задачами зодчества 14-15 вв. Он возник под влиянием пантеистического учения буддийской секты Дзэн, отождествлявшего Будду со всем мирозданием.
«Сухие сады», состоящие только из гальки и камней, примером которых может служить сад монастыря Рёандзи в Киото, воспроизводили на маленьком клочке земли картину большого мира.
На небольшом участке земли художник искусно располагал деревья, кустарники, камни, что у человека, смотрящего на них, создавалось впечатление далекого пространства. Главные элементы – камни и вода (настоящая или символическая в виде песка или гальки).
Другая разновидность яп. садов – тянива («чайные сады»), связанные с культом чая и чайной церемонией. Для церемонии стали строить небольшие павильоны напоминающие сельский домик или хижину. К павильону обычно вел специально разбитый сад. Стремились создать атмосферу покоя, отрешенности от повседневной суеты.
16-17 вв. ознаменовались строительством
крупных садово-парковых
Скульптура. Первые образцы японской пластики восходят к 3-5 вв. н. э. Это полные живой непосредственности разнообразные глиняные фигурки воинов, жрецов, слуг, животных, составлявшие неотъемлемую часть царских курганов.
Буддийская скульптура 6-7 вв., привнесенная с континента, предназначалась для храмов. В главном здании Харюдзи - Кондо помещалась бронзовая скульптурная группа. Это изображение Будды на лотосовом троне, с нимбом, олицетворяет идею милосердия. Простота и строгость геометрических линий, фронтальность и симметрия, вытянутость пропорций, отсутствие интереса к чувственной красоте напоминает произведения китайской пластики периода Вэй.
В 8 в. с укрупнением храмов, расширением их интерьеров изменился и облик буддийской пластики, умножилось количество статуй. В качестве материалов употребляются бронза, лак, дерево и глина. В 743 г. начали сооружать колоссальную статую Будды, предназначенную для храмового ансамбля Тодайдзи. Статуя 16 метров.
В 9-10 вв. существенно изменились образы буддийской скульптуры. Появились многоголовые и многорукие статуи, а также божества с устрашающими лицами, вздыбленными волосами и сверкающими глазами. Излюбленными материалами этого времени стали дерево и лак. Все статуи раскрашивались. Гротескные маски сопровождали пышные ритуальные храмовые мистерии и танцы.
Последней и завершающей эпохой расцвета яп. скульптуры были 12-13 вв. – время, когда к власти пришло самурайское сословие с его идеалами силы и мощь. Мастера – Ункэй и Кайкэй – авторы колоссальных 8-метровых статуй божеств-охранителей (ансамбль Тодайдзи).
Интерес к реальному человеку проявился в портретном жанре. Распространение получили портреты дзэнских монахов и крупных политических деятелей, входивших в ранг святых или особо почитавшихся. Созерцательность, отрешенность от мира вместе с острой индивидуализацией лиц характеризуют суровые образы этого времени.
Живопись. Японская живопись очень разнообразна не только по содержанию, но и по формам: это настенные росписи, картины-ширмы, вертикальные и горизонтальные свитки на шелке и бумаге, альбомные листы и веера.
Собственно японская школа живописи Ямато-э складывается лишь в 11-12 вв. Живописцы Ямато-э расписывали ширмы, создавали на горизонтальных свитках иллюстрации к литературным произведениям. Живопись того времени передавала не действие, а состояние души.
Интерес к изображению действия, битв, бытовых сцен и индивидуальных характеров проявляется в 13-14 вв. в многометровых свитках живописи эмаки. Одновременно развивается портретная живопись. В 14-15 вв. (воздействие учения секты Дзэн с особым вниманием к природе) развивается пейзажная живопись.15-17 вв. - время интенсивного развития монохромной (черной) пейзажной живописи тушью «суйбо-ку» (на вертикальных и горизонтальных свитках) и сложения разных художественных школ. Помимо монохромных свитков, в 16-17 вв. возникли и яркие декоративные росписи на раздвижных ширмах, веерах, панно, украшающих стены дворцов и храмов.
Ксилография. Замечательным завоеванием японского искусства была ксилография, возникшая в 18 в. - 1-ой половине 19 в.. В это время традиционная живопись постепенно приходит в упадок, зарождается более демократическая, доступная на дереве - ксилография.
Нарядная и яркая, напечатанная большим тиражом, гравюра служила и театральной афишей, и книжной иллюстрацией, и поздравительной картинкой, и украшением быта. Впервые актеры и гейши, прачки за стиркой белья, ремесленники за работой стали героями японского искусства. Гравюра выполнялась несколькими людьми. Художник подготавливал рисунок, резчик резал доски для каждого цвета, печатник печатал. Сначала гравюра была однотонной, и ее раскрашивал от руки сам художник. Постепенно усложняется техника и образное содержание гравюр. Они становятся лиричней. Изобрели печать в 2 цвета, а в 1765 г.художник Судзуки Харунобу впервые применил многоцветную печать.
Все гравюры делились на 2 группы: театральные, на которых изображали актеров японского классического театра Кабуки в различных ролях, и быто-писательные, посвященные изображению красавиц и сцен из их жизни. Самый знаменитый мастер театральной гравюры - Тесюсай Сяраку, очень ярко передавал характерные черты. Женские портреты - Китагава Утамаро. Он создатель женских образов, воплощавших национальный идеал красоты. В его картинах нет действия, его героини как бы застыли на мгновение.
Самым известным мастером гравюры конца 18 в. – 1-ой половины 19 в. был гениальный художник - Кацусика Хокусая. Чрезвычайно разнообразный по творческому диапазону, Хокусай оставил грандиозное количество произведений: поздравительных картинок, гравюр на темы древних легенд и, главное, великолепных пейзажей своей страны. Мастер черпает из прошлого принципы изображения природы. Будучи уже 70-лнетным стариком, он создал одно из самых замечательных произведений – серию «36 видов Фудзи». Показывая гору Фудзи – национальный символ Японии – из разных мест, Хокусай впервые раскрывает образ родины и образ народа а их единстве. Достигнув своей вершины в творчестве Хокусая, гравюра во второй половине 1Я в. клонилась к упадку и возродилась лишь уже на новом этапе.
Прикладное искусство. Взаимодействие прикладного искусства Японии с другими видами искусства были необычайно тесным. Одни и то же мастера изготовляли расписные и инкрустированные лаковые шкатулки, создавая станковые живописные произведения, иллюстрировали книги, расписывали керамические сосуды, веера и кимоно, раздвижные ширмы и стены дворцов, занимались икэбаной.
Миниатюрная скульптура – нэцкэ получила широкое распространение в 18-перв. пол 19вв. как один из видов ДПИ. Фигурки (брелки) из слоновой кости и дерева, метал, лака. Нэцкэ - искусство городского сословия, массовое и демократичное. Сюжеты: фигурки «7 богов счастья», 2 уточки—символ семейного счастья, темы быта (бродячие актеры и фокусники, уличные торговцы, женщины, странствующие монахи, борцы).
Важнейшими особенностями восточного менталитета являются стремление человека к гармонии с природой. Соединение двух начал - мира природы и мира человека - стало доминантой японской культуры на всем протяжении ее развития.
Информация о работе Искусство Древней Японии в его главных достижениях