История развития батика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 09:59, реферат

Краткое описание

Роспись и украшение ткани – увлекательное занятие, которое может наполнить нашу жизнь радостью творчества. Работа с шелком и красками доставляет несравнимое удовольствие, удовлетворение от реализации самых смелых идей своими руками. Изделие, выполненные в технике батик, могут открыть талант художника, дизайнера одежды или интерьера. И связано это, с одной стороны, с чудесным материалом - шелк, бязь, ситец и т д., с другой стороны, с прекрасными яркими красками, с помощью которых можно украсить интерьер.

Содержание

Введение
Глава 1 История развития батика ………………………………………5
1.1. История развития батика в Индонезия …………………………….6
1.2. История развития батика в Китае.…………………………………..9
1.3. История развития батика в Япония………………………………...11
1.4. История развития батика в Россия…………………………………12
Глава 2 Особенности создания декоративного текстиля в интерьере15
2.1. Особенности использования текстиля в интерьере………………..15
2.2. Композиция и колорит в текстиле…………………………………..18
Глава 3 Особенности шелковых тканей…….…………………………...23
3.1. Ассортимент шелковых тканей……………………………………...23
3.2. История шелка…………………………………………...…………...30
3.3. Приемы росписи на шелке……………………………..…………....31
Глава 4 Технология и материалы…………………………...…..………..32
4.1. Технология………………………………………………...………….32
а) техника холодного батика……………………………………………..32
б) техника горячего батика………………………………...……………..33
в) свободная роспись……………………………………..………...…….35
4.2. Материалы, инструменты…………………………...……………….37
а) красители……………………………………………..………………...37
б) инструменты……………………………………..…………………….39
Глава 5 Творческая часть……………….……………..…………………41
5.1. идеи………………………………………………………..………….41
5.2. Описание работы……………………………………..……………...47
Заключение………………………………………………..……………....49
Список литература……………………………………..…………………50

Вложенные файлы: 1 файл

текстильное производство.docx

— 77.00 Кб (Скачать файл)

Картины – батик превосходно  вписываются в современный дизайн помещений. Силуэты фигур, символические  и условные образы животных, абстрактные  композиции прекрасно подходят для  оформления интерьеров домов, отелей и  ресторанов. Ткань гармонирует с  таким естественными материалами, как камень, бамбук, дерево.

Не преследующий цели удивить  экстрамодными цветовыми сочетаниями  и авангардными решениями, являясь  по сути своей прикладным искусством, чаще всего батик успокаивает  и помогает прийти в состояние  умиротворенного размышления и  созерцания.

 

2.2. Композиция  и колорит в текстиле

 

Для текстильного искусства  характерна условность изображения, ритмическая  связь, соподчиненность масштабов  между собой, определенный колорит.

Композиция декоративного  текстильного произведения – это  ритмическое и организованное и  членение его плоскости, когда все  орнаментальные или изобразительные  элементы выполнены в единых художественных и технических приемах и подчинены  общему художественно – декоративному  замыслу. Другими словами, это внутренняя взаимосвязь материала, художественных средств и идейно – образцового  содержания.

Работа над композицией, заключается в сознательном нахождении композиционных решений в каждом отдельном случае в зависимости  от поставленных художником задач, от всего его творческого отношения  к миру.

В значительной степени характер композиции определяется ритмом –  одним из важнейших художественных средств создания произведения декоративно  – прикладного искусства.

Ритм – это закономерное чередование соизмеримых элементов  рисунка, способствующее достижению явности  и выразительности композиции, четкости ее восприятия. Последовательное распределение  элементов композиции художественного  произведения – увеличение или уменьшение расстояния между ними, изменение  заполнености узором к краям или  середине изделия – также варьирование движения в определенном ритме.

Ритмическое построение в  текстильном рисунке достигается  различными приемами: повторением узора, симметричное построение рисунка, свободным  распределением орнамента.

Прием раппортного повторения узора, при котором элементы композиции равномерно чередуются на плоскости  изделия, на основе различного типа сеток. Сетка может быть построена из квадратов, треугольников, ромбов или  прямоугольников, расположенных в  определенном порядке.

Прием симметричного построения рисунка. Симметрию следует понимать не только как зеркальное повторение рисунка относительно вертикальной или горизонтальной оси. Она может  иметь диагональное направление  или произвольный наклон. В случае свободного распределения орнамента  по всей плоскости украшаемой вещи, элементы расположены на противоположных  краях изделия, уравновешены – они  сходны по величине и общему силуэту. Не исключено, заполнение только одного угла или одной стороны текстиля. Равновесие композиции в этом случае достигается цветовым решением.

Работа мастера над  новым произведением начинается с выбора темы, соответственно назначения изделия. На данном этапе особенно важна  не только конкретная информация, содержащаяся в изображаемых элементах, но и тот  декоративный образ и эмоциональное  настроение, которое художник стремиться передать с помощью. Различных художественных средств.

