Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2014 в 14:33, курсовая работа
Цель курсовой работы: заключается в возможности оформления закладок для учебников в живописно-графической технике.
Задачи исследования: проанализировать художественные и методические литературные источники; разработать творческие эскизы; создать серию закладок на тему „Природные стихии”; развить творческие способности.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………....................
3
РАЗДЕЛ 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЗАКЛАДКИ ………………….
7
1.1. Особенности изображения „Природные стихий” в историческом аспекте…………………………………………………………………………….
7
1.2. Специфика живописно-графических композиций в имторическом аспекте………………………………………………….……….
14
РАЗДЕЛ 2. МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ СЕРИИ ЗАКЛАДОК НА ТЕМУ „ПРИРОДНЫЕ СТИХИИ”……………………………………………………………………….
2.1. Поисковый материал
2.2. Закладки как элемент оформления книги ……………...
2.3. Специфика оформления закладок в серии ……………
Выводы…………………………………………………………………
Список использованнЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………
Приложение…………………………………………………………
В качестве закладок уже не один век используются самые различные предметы: листовки, документы, листки календарей. Именно бумажные закладки до сих пор самые распространенные. Недавно найдена коллекция бумажных закладок 1950-1960-х годов. Все они долгое время хранились там, где им и полагалось: в книгах, изданных в тот период. Закладки обычно использовались для какой-либо рекламы. Например, книжные издательства на лицевой стороне изделия помещали портрет писателя или художника, какую-нибудь цитату, связанную с его творчеством. А на обороте – перечень выпущенных книг, адреса магазинов, где они продавались, и т. д. Имеющиеся в коллекции закладки 50-60-летней давности рекламируют „Краткий зоологический словарь” (1964), Кока кола (1955), сочинения В. Ключевского (1959), Г. Плеханова (1959), В. Брюсова (1955), А. Пушкина (1956), Я. Райниса (1955),В. Арсеньева (1955), И. Тургенева (1955), а также цветные репродукции художника В. Сурикова (1955) (см. рис. 1.8) [13].
Таким образом, после большого перерыва стали выпускать закладки и в наши дни. Они рассказывают о представителях флоры и фауны, правилах уличного движения, героях народных сказок и мультфильмов. На закладках – единицы длины, веса, объема, таблица умножения, тригонометрические формулы, орнаменты, виды городов(см. рис. 1.9). Художники очень часто изображали на своих картинах книги с закладками. Достаточно вспомнить необычного „Библиотекаря” Джузеппе Арчимбольдо (см. рис. 1.10), „Святого Марка” Андреа Мантеньи,(см. рис. 1.11), „Апостолов Петра и Павла” Эль Греко(см. рис. 1.12), или знаменитую картину Альбрехта Дюрера „Двенадцатилетний Христос среди книжников” (см. рис. 1.13).
Стихия (элемент) в античной и средневековой натурфилософии – одна из четырёх первооснов мира: земля, вода, воздух и огонь. Теорию четырёх стихий первым начал разрабатывать Эмпедокл, который считал, что элементы материальны и наделены свойствами филии (любви) и фобии (вражды); эти две противоположности, присущие всем телам, и приводят материю в движение. Согласно теории, все было сделано из этих четырех стихий. Так как это природная магия, использующая символы и силы, важно понять эти силы, а сделать это можно, изучая стихии. Стихии в пределах магической символики – это компоненты, из которых все состоит. Система стихий было изобретена в эпоху Возрождения, хотя их история уходит далеко в древние века.
В западном искусстве: вода
– изображалась опрокинутым кувшином
или фигурами богов моря и рек; воздух
– фигурой Юноны, иногда летящей c оковами
на руках и ногах, иногда женщиной с хамелеоном
в руке; огонь – Фениксом, фигурой Вулкана,
а также женщиной с огненными волосами
или молнией в руке; земля – аллегорической
фигурой Матери с символами плодородия
в руках; а также башнеобразной короной
Кибелы.
Четыре элемента могут быть представлены либо как условные безликие женские фигуры, различимые только по их атрибутам, либо, особенно в XVI веке, как боги и богини классической античности. Их можно встретить на фресках и потолках зданий эпохи Ренессанса в Италии, а также в виде отдельных картин, составляющих четырехчастный цикл, хотя они часто рассеяны по разным галереям. Североевропейские художники-жанристы и авторы files galantes XVII-XVIII веков давали названия этих четырех элементов циклам картин, изображающих юношей и девушек за каким-либо соответствующим занятием.
