Историческое развитие искусства набойки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 00:04, реферат

Краткое описание

Особенно широко искусство набойки было развито на Руси. Русская набойка украшала крестьянскую одежду, скатерти, сарафаны и рубахи. В Историческом музее и Музее народного искусства (Москва), в Эрмитаже и Русском музее, в музеях Иванова, Горького, Ярославля, Загорска, Костромы и других городов хранится множество прекрасных образцов этого вида народного искусства, датированных XVII—XIX вв. Там можно увидеть ткани, а также сами резные доски, с которых печатались рисунки. Оба описанных способа украшения тканей существуют до сих пор.

Содержание

Введение
1.Историческое развитие искусства набойки
2.Технология
3. Мастера
Список литературы
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

Особенно широко искусство набойки было развито на Руси.docx

— 35.72 Кб (Скачать файл)

Поставленный на сторону  или углом, с отростками или мелкими  ромбиками по углам, крупный или  миниатюрный, целиком или поделенный на части, в сложноузорных композициях или главенствующий на конце полотенца, ромб входит в бесчисленное множество орнаментов, но никогда не бывает одинаковым.

Геометризованные формы  приобретали в ткачестве и  человеческие изображения, редкие в  этом виде искусства. Особенно характерны они для тканей из района Великого Устюга, где составляют уникальную особенность местной бранины. На передниках, косынках, полотенцах нередко вытканы ряды человеческих фигур, женских в длинных юбках и мужских в коротких рубахах, стоящих подбоченившись, словно в хороводе. У них типичные ромбы-головы и крючья-руки. Плоскостность изображений и взаимная параллельность всех линий подчеркивают орнаментальность исполнения.

Синяя, полосатая, клетчатая  и набойчатая ткань синего цвета  часто использовалась в убранстве  жилища. Люлька с пологом, постельные принадлежности, скатерти, половики всех оттенков индиго в 19в. и перв. половине 20в. являлись неотьемлемой частью традиционного интерьера.

 

3. Мастера

Тверская губерния была крупным центром набивного  дела в России, славившимся своими образцами кубовой набойки. Здесь не только складывались и развивались местные традиции, но благодаря торговле и отхожим мастерам они имели широкую сферу влияния в других частях страны. Красильно-набивным промыслом занимались в старинных городах и посадах, бывших центрах Тверской земли, и в отдельных, иногда отдаленных от них селениях. С начала Х1Х века набойный промысел получает в Тверском крае широкое распространение. Набойку делали в Торжке, Зубцове, в других уездах. Но самый крупный центр находился к востоку от Твери в Горицкой волости Корчевского уезда.

Синильным делом здесь занимались примерно в пятидесяти деревнях, а в других еще и производством набойных досок. Льняные набивные ткани широко использовались для крестьянской мужской (рубахи, кафтаны) и женской (сарафаны, юбки, фартуки, платки) одежды как подкладочный материал и для различных предметом домашнего обихода (скатерти, занавеси, матрасники). В Х1Х столетии тверские мастера повсеместно производили кубовую набойку с белым узором, нанесенным «резервом» ( составом, предохранявшим рисунок во время окраски холста). Печаталась она холодным способом и отличалась прочным крашением. Мастеров по набойке называли: «синила, «синильник», «крашенинник» работали весной, одни – своей семьей в жилых избах, другие с помощью наемных рабочих, в небольших мастерских «красильнях», «синильнях» сооружавшихся около водоемов. Набойку, по-местному «узоры», наносили на ткань вручную при помощи разных набойных досок. Сначала их макали в глинистый раствор «вапу», накладывали на белый холст и, пристукивая деревянной яйцевидной колотушкой «ладушой», «печатали» или «отбивали» узор. «Вапа», просыхая пропитывала ткань, предохраняя ее от окраски в синий цвет. При промывке она смывалась, обнажая белые просветы рисунка. После просушки «лощилом», т.е. округлым стеклом, наводился глянец. Наряду с набойкой мастера занимались окраской холста ( синей и черной крашенины) и пряжи в разные цвета. Кубовая набойка Х1Х века выполнялась в разных оттенках синего цвета – от глубокого темного до более светлого. Иногда она дополнительно расцвечивалась масляными красками. В ряде мест желтый цвет «оживлялся» оранжево-красной краской. Такие яркие узоры распространены у бежецких, осташковских, весьегонских и ржевских набойщиков. В отдельных калязинских кубовых набойках орнамент наносился только красной краской. В композиционном построении тверской набойки Х1Х века преобладает традиционное шахматное расположение узора. Орнамент имеет спокойный и однородный ритм. Композиции присуща великолепная уравновешенность, гармоническая ясность взаимоотношений, большая декоративная цельность. Общий упадок набивного дела в конце Х1Х века в России, связанный с развитием мануфактурной промышленности, вызвал резкое сокращение ремесленного производства. 

