Искусство первобытного общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 16:44, доклад

Краткое описание

При создании наскальной живописи первобытный человек использовал естественные красители и окиси металлов, которые он либо применял в чистом виде, либо смешивал с водой или животным жиром. Пещерные изображения исполнялись чёрной, красной, коричневой и жёлтой минеральными красками, реже – в виде барельефов, часто основанных на сходстве естественных выпуклостей камня с фигурой животного. Эти краски он наносил на камень рукой или кисточками из трубчатых костей с пучками волосков диких зверей на конце, а порой выдувал через трубчатую кость цветной порошок на влажную стену пещеры. Краской не только обводили контур, но закрашивали все изображение.

Вложенные файлы: 1 файл

искусство.doc

— 261.00 Кб (Скачать файл)

Детинец – внутреннее укрепление в средневековом русском городе, прикрывавшее княжескую резиденцию и двор церковного владыки стенами и башнями. Термин «Д.» употребляется в летописях до 14 в., позже заменяется названием «кремль» или существовавшими одновременно с ним словами «град», «город».

Будущая Красная Площадь  была устроена перед стенами Кремля как полоса простреливаемого пространства шириной около 110 саженей. Первоначально называлась «Торг» или «Пожар», а со второй половины XVII века – «Красная». В 1508–16 вдоль кремлёвских стен был вырыт ров шириной более 36 м и глубина 10–12 м, заполненный водой из реки Неглинная, и получивший название «Алевизов ров»; от проездных башен через ров были перекинуты мосты. Расположенная на границе между Кремлём и посадом, вблизи пристаней на Москве-реке площадь служила торговым центром Москвы, но долговременных торговых сооружений здесь не было. С постройкой Китайгородской стены Красная площадь оказалась в границах Китай-города. После пожара 1547 году Иван Грозный приказал построить на восточной стороне площади деревянные торговые ряды; в 1595 году по повелению Бориса Годунова они были заменены каменными, выходившими фасадом на площадь и тянувшимися параллельно Кремлёвской стене: Верхние, Средние, Нижние. В это время на площади находились пушечные раскаты – площадки для установки орудий. На раскате у Лобного места стояла Царь-пушка. В XVII веке возросла роль площади в жизни города, обогатился её архитектурно-градостроительный облик. В начале Никольской улицы был возведён Казанский собор в память об избавлении Москвы от польских интервентов. В 1624–1625 годах надстроена высоким шатром и украшена скульптурой Фроловская башня, через ворота которой совершались торжественные выходы царей и патриархов. Одна из наиболее пышных процессий – «Шествие на осляти» в Вербное воскресенье – направлялась из Успенского собора Кремля через Спасские ворота к собору Покрова на Рву; в шествии участвовали патриарх, царь, многочисленная знать, духовенство, стрельцы, певчие, дети. Через Воскресенские ворота Китай-города в северной части площади прибывали иностранные послы, направлявшиеся в Кремль или на свои подворья в Китай-городе. Площадь была вымощена брёвнами, на ней шла оживлённая торговля с рук и с лотков. У Спасских ворот на мосту через ров торговали книгами и гравюрами, у Никольских – блинами и пирогами. Под Спасским пушечным раскатом напротив ворот находился кабак, под Никольскими раскатами – погреба и лавки, где продавали квас, яблоки, сапоги и свечи. Возле Лобного места собирались торговцы полотном, рубахами, калачами, квасом. Из административных построек в северной части площади размещался Сытный отдаточный двор, в южной части – Тиунская изба.

2. Василий Иванович Суриков (24 января 1848, Красноярск – 19 марта 1916, Москва) – великий русский живописец, мастер масштабных исторических полотен. Картина «Утро стрелецкой казни» была первым большим полотном Сурикова на тему русской истории. Художник начал работу над ним в 1878 году. Он создавал картину в Москве, куда переехал на постоянное жительство после окончания Академии художеств. Художник обратился к событиям эпохи Петра I, когда Стрелецкий бунт, возглавляемый царевной Софьей, был подавлен, а стрельцы казнены. Однако, Суриков не показал самой казни, так как он не стремился шокировать зрителя, а хотел рассказать о трагической народной судьбе в момент исторического перелома. Художник сосредоточил внимание на душевном состоянии приговорённых и том, что переживает каждый из них в последние минуты своей жизни. На картине два главных героя – молодой Пётр, сидящий на коне возле кремлёвских стен, и рыжий стрелец, гневно смотрящий на царя. Этот неистовый человек представляет собой эмоциональный центр композиции. Его руки связаны, ноги забиты в колодки, но он не смирился со своей участью. В руках он сжимает свечу со взметнувшимся языком пламени. Пётр глядит на стрельцов не менее гневным и непримиримым взглядом. Он полон сознания своей правоты. Между фигурами стрельца и Петра можно провести диагональную линию, которая зрительно демонстрирует противостояние этих персонажей.

 

12. Искусство Руси 18 век

 

Всю государственную  деятельность Петра I условно можно  разделить на два периода: 1695–1715 годы и 1715–1725.

Особенностью первого  этапа были спешка и не всегда продуманный  характер, что объяснялось ведением Северной войны. Реформы были нацелены прежде всего на сбор средств для ведения войны, проводились насильственным методом и часто не приводили к желаемому результату. Кроме государственных реформ на первом этапе проводились обширные реформы с целью модернизации уклада жизни.

Во втором периоде  реформы были более планомерными и направленными на внутреннее обустройство государства.

