Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2015 в 19:20, реферат
Ростовская консерватория была открыта в 1967 году как Ростовский государственный музыкально-педагогический институт, в 1992 году преобразована в Ростовскую государственную консерваторию с присвоением имени С. В. Рахманинова. В 2004 году консерватории присвоен статус Академии.
Ростовская консерватория — крупнейший центр музыкальной культуры и искусства Северного Кавказа и Юга России. Ею подготовлено 4000 специалистов — пианистов, дирижёров, хормейстеров, композиторов, музыковедов, оперных и камерных певцов, исполнителей на всех оркестровых струнных, духовых и ударных, народных инструментах, эстрадно-джазовых музыкантов. Более 400 из них стали лауреатами и дипломантами международных, всесоюзных, всероссийских конкурсов, 70 удостоены почетных званий Российской Федерации в области культуры и искусства, 60 защитили диссертации, 25 — профессора, 50 — доценты различных отечественных и зарубежных вузов.
1. История……………………………………………………………2
2. Научная, концертная и творческая деятельность………………6
3. Международная деятельность…………………………………..10
4. Художественные коллективы…………………………………...11
5. Основные направления подготовки специалистов…………….12
6. Известные педагоги прошлых лет………………………………13
7. Используемая литература………………………………………..15
Регулярно проходит фестиваль детского хорового искусства «Певчие третьего тысячелетия»; с первого по третий он проводился как всероссийский, четвёртый и пятый обрели статус международных. Были проведены также всероссийские фестивали, посвященные ведущей отраслевой газете «Музыкальное обозрение», фестивали «Ростовский Jazz: прошлое, настоящее, будущее», «60-летию Великой Победы посвящается».
Широкий диапазон актуальной проблематики в различных областях музыкальной науки и образования рассматривался на конференциях «Вопросы совершенствования музыкального образования и воспитания», «История, теория и практика исполнительства на духовых и ударных инструментах», «30 лет консерваторской науки», «Учебные пособия и дидактические материалы в учебном процессе ДМШ, училищ, вузов: состояние и перспективы»; «Дни науки в Ростовской консерватории», посвященные юбилею диссертационного совета, «М. И. Глинка и мировая культура. К 200-летию со дня рождения», «Музыкальное содержание: современная научная интерпретация».
В 2002 году при РГК начинает свою
работу Творческий научно—просветительский
центр «Рахманинов-Лосев»,
Подлинным творческим завоеванием консерватории стал регулярно проводимый международный фестиваль современной музыки «Ростовские премьеры», в котором участвуют крупнейшие композиторы наших дней. Концертные программы ориентированы на сочинения ныне живущих мастеров мирового уровня, никогда не звучавшие в Ростове, в присутствии авторов. Фестиваль проводится при поддержке Министерства культуры России, Министерства культуры Ростовской области, в сотрудничестве с областной филармонией, Ростовской организацией Союза композиторов России.
«Ростовские премьеры» — уникальный масштабный проект, ставший в начале XXI века своеобразной визитной карточкой вуза. Впервые Ростовская консерватория выступила инициатором и главной движущей силой такого фестиваля в 2001 году, подтверждая свое место в профессиональном сообществе как одного из ведущих музыкальных вузов России.
Первый фестиваль включал 7 концертов, второй — 10, третий — 18.
В одном из вечеров второго фестиваля принял участие всемирно известный музыкант Ю. Башмет — уроженец Ростова-на-Дону. Прозвучали произведения классиков XX века, чей жизненный путь уже завершен, и ныне живущих творцов: И. Стравинского, Д. Шостаковича, В. Лютославского, А. Шнитке, Э. Денисова, Дж. Кейджа, Я. Ксенакиса, К. Пендерецкого, Г. Канчели, В. Сильвестрова, М. Кажлаева, Дж. Корильяно, М. Теодоракиса, А. Чайковского, Е. Подгайца, М. Броннера, В. Екимовского, Ю. Каспарова, Т. Шахиди, Ю. Фалика, М. Стаховски, В. Тарнопольского, практически всех ростовских композиторов — всего более 60-ти авторов.