Хорошо сложенная и  продуманная композиционная схема  – основа создания художественного  произведения. Следует начинать с  наброска композиционной схемы в  натуральную величину или уменьшенном  масштабе.

При разработке декора следует  определить, какая часть композиции будет нести основную орнаментальную и цветовую нагрузку.

По схеме построения и  характеру трактовки орнамента, композиционные решения, бывают двух видов: статичные и динамичные. Статичные  композиционные схемы чаще всего  симметричны и требуют строгой  трактовки орнамента. Сюда, как правило, относятся линейные рисунки, композиции с геометрическим орнаментом и некоторые  произведения с растительным узором. Статичные композиции передают состояния покоя и уравновешенности. В динамичных по решениям композициях элементы узора располагаются по диагональным осям или свободно распределяются по плоскости. В них ярче выражено движение, схемы более разнообразны, здесь возможно смелое нарушение симметрии. Цветовое решение в динамических композициях может быть более напряженным.

Весьма существенным моментом является выбор масштаба рисунка  соответственно размеру и назначению изделия.

Важнейшей художественным мерилом  текстильного искусства может быть хорошо продуманный колорит. Цельное  решение возможно только при обобщенности форм, раздробленность влечет за собой  и пестрое цветовое решение. Кроме  того, для современного стиля в  искусстве характерно бережное отношение  к красоте обрабатываемого материала, а обобщенность форм позволяет ярче выявить естественные его качества.

Колорит в декоративном текстильном  изделии неотъемлемая часть композиции. Прекрасную по рисунку вещь можно  загубить не соответствующим общему художественному замыслу колоритом, неправильным распределением цвета. Цветом можно объединить отдельные элементы в единое целое и можно раздробить их так, что от тщательно продуманной  композиции ничего не останется. Для  того чтобы грамотно решать вопросы  колористики, необходимо знать элементарные законы сочетания цветов. Влияние  цветов и их сочетаний на человека.

Колорит текстильного изделия  определяется совокупностью применяемых  цветов, гармоничностью их сочетаний. В зависимости от преобладания тех  или иных цветов колорит может  быть темным или светлым, холодным или  теплым, он может строиться на сочетании  больших плоскостей насыщенных цветов или на тонких тональных сочетаниях, может быть спокойным и напряженным. Однако, прежде всего колорит характеризуется преобладанием в нем цветов – синим или желтым, фиолетовым или зеленым и т.д.

Выбор основной гаммы и  подчинено общего колористического решения этой гамме позволяет  осмысленно подходить к вопросу  цветового решения произведения. Недостаточно распределить цвета на плоскости изделия. Нужно научиться  управлять возможностями, которые  дают имеющиеся под рукой краска и пряжа. Колористически гармонично решенная вещь подобна музыкальному произведению, в котором ясно слышится основная мелодия на фоне музыкального сопровождения.

Колорит – одно из средств  создания определенного образа, настроения произведения. Не случайно, рассматривая произведения текстильного искусства, употребляют такие этикеты, как  солнечный, весенний, сдержанный, радостный  и пр. они рождаются в результате зрительного и эмоционального ощущения, возникшего при первом знакомстве с  вещью. Основу этого ощущения составляет глубокая внутренняя связь, существующая во всяком законченном художественном произведении между общим композиционным замыслом, орнаментальным ритмом и  колористическим решением.

Форма и цвет текстурных изделий выявляют особенности функционального  назначения изделий, одновременно облегчают  зрительное восприятие интерьера и  устанавливают взаимодействие между  архитектурой и человеком.

Цвет – важнейшее средство орнаментальной композиции тканей. Он обладает большой силой эмоционального воздействия на человека. При выборе цветовой гаммы тканей интерьера, принимается  во внимание, желаемое эмоциональное  воздействие.

Цвет и рисунок декоративных тканей имеет значение не только для  художественного оформления интерьера. Умелым подбором и сочетанием цвета  ткани, ковра, панно, можно оптически  видоизменить пропорции и размеры помещения: условно увеличить или уменьшить его, создать чувство тесного и низкого помещения или, наоборот – более просторного и высокого.

Таким образом, художественный текстиль играет важную роль в современном  интерьере жилых и общественных зданий. Каждая из видов ткани или  изделий художественного текстиля, выполняя необходимую функцию, создает  определенные эмоции и в сочетании  с другими элементами интерьера  определяет его образ.

 

3 Особенности  шелковых тканей

 

3.1. Ассортимент  шелковых тканей

 

В предыдущих главах говорится  о истории росписи тканей, рассмотрели  особенности использования текстиля в интерьере, а также материалы  и инструменты, необходимые для  батика. Другим важным моментом является изучение ассортимента тканей, в том  числе шелковых. Умение разбираться  в ассортименте тканей и знание их свойств являются необходимыми условиями  при художественной росписи этих тканей.

