История ювелирной эмали

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 14:07, дипломная работа

Краткое описание

История развития русского эмальерного производства является неотъемлемой частью национальной художественной культуры, В русских эмалях X— XХвеков нашли отражение общие изменения почти тысячелетнего периода развитая русского искусства, глубоко национальный характер декора, многообразие художественных тенденций, талант и богатство художественного языка множества крупнейших мастеров.

Содержание

История ювелирной эмали...............................................................................................2
Фирма Овчинникова.........................................................................................................5
Виды эмали........................................................................................................................6
Расписная (живописная) эмаль........................................................................................6
Перегородчатая эмаль.......................................................................................................7
Эмаль по скани..................................................................................................................7
Выемчатая эмаль...............................................................................................................8
Эмаль по гравировке........................................................................................................8
Эмаль по гильошированному фону................................................................................8
Эмаль по литью.................................................................................................................8
Эмаль по рельефу..............................................................................................................9

Вложенные файлы: 1 файл

История ювелирной эмали.docx

— 35.53 Кб (Скачать файл)

Наивысшие достижения искусства  эмали рубежа ХIХ-ХХ веков все  исследователи единодушно связывают  с фирмой Фаберже и творчеством  ее выдающихся мастеров. Фирма была основана в Петербурге в 1842 году никому тогда не известным ювелиром Густавом Фаберже, предки которого приехали из Франции в Пярну еще в 1800 году. В 1870 голу фирма перешла к его  сыну Карлу (1846-1920) и была значительно  реконструирована. Используя новейшие технические достижения и лучшие традиции европейского ювелирного искусства, а также привлекая к работе талантливых ювелиров, имевших свои небольшие мастерские, Карл Фаберже  добился признания и известности  сначала в России, а затем в  Европе и Азии. Отделения фирмы  были открыты в Петербурге, Москве, Киеве, Одессе, Лондоне. Среди разнообразных  изделий фирмы наиболее высокую  оценку в настоящее время получили работы с эмалями. Чистота и гладкость  эмалевых поверхностей, глубина слоев  и тонов, вариации цветов в различных  слоях эмалей, использование эффектов свечения отдельных кристаллов эмали  или глубины пространства, просвечивающий сквозь эмаль тонко исполненный  гравированный или гильоширный  фон, изменение цветов эмали в  зависимости от угла зрения и преломления  света — таковы художественные приемы, которыми блестяще пользовались лучшие мастера фирмы в своих работах.

История развития русского эмальерного производства является неотъемлемой частью национальной художественной культуры, В русских эмалях X— XХвеков нашли отражение общие изменения почти тысячелетнего периода развитая русского искусства, глубоко национальный характер декора, многообразие художественных тенденций, талант и богатство художественного языка множества крупнейших мастеров.

 

 

Фирма Овчинникова

 

Ведущее место в эмалевом производстве занимала фирма Овчинникова, получившая особенно широкую известность  после выставки мануфактурных изделий  в Москве в 1865 году, где представленные этой фирмой предметы с эмалью получили высокую оценку экспертов, а владелец фирмы был награжден золотой  медалью.

Фабрика Овчинникова была основана в 1853 году. По сведениям 1873 года на фабрике работало около 175 рабочих, 70–90 учеников.

Успех фабрики Овчинникова  был неслучайным. Придавая большое  значение художественной и технической  подготовке рабочих, Овчинников первым из русских фабрикантов основал  при своей фабрике школу, в  которой получали специальное образование  одновременно свыше 130 человек. На Всероссийской  художественно-промышленной выставке школа при фабрике Овчинникова  была награждена дипломом второго разряда, соответствующим серебряной медали, причем особо были отмечены эмалевые работы учеников. Кроме специальной подготовки мастеров Овчинников привлекал к созданию рисунков для своих изделий квалифицированных художников, таких, как, например, академик Борников, который много времени уделял изучению орнаментов специально в их приложении к золотому и серебряному делу и рисунки которого немало способствовали успеху фирмы.

Овчинников наряду с другими  фабрикантами, такими, как Фаберже  и Хлебников, платил своим рисовальщикам  от 6 до 10 тысяч рублей в год, чтобы  иметь всегда новые оригинальные рисунки.

Эмалевые изделия принесли фирме Овчинникова заслуженную  славу. Выполненные самыми различными техническими приемами, они всегда отличаются особой тщательностью отделки  и монтировки, богатством эмалевой палитры. Больше всего применялся мастерами  этой фирмы широко распространенный в XVII веке прием наложения эмали  по сканому орнаменту. Солонки в  форме деревянных солониц, братины, ковши и стопы, коробочки, чарки, ложки украшались многоцветной эмалью, заполняющей густой орнамент лепестков, кружков, полос и завитков из сканого  жгутика.