Концертная деятельность консерватории имеет и большое музыкально-просветительское значение. Каждый концертный сезон отмечен расширением географии выступлений и увеличением их количества — до 800 и более концертов ежегодно.
География выступлений солистов, ансамблей, больших коллективов охватывает весь регион Юга России (Ростов, Таганрог, Шахты, Волгодонск, Новочеркасск, Краснодар, Сочи, Минеральные Воды, Пятигорск, Кисловодск, Ессентуки, Ставрополь, Майкоп, Владикавказ и др.). Концерты проходят во многих городах России — Москве, Санкт-Петербурге, Тамбове, Салехарде, Лабинске, Саранске, Новом Уренгое, Конаково, ближнего зарубежья — Украине (Киев, Ворзель, Львов, Донецк, Северодонецк), Белоруссии (Минск, Осиповичи), а также в городах Австрии, Англии, Германии, Греции, Италии, Польши, Финляндии, Франции, Японии, США, Эквадора. Успешные гастроли, участие в международных конкурсах и фестивалях являются показателем высокого профессионального мастерства лучших солистов и коллективов консерватории.
Многие ведущие педагоги, работающие на всех исполнительских кафедрах консерватории, известны в стране и за рубежом как высокопрофессиональные солисты. Концертно-исполнительская деятельность педагогов направлена на популяризацию академического музыкального искусства. Многие программы и концертные циклы ориентированы на самую широкую слушательскую аудиторию, в том числе детскую и юношескую. В концертной, музыкально-просветительской деятельности вуза активную роль играют также музыковеды — как педагоги, так и студенты.
Педагоги-исполнители участвовали в фондовых записях на радио, телевидении. Отечественными и зарубежными фирмами было выпущены десятки компакт-дисков с участием педагогов консерватории (публично представленные и записанные на аудио- и видео-носители концерты, согласно приказу Рособрнадзора, приравниваются к монографиям).
Высокий профессиональный уровень концертно-исполнительской деятельности педагогов консерватории неоднократно отмечался в многочисленных рецензиях, статьях и других отзывах прессы, как отечественной, так и зарубежной.
Активную концертную деятельность ведут свыше 25 художественных коллективов разных стилей и составов. В их числе — оркестры: симфонический (худ. рук. и дирижёр народный артист России, проф. С. А. Коган), народных инструментов (проф. Ю. Б. Машин), духовых инструментов (доцент В. Е. Вилинов), джаз-оркестр — биг-бенд (проф. П. К. Назаретов и А. Н. Олейников). Педагоги кафедры хорового дирижирования возглавляют свыше 10 хоровых коллективов: большой хор консерватории и мужской хор (профессор Ю. И. Васильев), женский и камерный хоры (профессор Г. В. Хорошайло), детские хоры колледжа при РГК и Донская хоровая капелла «Анастасия» (проф. С. А. Тараканов), хор Ростовского музыкального театра (засл. деятель искусств России, проф. Е. М. Клиничева), Синтез-хор «Певчие Тихого Дона» (народный артист России, проф. В. И. Гончаров), хор детской музыкальной школы им. Н. А. Римского-Корсакова (засл. работник высшей школы России, проф. Э. Я. Ходош), хор детской музыкальной школы им. П. И. Чайковского (засл. деятель Всероссийского музыкального общества, доцент Е. В. Седых), народный хор (засл. артистки России, профессор Л. А. Мельниченко и Р. Квасова). Оперная студия консерватории ежегодно представляет полноценные оперные спектакли — на камерной сцене музыкального театра, в костюмах, с участием симфонического оркестра.