Тверская губерния была крупным  центром набивного дела в России, славившимся своими образцами. Здесь  не только складывались и развивались  местные традиции, но благодаря торговле и отхожим мастерам они имели  широкую сферу влияния в других частях страны. Красильно-набивным промыслом  занимались в старинных городах  и посадах, бывших центрах Тверской земли, и в отдельных, иногда отдаленных от них селениях.

С начала Х1Х века набойный промысел получает в Тверском крае широкое распространение. Набойку  делали в Торжке, Зубцове, в других уездах. Но самый крупный центр находился к востоку от Твери в Горицкой волости Корчевского уезда. Синильным делом здесь занимались примерно в пятидесяти деревнях, а в других еще и производством набойных досок. 

Льняные набивные ткани широко использовались для крестьянской мужской (рубахи, кафтаны) и женской (сарафаны, юбки, фартуки, платки) одежды как подкладочный материал и для различных предметом  домашнего обихода (скатерти, занавеси, матрасники). В Х1Х столетии тверские мастера повсеместно производили кубовую набойку с белым узором, нанесенным «резервом» ( составом, предохранявшим рисунок во время окраски холста). Печаталась она холодным способом и отличалась прочным крашением. Мастеров по набойке называли: «синила, «синильник», «крашенинник» работали весной, одни – своей семьей в жилых избах, другие с помощью наемных рабочих, в небольших мастерских «красильнях», «синильнях» сооружавшихся около водоемов.

Набойку, по-местному «узоры», наносили на ткань вручную при  помощи разных набойных досок. Сначала  их макали в глинистый раствор  «вапу», накладывали на белый холст и, пристукивая деревянной яйцевидной колотушкой «ладушой», «печатали» или «отбивали» узор. «Вапа», просыхая пропитывала ткань, предохраняя ее от окраски в синий цвет. При промывке она смывалась, обнажая белые просветы рисунка. После просушки «лощилом», т.е. округлым стеклом, наводился глянец. Наряду с набойкой мастера занимались окраской холста ( синей и черной крашенины) и пряжи в разные цвета.

Кубовая набойка Х1Х века выполнялась в разных оттенках синего цвета – от глубокого темного до более светлого. Иногда она дополнительно расцвечивалась масляными красками. В ряде мест желтый цвет «оживлялся» оранжево-красной краской. Такие яркие узоры распространены у бежецких, осташковских, весьегонских и ржевских набойщиков. В отдельных калязинских кубовых набойках орнамент наносился только красной краской.

В композиционном построении тверской набойки Х1Х века преобладает  традиционное шахматное расположение узора. Орнамент имеет спокойный  и однородный ритм. Композиции присуща  великолепная уравновешенность, гармоническая  ясность взаимоотношений, большая  декоративная цельность.

Общий упадок набивного дела в конце Х1Х века в России, связанный  с развитием мануфактурной промышленности, вызвал резкое сокращение ремесленного производства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

Мастера Русского Севера-Вологодская  земля ,Вступительный текст В.И.Белова, Текст И. Я. Богуславской 
А.А.Рыбакова ,Рецензент Д.С.Лихачев, Составление Р. А. Армеева, А. В. Блохнина.

http://www.narodko.ru/article/bati/naboika.htm

http://lipetsk-batik.siteedit.ru/page3/1/1/

 

 

 


Информация о работе Историческое развитие искусства набойки