В учебном пособии Н.А. Савостицкого и Э.К. Эмирова «Материаловедение  швейного производства» сказано, что  при производстве швейных изделий  используют самые разнообразные  материалы. Это – ткани, трикотаж, нетканые материалы, натуральная и  искусственная кожа, пленочные и  комплексные материалы, натуральный  и искусственный мех, швейные  нитки, клеевые материалы, фурнитура.

Текстильные материалы, или  текстиль – материалы и изделия, выработанные из волокон и нитей. К ним относятся ткани, трикотаж, нетканые полотна, швейные нитки  и пр.

Текстильное волокно представляет собой протяженное тело, гибкое и  прочное, с малыми поперечными размерами, ограниченной длины, пригодное для  изготовления пряжи и текстильных  материалов.

В зависимости от происхождения  текстильные волокна делят на натуральные и химические. К натуральным  относятся волокна, создаваемые  самой природой, без участия человека. Они могут быть растительного, животного  или минерального происхождения.

Натуральные волокна растительного  происхождения получают с поверхности  семян (хлопок), из стеблей (лен, пенька и др.), из листьев (сизаль и др.), из оболочек плодов (койр).

Натуральные волокна животного  происхождения представлены волокнами  шерсти различных животных и коконным шелком тутового и дубового шелкопряда.

Перечисленные натуральные  волокна состоят из веществ, которые  относятся к природным полимерам. Это целлюлоза у растительных волокон и белки у волокон  животного происхождения.

Химические волокна получают путем химической переработки природных  полимеров растительного и животного  происхождения, из отходов целлюлозного производства и пищевой промышленности. Сырьем для них служат древесина, семена, молоко и т.п. Наибольшее применение в швейной промышленности имеют  текстильные материалы на основе искусственных целлюлозных волокон, таких как вискозное, полинозное, медно – аммиачное, триацетатное, ацитатное.

Синтетические волокна получают путем химического синтеза полимеров, то есть создания имеющих сложную  молекулярную структуру веществ  из более простых, чаще всего из продуктов  переработки нефти и каменного  угля. Это полиамидные, полиэфирные, полиуретановые волокна, а также  полиакрилонитрильные (ПАН), поливинилхлоридные (ПВХ), полиолефиновые.

Текстильная нить имеет ту же характеристику, что и текстильное  волокно, но отличается от него значительно  большей длиной. Нить может быть получена путем прядения волокон, и  тогда она называется пряжей. Шелковую нить получают, разматывая кокон тутового шелкопряда. Химические нити формируют  из полимера.

По виду сырья весь ассортимент  тканей делится на хлопчатобумажные, льняные, шерстяные и шелковые [C. 4]

Рассмотрим особенности  шелковых тканей.

Шелковый промышленностью  выпускают ткани из натуральных  и химических волокон, пряжи и  нитей, из смеси химических волокон  с хлопковыми (хлопкового волокна менее 50%), из химических волокон и их смесей в основе и химических волокон в утке.

Производство шелковых тканей развиваются опережающими темпами  по сравнению с производством  тканей из других волокон главным  образом вследствие постоянно возрастающего  объема выпуска тканей из химических волокон и нитей.

Согласно прейскуранту шелковые ткани делятся на восемь групп:

  1. из натурального шелка;
  2. из натурального шелка в смеси с другими волокнами;
  3. из искусственных нитей;
  4. из искусственных нитей в смеси с другими волокнами;
  5. из синтетических нитей;
  6. из синтетических нитей в смеси с другими волокнами;
  7. из искусственных волокон и из искусственных волокон в смеси с другими волокнами;
  8. из синтетических волокон и из синтетических волокон в смеси с другими волокнами.

В пределах каждой группы ассортимент  тканей подразделяется на подгруппы: креповые, гладьевые, жаккардовые, ворсовые, специальные.

Выпускаются чрезвычайно  разнообразные шелковые ткани от легких невесомых прозрачных до массивных  многослойных [C.251].

Для работы необходимо изучить  общую характеристику тканей из шелковых нитей.

Ткани из шелковых нитей  вырабатываются из тончайших нитей  шелка – сырца линейной плотностью 1, 56 – 2, 33 текс, шелка – основы, шелка  – утка и шелка крепа. За последние  годы в ассортименте этих тканей произошло  мало изменений. В ассортименте преобладают  ткани полотняного переплетения с невысоким линейным заполнением. Выпускаются отбеленные, гладкоокрашенные, суровые натуральные ткани и  печатными рисунками. Ширина их – 75 – 149 см., поверхностная плотность наиболее легких тканей – 14 – 22 г/кв.м., средних – 55 – 60 г/кв.м., массивных – до 190 г/кв.м. основную часть выпуска составляют ткани классического ассортимента креповой подгруппы: крепдешин, креп – шифон, креп – жоржет, креп – сатин.

Креповые ткани наиболее многочисленны и широко используются. Они вырабатываются с применением  нитей креповой крутки: двух-, трех-, четырех- и пятиниточного крепа  из шелковых нитей линейной плотности 3,23, 2,33 и 1,56 текс, придавая тканям мелкозернистую поверхность.

Информация о работе История развития батика