Четыре элемента природы не зря называются стихиями. Они изменчивы и непостоянны – все, за исключением земли. Вокруг нее вращаются воздух, огонь и вода. Земля, как женщина, имеет множество атрибутов, принадлежащих богиням плодородия: рог изобилия и змею, скорпиона римской богини земледелия Земли-Матери. Она может кормить грудью одного или двоих детей, как Опс – римская богиня урожая. Одно из самых ярких изображений богини плодородия принадлежит фламандскому живописцу эпохи барокко Питеру Паулю Рубенсу „Абунданция” 1630 года (см.рис. 1.14).
В отличие от остальных стихий, воздух невидим. Его нельзя взвесить (по крайней мере, так думали древние) или уничтожить, но он может быть легко вытеснен другими элементами и становится осязаем при малейшем своем движении. Вода – основа любой жизни, однако без воздуха человек может прожить лишь несколько минут. Будучи самым легким и неуловимым элементом, воздух – ведущая сила воображения, вдохновения, мечтания и свободы. Воздух был царством Юноны, и потому он может быть представлен этой богиней с ее ПАВЛИНОМ. Или она изображается парящей в воздухе, к каждой ее ноге привязано по наковальне – так Юпитер наказал свою жену за непослушание. Ее могут окружать ПТИЦЫ – символ воздуха (см.рис. 1.15). Картина Гюстава Моро „Павлин, жалующийся Юноне” из большой серии, созданной художником по мотивам басен Лафонтена, – одна из немногих работ художника, не обремененных сложными символами и аллегориями. Юнона изображена в образе олимпийской богини, вознесшейся на небо и излучающей свет.
У всемирного океана нет ни начала, ни конца. Он способен растворить землю, затушить огонь, наполнить воздух невидимыми парами, собраться в облака, на которых будут жить боги, и пролиться на землю дождем, дав жизнь смертным. Подобно огню, вода очищает, освящает, дает жизнь – и губит ее (иногда для того же очищения – например, Всемирный потоп). Вода персонифицируется речным богом с его традиционным атрибутом – трезубцем. Этот образ фигурируют во многих картинах с морской тематикой. Например „Союз Земли и Воды” фламандского живописца Питера Пауля Рубенса (см.рис.1.16). Картина изображает аллегорическую сцену союза Земли, которую олицетворяет чувственно прекрасная богиня Кибела, держащая в руке рог изобилия, наполненный плодами, и Воды – морского бога Нептуна с грозным трезубцем, полного энергии и силы. Союз Земли и Воды освящает крылатая Виктория, которая возлагает золотую корону на голову богини.
Самый яркий во всех смыслах этого слова
элемент – огонь. Он дает нам тепло и свет, гипнотизирует
танцем. Огонь – принимает облик женщины с головой,
охваченной огнем. Или у нее на голове
вместо прически птица Феникс, охваченная
огнем, являющимся ее символом. ВУЛКАН,
этот кузнец богов, с молотом в руке аналогичным
образом персонифицирует огонь. Яркий
образ бога огня – Гефеста в произведении
французского художника Франсуа Буше
„Венера и Вулкан с оружием для Энея”1732г.
(см.рис. 1.17). Объединяет все вышеперечисленные
стихии картина П. П. Рубенса «Четыре
стихии» представлены в образах олимпийских
богов (см.рис. 1.18).
Таким образом аналоги „четырех стихий”, как четырех первоэлементов мироздания, присутствуют всюду.
В психологии выделяется только четыре типа темперамента человека, известных еще с древности (сандвиник, меланхолик, холерик, флегматик). В физиологии выделяются четыре типа инстинктов (самосохранения, половой, территориальный, пищевой). C гармонией четырех стихий человек сталкивается ежечасно, ежедневно и ежегодно. Так ежедневно мы сталкиваемся с четырьмя суточными стихиями: „утро-день-вечер-ночь”. А теперь посмотрите, как естественно вписываются климатические стихии „зима- весна-лето-осень” во вращающийся крест (1.19). Поэтому не удивительно что человек из покон векав изображает природные стихии, поклоняется им, пытается покорить.