Успешно применяли мастера  фирмы Овчинникова и такой  древний технический прием, как  перегородчатая эмаль, хорошо известный  мастерам Киевской Руси, но полностью  утраченный в годы татаро-монгольского нашествия. На выставке 1882 года фирма  экспонировала оклад евангелия, выполненный перегородчатой эмалью, по поводу которого современники отмечали, что Овчинникову принадлежит  «честь возобновления этого высокого художественного приема не только у  нас, но и в Европе».

 

 

Виды эмали

 

По своему составу эмаль является стекловидным твердым раствором глинозема, кремнезема и некоторых других окислов, обычно называемых «плавнями». Плавни отвечают за разные свойства, например за увеличение тугоплавкости, или напротив, легкоплавкости.

Эмали различаются не только по составу, но и по своим технологическим особенностям, которые влияют на подготовку основы под эмаль. По составу эмали подразделяют на прозрачные и глухие, то есть непрозрачные. Также эмали различаются и по технологии производства.

 

 

Расписная (живописная) эмаль

 

Расписная (живописная) эмаль  — техника художественного эмалирования, использующая живописный прием письма эмалями при помощи кисти. Тонкую пластину серебра, меди или сделанную из этих материалов объемную форму покрывают с двух сторон белой эмалью. На лицевой стороне эмалевой краской насыщенного цвета прописывают контур изображения и его детали, например лицо, волосы, складки одежды. Для нанесения контура рисунка применяют также способ перевода рисунка с бумаги, так называемый «припорох», когда контур изображения накалывается на бумажном листе и припорашивается сверху толченым углем или голландской сажей, которые, проходя через наколотые отверстия, образуют точечный контур. Затем его обводят эмалевой краской, подвергают обжигу и расписывают контурное изображение разноцветными эмалями, которые располагают одну рядом с другой, создавая из отдельных цветовых пятен эмали единую красочную гамму. Так как эмаль накладывается локальными фрагментами, то обжиг делают по 10-15 раз, учитывая разный уровень температуры плавления используемых эмалей. В расписной эмали используют цветные прозрачные и непрозрачные эмали. Применяют также бесцветную прозрачную эмаль (фондон), которой перед последним обжигом покрывают рисунок для предохранения росписи от повреждений.

В русской художественной эмали расписную эмаль стали применять в последней четверти 17 века. В этой технике работали мастера- эмальеры Оружейной Палаты Московского Кремля, а также Великого Устюга и Сольвычегодска. Сольвычегодские расписные эмали часто называли «Усольскими», так как старое название Сольвычегодска было Усольск.

 

 

Перегородчатая  эмаль

 

Перегородчатая эмаль — одна из самых сложных эмальерных техник по способу изготовления. Для ее изготовления берется тонкая металлическая пластина, на которой процарапывают, гравируют или прорезают насквозь контур будущего изображения. Затем по этому контуру напаивают тонкие металлические полоски, поставленные на ребро, получая изображение из разнообразных по форме и размеру ячеек. Каждую ячейку заполняют эмалью разного цвета до верхнего края перегородок и производят обжиг эмали. После этого эмаль шлифуют и полируют таким образом, чтобы эмаль и верх перегородок находились в одной плоскости. Полное, без углублений, заполнение эмалью ячеек является отличительным признаком перегородчатых эмалей. В итоге получают разноцветное изображение из эмали, сияющее наподобие драгоценных камней, с четким контурным рисунком из металлических линий. В технике перегородчатых эмалей металлическую пластину- основу и перегородки выполняют, как правило, из золота, серебра или меди.

Русские цветные перегородчатые эмали имеют богатую историю. Первое упоминание о перегородчатых и выемчатых эмалях встречается в Московской Ипатьевской Летописи 1175 года. Правда, в те времена все виды художественных эмалей имели другое название-«финифть». И только в 19 веке на смену термину «финифть» пришел другой термин- «эмаль». С тех пор сами драгоценные предметы роскоши, ювелирные изделия, украшенные художественными эмалями, стали именоваться «Эмалями».

