Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 13:20, реферат
Человечеству плакат известен с давних времен. Еще в Древнем Египте, Греции и Риме его широко использовали для сообщений о спектаклях и коммерческих сделках. Иллюстративный плакат появился в 1830 г. и был вначале чаще всего черно-белым. До 1860-х годов плакат оставался монохромным и почти не отличался от других видов иллюстраций. Только в последние годы XIX века появился плакат, отличающийся от других видов иллюстраций
История плаката
Человечеству
плакат известен с давних времен. Еще
в Древнем Египте, Греции и Риме
его широко использовали для сообщений
о спектаклях и коммерческих сделках.
Иллюстративный плакат появился в 1830 г.
и был вначале чаще всего черно-белым.
До 1860-х годов плакат оставался монохромным
и почти не отличался от других видов иллюстраций.
Только в последние годы XIX века появился
плакат, отличающийся от других видов
иллюстраций.
Считается, что
первый в истории рекламный плакат
напечатал книготорговец Батдольд
в 1482 г. для рекламы нового издания "Геометрии"
Эвклида. Он не сохранился. До нас дошел
плакат 1491 г., который предлагал почтенной
публике рыцарский роман "Прекрасная
Мелузина". Этот графический лист примечателен
еще и тем, что здесь впервые использованы
эротические мотивы.
Новая жизнь
плаката, в том числе рекламного,
началась в Х1Х веке. Собственно,
тогда появилось и само это
слово. Русский вариант - калька с
немецкого "das Plakat". В Англии и
США использовалось название "poster",
происходящее от слова "почта". Считается,
что в этих странах подобные листы вывешивали
прежде всего около многолюдных почтовых
станций. Во Франции прижилось слово "affich"
-- афиша.
В 1796 г. немец
Алоиз Зенефельдер изобрел
Открытие метода
хромолитографии приписывают
Еще более упростился
технологический процесс, когда
в 1865 г. австрийский барон фон
Рансонет изобрел метод
"Отцом"
рекламного плаката в
Недостягаемыми
образцами рекламного искусства
стали афиши парижских кабаре,
созданные великим А. Тулуз-Лотреком
в 90-х годах Х1Х века. Известным широкой
публике Тулуз-Лотрек стал именно благодаря
рекламным листам на афишных тумбах, появившихся
в те годы на парижских тротуарах. Первый
же из них - плакат открывшегося в 1889 г.
"Мулен Руж" со скандально известной
танцовщицей Ла Гулю ("Ненасытная")
- произвел фурор.
На протяжении
полутора веков рекламные художники
неоднократно использовали актуальные
художественные стили, направления, темы.
Делали они это зачастую столь
талантливо, что рекламный плакат
оказался в конце концов особой областью
изобразительного искусства. Речь идет
о стиле "модерн", занимавшем весьма
значимое место в искусстве конца ХIХ -
начала ХХ веков.
Основателем модерна
считается малоизвестный
Модерн - стиль
прежде всего дизайнерский. В основе
его - тезис, согласно которому форма
в искусстве важнее содержания. Ему
свойственны утонченность, изысканность,
одухотворенность, изменчивость. Из этого
следовал определенный набор цветов -
блеклые, приглушенные; преобладание плавных,
сложных линий; набор символов - причудливые
цветы, морские редкости, волны. Близок
модерну и сам женский образ.
Среди всемирно
известных мастеров кисти к модерну
можно безусловно отнести разве что венского
художника Густава Климта, чьи "Поцелуй"
и "Юдифь" вошли в большинство альбомов
по модерну. Среди авторов модерна был
и всемирно известный архитектор и дизайнер,
англичанин Чарльз Ренни Макинтош. Именно
в его честь назван знаменитый компьютер,
используемый для графических программ.
Популярнейшим
рекламным художником, работавшим в
этом стиле, был Альфонс Муха. Имя
ему сделали афиши спектаклей
с участием примы парижской сцены
- Сары Бернар. Альфонс Муха был "отцом"
жанра фирменного рекламного календаря.
На его плакатах редко увидишь рекламируемый
товар или образ покупателя. Заявлена
лишь позиция товара как объекта престижного,
незаурядного, соответствующего "духу
времени". Особенностью Мухи было и
чрезвычайно широкое использование в
рекламе романтизированного женского
образа, независимо от того, имел ли он
хоть какое-то отношение к рекламируемому
товару или услуге.
Совершенно иной
стиль, близкий к Тулуз-Лотреку, но,
тем не менее, оригинальный, отличает
плакаты известного французского художника
Пьера Боннара. Самый знаменитый его плакат
- "Французское шампанское" (1891). Боннар
использовал модные изгибы "арт нуво",
чтобы создать игривый образ женщины с
бокалом веселого напитка в руке.