Интенсивная и плодотворная научная деятельность консерватории позволила ей занять передовые позиции в отечественном музыкознании. Научные интересы ученых-музыковедов" сосредоточены вокруг нескольких исследовательских направлений, проблематика которых в полной мере соответствует приоритетным установкам современной музыкальной науки и искусствознания в целом:
— история отечественной и зарубежной музыки в контексте культуры;
— музыка XX—XXI веков (изучение творчества современных отечественных и зарубежных композиторов);
— массовые жанры (оперетта, джаз, рок-музыка, авторская песня и т. д.) и их взаимодействия с академическими;
— русская и западноевропейская духовная музыка;
— теория музыки (исследования в области полифонии, гармонии, семантики музыкального языка, жанра, формы, тематизма, языка, оркестрового письма);
— эстетика и философия искусства;
— культура Донского края и степного Предкавказья;
— музыкальное образование, педагогика, методики;
— музыкальное исполнительство, психология творческой деятельности (музыкальных способностей, творческой адаптации исполнителей, роли сознательного и бессознательного в деятельности музыканта).
С начала 1990-х годов Ростовская консерватория осуществляет регулярную издательскую деятельность. В 2002 году при проректоре по научной работе организован редакционно-издательский отдел (ныне отдел редактирования и информации), который возглавляет доктор искусствоведения, проф. А. Я. Селицкий. По объёму ежегодно выпускаемых научных изданий Ростовская консерватория вышла на уровень столичных музыкальных вузов.
В 2011 году с целью популяризации творчества композиторов Юга России,в том числе выпускников и преподавателей РГК был проведён фестиваль «Музыка и молодежь: композиторы Дона и Северного Кавказа – студенчеству».
3. Международная деятельность
Международная деятельность развивается по нескольким направлениям. В вузе созданы все условия для обучения иностранных граждан: проходят подготовку студенты, аспиранты и стажеры из Китая, Японии, Украины. Здесь они могут защищать диссертации. В международных фестивалях и научных конференциях участвуют музыканты из разных стран. Регулярно проходят мастер-классы лекции, индивидуальные занятия со студентами консерватории видных зарубежных музыкантов разных специальностей — композиторов, дирижёров, вокалистов, исполнителей на фортепиано, скрипке, виолончели, духовых инструментах, музыковедов (Англия, Белоруссия, Бельгия, Германия, Грузия, Италия, Иран, Канада, Люксембург, Молдова, Нидерланды, Польша, США, Таджикистан, Украина, Франция, Швейцария, Шотландия).
Динамично развиваются в последние годы творческие и образовательные связи с Государственной Королевской Академией музыки и драмы г. Глазго (Шотландия). Ещё в 1980-е годы, в рамках культурных связей Ростова с городом-побратимом Глазго, студенты и преподаватели РГК регулярно концертировали в Шотландии, а шотландские музыканты выступали в консерватории. В 1990-е годы прошли двухмесячные стажировки студентов Академии по специальностям фортепиано, альт, виолончель, камерный ансамбль и одномесячная стажировка двух профессоров из Шотландии в РГК. В свою очередь, студенты консерватории во время пребывания в Глазго получали консультации и мастер-классы в Шотландской Академии. В 2000-е годы состоялись два визита делегации Академии музыки и драмы в Ростов и ответный визит ректора РГК проф. А. С. Данилова в Глазго. Подписана «Программа партнерства в сфере музыкальной культуры и образования», предусматривающая развитие сотрудничества во всех сферах деятельности, прежде всего в области оперного искусства, джаза, традиционной музыкальной культуры (фольклора), композиции, обмен преподавателями и студентами.
Уже осуществлены и планируются в дальнейшем совместные постановки оперных спектаклей (со смешанными труппами) в Глазго и Ростове, обменные стажировки студентов. Объявлен конкурс среди студентов и аспирантов-композиторов обоих вузов на сочинение короткометражной оперы. Два сочинения-победителя будут поставлены совместными составами студентов и показаны на сцене Ростова, Глазго и Эдинбурга.