 

 

Эмаль по скани

 

Эмаль по скани (филиграни) — разновидность техники перегородчатой эмали. В России она получила широкое распространение. На металлическую поверхность напаивают (выкладывают) растительный или геометрический орнамент из перевитой металлической (золотой, серебряной, медной) проволоки, которая образует ячейки. Каждую ячейку из сканой проволоки заполняют до краев эмалью разного цвета, которая после обжига оседает и оказывается ниже сканого орнамента. Вследствие этого эмаль по скани не полируют, чтобы не повредить рисунок из сканой проволоки. Отсутствие полировки и эмаль, лежащая ниже края сканых перегородок, являются главным отличием техники эмали по скани от классической техники перегородчатой эмали. В эмали по скани слой эмали очень тонок, так как высота сканого контура меньше, чем высота перегородок в перегородчатых эмалях. Иногда в эмали по скани для усиления декоративности в отдельные ячейки эмаль наплавляется в несколько приемов, так что в результате она лежит выше края сканой проволоки, создавая ощущение жемчужин или бусин. Для эмали по скани используют цветные прозрачные и непрозрачные эмали, а также фондон. Для усиления художественного звучания технику эмали по скани в русском искусстве с конца 17 века нередко сочетали с техникой расписных эмалей. В этом случае на эмали в сканых ячейках дополнительно живописным приемом прописывали изображения трав, цветов, зверей или жанровые сцены.

 

 

Выемчатая эмаль

 

Выемчатая эмаль — одна из древнейших эмальерных техник. На металлической пластине достаточной толщины глубоко вырезается (вынимается) сюжетное или орнаментальное изображение. Получившиеся при этом углубления заполняют прозрачной или непрозрачной эмалью и производят обжиг эмали. Если используют прозрачную эмаль, то ее после обжига шлифуют и полируют. В отличие от техники перегородчатой эмали, где изображение приподнято за счет перегородок над металлической пластиной- основой, в технике выемчатой эмали рисунок углублен в толщу металлической пластины. В технике выемчатой эмали известно несколько приемов для достижения художественного эффекта. Один из приемов заключается в том, что вырезанный на металле рисунок полностью покрывают вместе с пластиной цветной прозрачной эмалью. Другой — в том , что цветной непрозрачной эмалью заполняют только вырезанное изображение. Применяют также прием, когда металлическую пластину покрывают эмалью одного цвета, а углубление рисунка- эмалью других цветов. Выемчатые эмали делают на золоте, серебре, меди.

 

 

Эмаль по гравировке

 

Эмаль по гравировке (резьбе) является разновидностью техники выемчатой эмали. При этом цветная непрозрачная эмаль заполняет гравированный контур рисунка или цветная прозрачная эмаль сверху полностью покрывает как гравированное изображение, так и всю металлическую пластину. В результате под эмалью просвечивает и рисунок и металлический фон основы. Техника эмали по гравировке применяется на золоте, серебре, меди, латуни и бронзе.

 

 

Эмаль по гильошированному фону

 

Эмаль по гильошированному фону (эмаль по гильошировке, гильоширу, гильошированная эмаль) — это вариант техники эмали по гравировке (резьбе). Только в этом случае гравировка выполняется не вручную, а механическим способом, с помощью специального станка, который позволяет украшать металлическую поверхность геометрическим декором в виде лучей, полос, волнообразных линий, концентрических кругов, повторяющихся штрихов. В технике эмали по гильоширу используют исключительно прозрачные эмали самой широкой цветовой гаммы, в результате чего металлический фон и нанесенный на него узор просвечивают под эмалью. Эмали по гильоширу делают в основном на золоте или серебре, а с начала 20 века для недорогих изделий стали применять красную медь.

 

 

Эмаль по литью

 

Эмаль по литью — разновидность техники выемчатой эмали. Ее отличие заключается в том, что изображение получают не путем выборки металлического фона ручным способом, а путем его отливки вместе с металлической пластиной- основой. Затем углубление на пластине заполняют эмалью. В технике эмали по литью используются золото, серебро, медь и бронза. Если эмаль по литью делают по золоту и серебру, то употребляют прозрачную эмаль, если по меди и бронзе- то непрозрачную пастообразную.

 

 

Эмаль по рельефу

 

Эмаль по рельефу — техника, применяющаяся для художественного эмалирования по высокому рельефу, когда эмалевое покрытие повторяет форму металлического рельефного изображения, выступая как поливная глазурь. Это достигается тем, что цветная прозрачная эмаль, которой покрывают перед обжигом рельеф, в процессе обжига плавится и, ложась тонким просвечивающим слоем на высоких частях рельефа, стекает в его углубления, заполняя их более толстой и плотной по цвету массой. Это позволяет подчеркнуть рельефность изображения. В эмалях по рельефу металлической основой чаще всего служат медь и бронза, иногда используют золото и серебро.

 


Информация о работе История ювелирной эмали