Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 00:18, доклад
Храмы на Руси всегда были средоточием духовных и культурных ценностей, много впитали в себя за столетия своего существования. Роль храма как видимого, материального воплощения таинственного, надвременного и надпространственного единения Бога с людьми воспринимались всеми православными как самое необходимое условие спасения души, без которого нет полноценной жизни на земле. Множество храмов стояло на старооскольской земле за века существования города.
В конце 19 века в городе и пригородных слободах было 11 каменных храмов и 1 собор – Богоявленский. До наших дней сохранились и действуют церкви бывших пригородных слобод, в настоящее время вошедшие в городскую черту.
Введение. Цель написания работы 3
Историография вопроса 4
История исчезнувших храмов 5
4. «Красота спасет мир» 8
5. Список использованной литературы
Анатолий Павлович Никулов рассказал нам, что каменный этот храм был построен в 1894г. Ранее на этом месте стояла деревянная Космодемьяновская церковь. Поэтому один из престолов был освящен в честь бессеребреников Космы и Дамиана. Главный престол был посвящен Покрову Пресвятой Богородицы, потому что с постройкой храма была упразднена другая Покровская церковь, находившаяся в Ездоцкой слободе. Прихожане, опасаясь лишиться покровительства Божьей матери, посвятили ей новый храм. Говорят, что поначалу церковь не отличалась богатством: из трех иконостасов позолочен был только один. Со временем храм все более украшался. Один из самых существенных вкладов в благоукрашение церкви внес купец, а потом и городской голова С.Я. Мешков. Именно о нем говорит надпись на мраморных обломках. Мраморным в этом храме был не только иконостас, но и жертвенник, а полы перед иконостасом были выложены мозаикой.
Надо добавить, что именно в этом храме молился священномученик Онуфрий, который квартировал неподалеку от него на улице Пролетарской. Старооскольский епископ Онуфрий был расстрелян в 1938г. В нашей гимназии есть музей во его имя. Последний настоятель Покровского храма протоиерей Иванов Василий Михайлович скончался в Валуйской тюрьме в том же году.
Кому понадобилось разрушать эту красоту? Как красива была бы улица Ленина, если бы на ней стояли эти храмы. Целых шесть храмов на довольно небольшом пространстве! Мы упоминали уже, что сравнение фотографий старого Старого Оскола и новостроек поразило нас. На месте уютных зеленых дворов, на месте величественных храмов плоские многоэтажные бетонные коробки. Как бесконечно жаль.
Игорь Курляндский, старший
выгодно дистанцироваться от непопулярных антицерковных акций. Никаких директивных, погромных, централизованных и всеобщих указаний, даже секретных, при такой политике не требовалось. Достаточно было развязать руки товарищам на местах. Инициаторами гонений при таком подходе становились не только и не столько местные ЧК, но и практически все органы советской власти, а также направляющие их деятельность партийные органы». ( «К истории мнимого поворота Сталина к религии и православной церкви» - www.rodon.orq/reliq).
Наверно, с этой точкой зрения
надо согласиться. Мелентьев Р.
Вот и все, что мне стало известно о храмах, разрушенных большевиками в 1930-е годы. Среди краеведов нет однозначного мнения о точных датах разрушения каждого храма, о том, как относились жители к содеянному, куда делось церковное имущество. Краеведы говорят, что такие сведения можно было бы узнать в архивах НКВД, но многие городские архивы погибли во время войны.
Тем не менее, работа по этой
теме дала мне много и в
смысле встреч со многими
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Колесникова Л.И Православное церковное зодчество Белгородской области. Книга 1-я. Белгород, 1997г., издатель «Белгородско-Старооскольская епархия»
Мелентьев Р.И. Городок провинциальный. (Записки старожила). Старый Оскол 2005, изд-во «Провинциальный город»
Никулов А.П. Старый Оскол.(Историческое исследование Оскольского края). – Курск. ГУИПП «Курск».1997
Курляндский И. К истории мнимого поворота Сталина к религии и православной церкви (www.rodon.orq/reliq)
Яшина О.Н. История Русской православной церкви. М.:2007
Карташов А.В.Очерки по истории Русской Церкви. М.: 1993
ПРИЛОЖЕНИЕ