В целом реформы Петра  были направлены на укрепление Российского  государства и приобщение правящего  слоя к западноевропейской культуре с одновременным усилением абсолютной монархии. К концу правления Петра Великого была создана мощная Российская империя, во главе которой находился император, обладавший абсолютной властью. В ходе реформ было преодолено технико-экономическое отставание России от ряда других европейских государств, завоёван выход к Балтийскому морю, проведены преобразования во всех сферах жизни российского общества. В то же время, народные силы были крайне истощены, разросся бюрократический аппарат, были созданы предпосылки для кризиса верховной власти, приведшие к эпохе «дворцовых переворотов».

Реформы в тетради:

1. строительство флота

2. ослабил роль церкви

3. Топором и мечом выносил западные тенденции: а) балы и маскарады, б) семейные портретные галереи, в) этикет

4. Строительство нового города – крепости.

1703 г. – издан указ о строительстве города Петербурга. Он стоит в устье реки Невы с целью укрепления границ и развития флота. В итоге город стал дворцовым и очагом новой культуры.

  • 1 Реформы государственного управления
  • 2 Областная реформа
  • 3 Контроль за деятельностью государственных служащих
  • 4 Реформы армии и флота
  • 5 Церковная реформа
  • 6 Вероисповедная политика
  • 7 Финансовая реформа
  • 8 Преобразования в промышленности и торговле
  • 9 Социальная политика
    • 9.1 Дворянство
    • 9.2 Крестьянство
    • 9.3 Городское население
  • 10 Преобразования в сфере культуры
  • 11 Образование

6  мая 1703 русским царем Петром I на отвоеванных у шведов землях, называвшихся Ингерманландией, была заложена крепость Санкт-ПитерБурх, так же стал называться и город. Название было выбрано Петром I в честь святого апостола Петра. Первоначальное Sankt-Piter-Burch было имитацией голландского произношения Sint-Petersburg, так как Пётр жил и учился некоторое время в Нидерландах. В 1720-е название Санкт-ПитерБурх меняется на Санкт-Петербург. Кроме официального названия в народе появляется также сокращённое, на русский манер «Питер-град» или просто «Питер».

Поскольку город начал строиться, когда еще продолжалась Северная война, первой и главной постройкой в нём стала крепость. Она была заложена на Заячьем острове в дельте реки Невы в нескольких километрах от Финского залива. Дату заложения крепости принято считать официальной датой рождения города. Существует распространенная легенда, что первый камень Петропавловской крепости был заложен царем Петром собственноручно и что во время этого события в воздухе был замечен орел. Но данные утверждения не подтверждаются однозначно источниками: орлы не водятся в этой местности, а царь наиболее вероятно находился в это время в Лодейном поле, где строились корабли для будущего Балтийского флота.

Строительство основных городских  построек шло за пределами крепости по берегам реки, для чего осушались  расположенные в дельте Невы болота. Работами по строительству нового города руководили приглашенные Петром в Россию иностранные инженеры. С тем, чтобы ускорить возведение каменных домов, Пётр даже запретил каменное строительство по всей России, кроме Петербурга. Каменщики были вынуждены ехать на работы в Петербург. Кроме того, с каждого въезжавшего в город воза брался «каменный налог»: надо было привезти с собой определенное количество камня или же заплатить специальный сбор. Со всех окрестных областей на новые земли прибывали крестьяне для работы на строительстве.

Одним из важнейших событий в  жизни молодого города стало прибытие первого торгового корабля: в ноябре 1703 года голландский торговый корабль пришвартовался в Петербурге. Шкиперу было вручено 500 золотых, также было обещано, что второй пришедший корабль получит 300 золотых, а третий – 150.

Наибольшие проблемы в Петербурге возникали из-за наводнений. Например, в ночь на 5 октября 1705 года вода затопила даже более высокий левый берег, замочила припасы, сложенные на адмиралтейском дворе, и разрушила не один дом.

Архитектура – Москва – смотровая архитектура. Петербург – дворцовый с рельефами декорами, полуколоннами, скульптурами и живописью.

Живопись – Ведущий жанр – парадный портрет. Человек изображен на фоне тяжелых складок в парадной одежде.

Скульптура – Изображали в сильном движении. Ювелирная проработка деталей.

Иван Николаевич Крамской (1837, Острогожск – 1887, Санкт – Петербург) – русский живописец и рисовальщик, мастер жанровой, исторической и портретной живописи, художественный критик. Начав работу над картиной Христос в пустыне, по началу художник решил писать картину в вертикальном формате, но быстро поняв, что пустыня лучше будет смотреться в горизонтальном положении, с широким охватом панорамы пустыни, на фоне, которой в испытании своей судьбы в искушении отражен Иисус Христос. Цветовое решение картины определено Крамским в холодных цветовых оттенках раннего утра. Христос уставший в изнурительной дороге, присел на серые камни, склонив голову, размышляя о жизненных трудностях о роде человеческом. Когда картина Христос в пустыне была закончена, она была выставлена на передвижной выставке художников передвижников. Реакция общества на картину была разная, одни поговаривали, что Христос в картине выглядит без черт святости, другие утверждали, что Христа нельзя изображать в каких либо затруднительных ситуациях и только прогрессивная часть общества отнеслась к картине положительно, увидев в картине разительные перемены в написании Христа в искушении, ранее не виданные ими. В 1873 году Совет Художественной Академии постановил за картину Христос в пустыне, присудить Крамскому звание профессора, но Крамской отказывается от звания, считая себя независимым от Академических кругов. Образ Христа в картине Крамского совпадает с признаками обычного человека имеющего земной облик, человека в противостоянии самому себе и миру рода человеческого. Картина Христос в пустыне была куплена у Крамского Павлом Михайловичем Третьяковым за 6000 рублей. Сегодня это произведение хранится в Государственной Третьяковской галерее.


Информация о работе Искусство первобытного общества