Искусство арабских стран, Ирана и Турции, VII—XVII вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 18:30, реферат

Краткое описание

Аравия в древности была частью мира, о котором рассказывает Библия — священная книга иудеев и христиан. Аравийцы, которые в основном были семитами, говорили на языках, близких и понятных народам Палестины и Сирии, и издавна поддерживали с ними торговые и культурные связи. Среди аравийцев долгое время существовали первобытные верования — обожествление небесных светил, камней, источников, деревьев. Сама природа Аравии — необъятные безжизненные пустыни и животворящие цветущие долины, палящий зной днем и нестерпимый холод ночью, внезапно налетающие бури, миражи и коварные песчаные бездны, способные поглотить целые караваны, — порождала поверья о злых и добрых духах (джиннах). Эти представления прочно вошли в мир арабских сказок.

Вложенные файлы: 1 файл

Искусство арабских стран.docx реферат.docx

— 50.36 Кб (Скачать файл)

В XVI—XVII вв. в Иране, Азербайджане, Средней Азии и Турции были популярны  узоры на темы роскошной цветущей природы, в которые вплетались традиционные изображения животных, царской охоты, пира, поединка или свидания в саду. Во многие страны вывозились прекрасные произведения иранского и турецкого  декоративно-прикладного искусства: узорчатые ткани (бархат, атлас, парча), великолепные шелковые и шерстяные  ковры, парадное оружие, изделия из дерева, украшенные костью и перламутром, рукописи и альбомы в кожаных  переплетах, содержавшие образцы  каллиграфии и миниатюры.

Миниатюра

Рукописная книга ценилась в мусульманском обществе как  святыня и драгоценность и  была плодом совместных усилий каллиграфа, орнаменталиста, миниатюриста и переплетчика. Чтение и рассматривание рукописи должно было доставлять интеллектуальное и эстетическое наслаждение. Миниатюры конца XII—XIV вв., созданные в мастерских городов Ирака, Ирана, Сирии и Египта, унаследовали традиции сирийской и византийской живописи. При всех различиях в художественных приемах и сюжетах книжные иллюстрации той поры имеют много общего. Условность в изображении места действия и персонажей в миниатюрах сочетается с мастерским владением линией и цветом, множеством занимательных подробностей. Жанровые сценки окрашены мягким юмором, порой скрывающим насмешку; их действующие лица отличаются театральной выразительностью жестов и живостью поз. Наиболее ярко эти черты проявляются в иллюстрациях к «Макамам» (поучительным коротким рассказам) знаменитого арабского писателя аль-Харири (1054—1122).

Миниатюра в ту эпоху воздействовала на стиль всех видов декоративного  искусства. Наиболее популярные изображения  — сцены царских приемов, пиров, охот, сражений, портреты правителя  на троне или на коне — почти  без изменений переносились со страниц  рукописей на сосуды из керамики, стекла и бронзы, включались в узоры тканей, ковров и резных шкатулок из ценных пород дерева или слоновой кости (Чаша с охотниками). О расцвете миниатюры  в XII в. можно судить по живописи на керамике, обнаруженной при раскопках египетского  города Фустата или выполненной в мастерских иранских городов Рея, Кашана и др. (Чаша с сокольничим верхом на коне). Великолепным достижением искусства является иранская многоцветная керамика минаи: чаши и кубки, расписанные цветными эмалями по непрозрачной глазури (стекловидному покрытию, закрепляемому обжигом).

В XV в. при дворе Тимуридов в Герате (Иран) работала книжная мастерская, где были собраны лучшие каллиграфы и живописцы из Багдада (Ирак), Шираза и Тебриза (Иран). Там сложился утонченный стиль миниатюры, которую отличали изящный рисунок и чистые «звучные» краски (Меджнун в пустыне. Миниатюра к «Хамсе» Низами, Лев, атакующий быка. Миниатюра к «Калиле и Димне»). В Герате работал выдающийся миниатюрист, «редкость эпохи» Кемаледдин Бехзад (ок. 1455—1535/1536). В своих произведениях, то насыщенных действием, то лирических, то располагающих к размышлению, он создал многогранный мир поэтических и философских образов. В 20-е гг. XVI в. Бехзад возглавил придворную книжную мастерскую в первой столице Сефевидов — Тебризе; его творчество оказало значительное влияние на развитие тебризской и других восточных школ живописи (Игра в поло).

Одним из самых тонких колористов и искусных рисовальщиков XVI в. был  тебризский мастер Султан Мухаммед, автор аристократически изысканных портретов юных принцев. Стиль школы Исфахана (Крестьяне в поле), столицы Сефевидов с конца XVI в., складывался под влиянием творчества придворного художника Аббаси (ок. 1575—1635), замечательного рисовальщика, автора галереи утонченных образов юных придворных и выразительных портретов стариков.

При дворе османских султанов в Стамбуле в XV в. работали итальянские  мастера, в XVI—XVII вв. — каллиграфы, орнаменталисты и миниатюристы из Ирана и Азербайджана, рядом с ними трудились и местные художники. Османские владыки в первую очередь требовали от художника умения убедительно воплотить идею абсолютной власти султана. В турецкой миниатюре султан представал как идеальный правитель, глава превосходно устроенного государства (Махмуд II). Произведения придворных художников живописали успешные военные походы, пышные дворцовые приемы, празднества и торжественные парады. Художникам полагалось хорошо знать воссоздаваемые ими события. Вследствие этого придворные живописцы нередко служили одновременно придворными историками и сопровождали султана в военных походах. Турецкие миниатюры красочны и занимательны, они изобилуют деталями, документально воссоздающими образ эпохи (Селим II, принимающий сефевидского посла в своем дворце в Эдирне, Мурад II на стрельбище).

Став достоянием мировой  культуры, произведения искусства из арабских стран, Ирана и Турции оказали  заметное воздействие на развитие орнаментального  искусства и художественные вкусы  России, Испании, Франции и других стран.

 


Информация о работе Искусство арабских стран, Ирана и Турции, VII—XVII вв