Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 16:27, реферат
Каждая мировая цивилизация внесла неповторимый вклад в общечеловеческую сокровищницу искусства. Достижения Индии в области искусства и культуры в целом, имеющие огромное значение в жизни её народа и широко отражающее его миропонимание, привлекают всё больше и больше внимания. Древнее наследие стран Востока исключительно актуально для современности, в особенности для Индии, ввиду преемственности её культурного развития в течении нескольких тысячелетий. И если изучение каждой страны Азии в целом и понимание её современного положения невозможно без учёта традиций, то тем более это относится к Индии, многие достижения которой в области культуры поистине бессмертны.
Содержание
Ведение
§1. История развития искусства набивки тканей
§2. Главные центры набивного искусства Индии
Заключение
Список используемой литературы
Совершенно иную в этом отношении картину представляет Уттар Прадеш – крупнейший центр современного набивочного производства Индии. Многие старые центры этого огромного штата Индии, не выдержав конкуренции дешёвых фабричных ситцев Манчестера, исчезли в XIX в.а чипасы сохранившихся и вновь возникших центров производства набоек, подражающих старым образцам ручной росписи, стали использовать для их создания штамп. В орнаменте Уттар Прадеша постоянно чувствуется творческая фантазия как в выборе тем, так и в композиционных решениях, стремление осовременить, найти новые формы орнамента. Композиционное мастерство чипасов Уттар Прадеша с большой полнотой проявляется в набивке покрывал и панно. В отличие от набивных тканей Бомбея и Гуджарата, белый фон тканей Уттар Прадеша нейтрален по отношению к орнаменту и почти никогда не участвует в создании художественного образа – он лиш является плоскостью для размещения орнаментальных форм, обычно яркой контрастной цветовой окраски.
Со временем многие традиционные центры набивки тканей исчезли, в оставшихся набивается небольшое, по сравнению с прошлым, количество тканей, Преимущественно это ткани для сари и шарфы. Совершенно забыто и вряд ли когда-нибудь будет возрождено искусство росписи храмовых панно. Путь копирования даже самых лучших образцов прошлого – другая опасная сторона современного набивного искусства Индии, где традиция культивируется как раз и навсегда сложившийся канон. В стремлении следовать ему нередко утрачивается столь характерная для классического искусства Индии зависимость формы и назначения предмета, подчинённость художественных качеств целесообразности. Подлинная художественная содержательность подменяется чисто отвлечённой декоративностью, предмет искусства теряет жизнь, превращаясь в мёртвую модель. Проблема сохранения национальной традиции и дальнейшего развития набивного искусства в современных условиях усложняется конкуренцией тканей фабричного производства. Последние, имитируя в своих узорах особенности ручных набоек и проникая на внутренние сельские рынки страны, осложнили сбыт набоек местного ручного производства. Только художественная сторона набоек ручного производства, индивидуальность их исполнения, многообразие узоров при гибкости вариации отдельных мотивов и цветовых сочетаний, утверждение самостоятельности в стиле, в выборе тем и, главное, неразрывная связь с богатой народной традицией могут решить сложную проблему дальнейшего развития и, больше того, самого существования ручного набивного искусства Индии.
Искусство Индии никогда не было простой декорацией. Оно всегда в большей или меньшей степени носило прикладной характер, теснейшим образом связанный с жизнью и обусловленный её различными сторонами – будь то скульптура, создаваемая в честь божества, или роспись стен храма, или ткань с её строгим конкретным предназначением и т. д. Точнее сказать,, любой вид искусства Индии имел конкретную практическую цель и определённое бытовое назначение. Весь творческий процесс формирования искусства набивки ткани является наиболее полным проявлением исторически сложившейся национальной эстетической системы, определившей и национальный изобразительный метод этого искусства как искусства, созданного народом и удовлетворяющего прежде всего его потребности и художественные запросы.
Данная тема привлекла моё внимание своей богатой историей, большим значением в культуре Индии, народностью этого искусства. Своеобразие тканей этой страны известно во всём мире и до сих пор вызывает интерес. Индия ассоциируется с чем-то ярким, многообразным и это наиболее полно отражается в искусстве набивки тканей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1 С. И. Тюляев «Искусство Индии». (Москва, 1989)
2. «Искусство Индии». Сборник статей. О. Н. Томилина. (Москва, 1969)