1.2. Специфика живописно-графических композиций в историческом аспекте
"Что значит компоновать? Это значит красноречиво сочетать",- так определял Делакруа сущность композиции. И мы можем согласиться с ним, если слово "красноречиво" понимать в смысле - красиво, ярко, убедительно и содержательно. Именно так и понимал его Делакруа, утверждавший в другом месте, что живопись - неболтливое искусство, в чем он видел ее немалое достоинство.
Композиция - это искусство группировать в изображении фигуры, предметы, пятна, дать необходимое освещение, усиливать или ослаблять цвет, жертвовать деталями и обобщать их, словом - сочетать все элементы и части картины в целях красноречивого выражения содержания художественного образа. Все средства изображения и выражения обретают свою подлинную жизнь, идейное значение и поэтичность лишь в определенном сочетании друг с другом, на подчинении и соподчинении, на согласии и контрастах; и только в результате создания композиции рождается и обретает свое бытие художественный образ. В процессе работы над композицией все средства живописи: форма, цвет, светотень, контур, пластика, движение - все становится в руках художника "как бы клавишами клавиатуры, из которой он извлекает известные звуки, заставляя молчать другие" (Делакруа)[8].
В прошлом художники пытались открыть какие-то неизменные законы и правила композиции, определяющие расположение и соподчинение фигур и предметов, отделение главного от второстепенного, искали красивых или гармоничных линий и пластических масс в изображении. Леонардо да Винчи, например, разрабатывал тип пирамидальной композиции (см. рис. 1.20), Рафаэль часто располагал фигуры по кругу, Рубенс любил сложное спиралевидное построение. Одни видели красоту в строгом подчинении композиции архитектурному принципу устойчивости, симметрии, равновесия масс, другие - в динамичности всего изображения, прибегая к контрастному противопоставлению его частей друг к другу, к необычным точкам зрения (ракурсам), к мощным эффектам света и тени. Находя те или иные принципы композиции, великие мастера создавали великие произведения искусства не потому, что они открывали какие-то абсолютные законы композиции, а потому, что их подход соответствовал содержанию, "духу" их искусства. Композиция их произведений прекрасна, но только потому, что прекрасно все - и содержание и форма их живописи.
Композиционные принципы великих мастеров вместе с другими принципами их художественного метода, неразрывно связанного с эстетическим идеалом, формировали стиль живописи той или другой эпохи. Композиция в реалистическом искусстве не подчинена каким бы то ни было раз навсегда открытым законам, правилам или нормам. Источником композиционной мысли становится действительность, жизненная группировка и сочетание фигур, природы, вещей. Композиции, утверждал Крамской, "нельзя научиться до тех пор, пока художник не научится наблюдать и сам замечать интересное и важное".
Однако правила и приемы, плодотворные для искусства одной эпохи, переставали быть таковыми для живописи другой, и если им все же следовали, то они превращались в антихудожественный штамп. Строго говоря, в пределах той широкой принципиальной общности, которая характеризует художественное мышление и видение эпохи, то есть ее стиль, каждый подлинный художник идет своим путем и отличается особенностями своего индивидуального стиля, а в пределах последнего - каждое отдельное его произведение отличается неповторимостью своей композиции. Еще в XVII веке в мировой живописи образовалось несколько стилистических направлений и соответствующих им форм композиционного мышления художников. Только в пределах европейской живописи того времени мы видим существенные отличия в понимании композиции художниками стиля барокко (Рубенс), классицизма (Пуссен) и реализма (Веласкес, Рембрандт). Живопись XIX века, особенно его второй половины, убедительно опровергла все старые, узаконенные академиями нормы композиции. С тех пор и до нашего времени реализм, жизненная правда определяют подход художника к композиции и дают нам единственно верный критерий для оценки художественности произведений.
В согласии
с нашей задачей анализа
Работа над
композицией начинается, как правило,
с выбора объекта изображения,
который по аналогии с
?????Пути возникновения
и формирования
Поскольку
задача композиции состоит в
раскрытии образного замысла
художника, то ее сюжет не может
быть нейтральным, в нем должно
быть заложено живописно-
Ван-Гог увидел в интерьере провинциального ночного кафе "место, где можно разориться, сойти с ума и совершить преступление" (илл. 13).