Заключены также договоры о сотрудничестве с музыкальными вузами Украины (Донецкая государственная музыкальная академия им. С. С. Прокофьева, Национальная академия музыки Украины им. П. И. Чайковского, Харьковский университет искусств им. И. П. Котляревского), Белоруссии (Белорусская государственная академия музыки), Армении (Ереванская государственная консерватория им. Комитаса).
4. Художественные коллективы
Симфонический оркестр
Хор
Оперная студия
Оркестр духовых инструментов
Оркестр народных инструментов
Биг-бенд
Ростовский камерный хор
Донская хоровая капелла "Анастасия"
Народный хор консерватории
Женский и камерный хоры
Синтез-хор "Певчие Тихого Дона"
Детский хор
Руководство
Ректор — А.С. Данилов, народный артист РФ, профессор.
Проректор по учебной работе — В.А. Денежкин, заслуженный деятель искусств РФ, профессор.
Проректор по научной работе — А.М. Цукер, заслуженный деятель искусств РФ, доктор искусствоведения, профессор.
Проректор по начальному и среднему специальному образованию, директор ССМШ (колледжа) — Е. А. Левина, доцент
декан факультетов фортепианного, оркестрового, ДВИМиК, отделения звукорежиссуры — В. С. Ходош, Заслуженный деятель искусств РФ, профессор, композитор
Декан факультетов ДВИМиК и оркестрового — М. К. Аргусов, профессор
Кафедры
Кафедра специального фортепиано
Кафедра струнных инструментов
Кафедра духовых и ударных инструментов
Кафедра оркестрового и оперного дирижирования
Кафедра сольного пения
Кафедра оперной подготовки
Кафедра хорового дирижирования
Кафедра истории музыки
Кафедра теории музыки и композиции
Кафедра народных инструментов
Кафедра эстрадно-джазовой музыки
Кафедра камерного ансамбля и концертмейстерской подготовки
Кафедра социально-гуманитарных дисциплин
Кафедра общего фортепиано
Кафедра информационных и образовательных технологий
Кафедра инновационной педагогики
Кафедра музыкального менеджмента
Кафедра музыкальной звукорежиссуры
5. Основные направления подготовки специалистов
Инструментальное исполнительство: фортепиано, скрипка, альт, виолончель, контрабас, арфа, флейта, гобой, кларнет, фагот, труба, валторна, тромбон, туба, саксофон, ударные инструменты, баян, аккордеон, гитара, балалайка, домра
Вокальное искусство: академическое пение (оперное пение, концертно-камерное пение), народное пение
Дирижирование оперно-симфоническим оркестром, академическим хором
Композиция
Музыкальное искусство эстрады. Инструменты эстрадного оркестра: фортепиано, гитара, бас-гитара, контрабас, саксофон, труба, тромбон, ударные инструменты, эстрадно-джазовое пение
Музыковедение
Менеджмент организации (специализация «Музыкальный менеджмент»)
Музыкальная звукорежиссура
6. Известные педагоги прошлых лет
Амитон, Александр Наумович, (1911—1969), первый заведующий кафедрой струнных инструментов, профессор
Апресов, Владимир Григорьевич, (1916—1982), заслуженный деятель искусств РФ, профессор
Артемьев, И. Л. (валторна), заслуженный работник культуры РФ, профессор
Афанасьев, Вадим Петрович, заведующий кафедрой хорового дирижирования (1979—1982)
Барон, А. С., (1911—1988), профессор
Барсов, Олег Борисович, заслуженный артист РФ, профессор
Беляева, Александра Петровна, (1921—1998), профессор, выпускница Московской консерватории
Борилов, Виктор Константинович
Дрейер, Матвей Рувимович, (1920—2001), доцент
Еждик, В. Н. (1946—1999), заслуженный деятель искусств РФ, профессор, создатель филармонического концертного оркестра духовых инструментов
Зданович, Александр Павлович, (1902—1982), создатель и первый заведующий кафедрой (до 1977 г.). Выпускник Ленинградской консерватории по классу профессора Л. М. Образцова. Кандидат искусствоведения, профессор. Автор книги «Вопросы вокальной методики»