Еще одно выдающееся
имя в истории "модерн-рекламы"
- великий английский график Обри Бердслей.
Очень любили Бердслея русские художники
"серебряного века", его гравюры
публиковались в журнале "Золотое
Руно". Вне его влияния вообще
не может рассматриваться такое
художественное направление, как "Мир
искусства". Работы Бердслея были в
основном черно-белые (тушь и перо. Он работал
в жанре малой рекламной полиграфии и
создал макеты рекламных листовок к журналам
и альманахам, объявлений о новых книгах,
обложки каталогов книжных аукционов,
пригласительных билетов на великосветские
мероприятия.
В конце Х1Х
века рекламный плакат был официально
признан фактом если и не "высокого
искусства", то культуры. Инициатором
выступила, как ни странно, Россия. В
1897 г. в Петербурге под покровительством
"Общества поощрения художеств" открылась
Международная выставка афиш. Это был
первый общественный смотр нового жанра.
Выставка, оказавшая большое воздействие
на становление изобразительной рекламы
в России, собрала около 700 произведений
из 13 стран. 200 работ представила Франция,
100 - США, 100 - Германия. Русский раздел включал
28 плакатов. На выставку привезли 19 плакатов
родоначальника жанра - Ж.Шере, 18 листов
А.Мухи, были работы А.Тулуз-Лотрека, П.Боннара.
В том же направлении действовали и начавшие издаваться в 1898 г. русские художественные журналы "Мир искусства", "Искусство и художественная промышленность", "Золотое руно". Русская реклама конца ХIХ - начала ХХ века не могла остаться в стороне от художественных тенденций этого периода в России. Ее можно и нужно рассматривать в общем контексте особой эпохи в истории русской культуры, которая позже получила выразительное название - "серебряный век". Проблеме влияния эстетики и этики "серебряного века" на русскую рекламную графику посвящены содержательные работы Н.И. Бабуриной, М. Аникста, Е. Черневича. Именно через призму общественных веяний того времени рассматривается ими и русская рекламная графика в стиле "модерн".
В России стиль
модерн стал особо популярен в
начале ХХ века. Он был заимствован Россией
из Европы, но актуальность его увеличивалась
чисто внутренним обстоятельством - необходимостью
преодоления моды на традиционализм.
Традиционализм
или "неорусский стиль" был наиболее
модным художественным стилем последней
трети ХIХ века. Его яркими представителями
были И. Билибин, В. Васнецов, И. Петров-Ропет.
На первый взгляд, стиль этот продолжал
традиции русского народного искусства,
особенно в тех константах, которые были
характерны для него до ХVII века. Но в основе
этого стиля лежала не народная эстетика,
он был проявлением определенных течений
русской мысли последней трети XIX века
в различных областях: философской, социальной,
исторической и художественной.
В большинстве
случаев традиционализм был стилизаторством,
а основным принципом работы художника-стилизатора
является следование букве оригинала,
точности деталей. "Точностью деталей"
отличалась и реклама, сделанная лучшими
представителями "традиционалистского"
направления, хотя иногда сам объект рекламы
весьма далеко отстоял от всего "русского".
В графическом
рекламном дизайне в стиле
модерн работали очень многие художники
- М. Бельский, Н. Вышеславцев, Н. Калмаков
и др. - но их имена сегодня мало
что говорят даже искусствоведам.
Лучшие их работы отвечают самым строгим
требованиям стиля. В первую очередь это
рекламные материалы (афиши, пригласительные
билеты, рекламные листовки), связанные
с художественными или светскими мероприятиями.
Интерес представляет афиша В. Кандинского,
сделанная для выставки в Германии в 1901
г. Для нее характерно одновременное использование
стилистических приемов модерна и возможностей
трансформации плоскостных изображений
в абстрактный узор, чем и занялся Кандинский
впоследствии. Однако и в товарной коммерческой
рекламе есть примеры очень удачного применения
эстетики модерна, даже когда дизайнеры
менее тщательно следовали его принципам.
Особого упоминания заслуживает использование
принципов модерна для создания упаковки
и этикеток. Поскольку стиль был рассчитан
в первую очередь на привнесение красоты
в повседневную жизнь, именно образцы
оберток мыла, ярлыков, фантиков свидетельствуют
сегодня о том, насколько удалось решить
эту задачу художникам-дизайнерам.
В то же время
большинство коммерческих дизайнеров
использовали лишь отдельные элементы
этого стиля, эклектично соединяя, например,
причудливую линию модерна с чуждой ему
яркой цветовой гаммой, некоторой вульгарностью
образов и т.п.
Стиль "модерн"
был популярен среди