Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 16:32, практическая работа
Русские художники, как и зарубежные, тоже часто обращались в своем творчестве к Библейским сюжетам. Но в отличие от европейских живописцев, источником их вдохновения стал Новый Завет. И это не случайно. Большинство художников относились к вере с гуманистических позиций. Их интересовали духовные и нравственные основы христианской веры. В сюжетах Нового Завета они искали и находили общечеловеческие темы - выбор жизненного пути, предательство, отношения между людьми и между человеком и обществом, верность идее (смерть за идею), грех, самопожертвование.
Но более всего художников интересует образ самого Христа. Впервые в истории мирового изобразительного искусства русские художники подошли к трактовке образа Христа не как Бога, но как человека.
Картины русских художников
на евангельские сюжеты
Русские художники, как и зарубежные, тоже
часто обращались в своем творчестве к
Библейским сюжетам. Но в отличие от европейских
живописцев, источником их вдохновения
стал Новый Завет. И это не случайно. Большинство
художников относились к вере с гуманистических
позиций. Их интересовали духовные и нравственные
основы христианской веры. В сюжетах Нового
Завета они искали и находили общечеловеческие темы - выбор
жизненного пути, предательство, отношения
между людьми и между человеком и обществом,
верность идее (смерть за идею), грех, самопожертвование.
Но более всего художников интересует образ самого Христа. Впервые в истории мирового изобразительного искусства русские художники подошли к трактовке образа Христа не как Бога, но как человека.
Из всего
Евангелия русскими художниками были
выбраны такие сюжеты, в которых совершенно
растворяется божественное, нереальное
и ярче всего проявляется обыкновенный
человеческий характер.
Религиозная тема приобрела в творчестве передовых русских художников значение своеобразной формы выражения их мыслей и представлений о современной им действительности, о современном человеке. Обращение к религиозной теме позволяло сосредоточиться на вопросах морали, сквозь призму которых современное им поколение решало важнейшие социальные проблемы своей эпохи.
Обращаясь к Евангельским сюжетам, русские художники XIX века старались найти ответ на вопрос «Что же такое истина»?
Одним из художников XIX века, обращавшихся к Евангельским сюжетам, был
Иван Николаевич Крамской
«Христос в пустыне» (1837 – 1887)
«Под влиянием ряда впечатлений у меня осело очень тяжелое ощущение от жизни. Я вижу ясно, - писал Крамской, - что есть один момент в жизни каждого человека, мало-мальски созданного по образу и подобию Божию, когда на него находит раздумье – пойти ли направо или налево, взять ли за господа бога рубль или не уступать ни шагу злу. И вот у меня является страшная потребность рассказать другим то, что я думаю. Но как рассказать? Чем, каким способом я могу быть понят? И вот я, однажды, когда особенно был этим занят, вдруг увидал фигуру, сидящую в глубоком раздумье. ...Кто это был? Христос ли это? Не знаю. Но все же я догадывался, что это такого рода характер, который, имея силу все сокрушить, одаренный талантами покорить себе весь мир, решается не сделать того, куда влекут его животные наклонности. И я был уверен, что, что бы он ни решил, он не может упасть. Мне показалось, что это всего лучше подходит к тому, что мне хотелось рассказать».
В образе Христа художник показал одинокого человека, «исполненного тяжких раздумий: идти к людям, учить их, страдать и погибнуть, или поддаться искушению и отступить…» Главное на картине – лицо Христа. Но оно передает не только страдание, но вопреки всему выражает невероятную силу воли и готовность сделать первый шаг на каменистом пути, ведущем к Голгофе.
Картина вызвала чрезвычайный интерес и бурные споры. Реакционная печать обвинила художника в полном искажении образа Христа, и даже в атеизме. В защиту картины выступили те, кто понимал христианство как нравственно-философское учение, а личность Христа - как пример высокого нравственного идеала. Л.Н. Толстой в своей переписке с П.М. Третьяковым утверждал, что Христос Крамского «это лучший Христос, которого я знаю».
Почему картина волнует сегодня? Потому что и сегодня жизнь ставит человека перед выбором жизненного пути и поиском смысла жизни.
Христос знал, когда и как
закончится его земная жизнь, в чем
заключается смысл его
«Мне кажется, что искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит. В жизни так много горя, так много пошлости и грязи, что если искусство тебя будет сплошь обдавать ужасами да злодействами, то уже жить станет слишком тяжело».
Эти слова великого русского художника Василия Дмитриевича Поленова (1844 – 1927) являются ключом к пониманию его творчества.
Поленов, как художник, тонко чувствовавший свое время, видел многие недостатки современного ему общества и считал, что именно искусство способно изменить мир к лучшему, способно показать обществу тот духовно-нравственный идеал, к которому нужно стремиться.
Сюжет,
взятый из Евангелия от Иоанна, лег в основу
величайшего полотна
«Христос и грешница».
Картина была
представлена на передвижной выставке
в 1887 году.
В левой части картины мы видим Христа, спокойно сидящего на нижней ступени Храма. Рядом – народ, внимательно слушающий его проповедь.
Мудрости и спокойствию,
царящему рядом с Христом, резко противопоставлена
злоба и напряжение толпы.
Негодующее и безжалостное
выражение лица первого книжника, требующего
сурового наказания для блудницы, и ехидно-насмешливое
выражение лица книжника, стоящего за
ним, говорят об истинной причине, приведшей
их к Христу. Книжникам важно не само наказание,
а то, какое решение примет Христос. Они
пришли «искушать Его, чтобы найти что-нибудь
к обвинению Его», чтобы обличить его в
нарушении закона, данного Богом пророку
Моисею.
Ответ Христа поразил
всех: «Кто сам без греха, пусть первым
бросит в нее камень».
«И разошлась
притихшая толпа, впервые задумавшись
об истинной правде и справедливости»
(С. Винокурова). Почему? Потому что ответ
Христа заставляет каждого человека заглянуть
в свою душу и признаться самому себе в
совершенных грехах...
В этой картине Поленов затронул очень важную проблему отношения человека к человеку. Эта проблема остро стоит в наше время, когда отношения между людьми все больше строятся на основе материальной выгоды, нежели на любви и взаимопонимании.
ПОИСК ИСТИНЫ В ЖИВОПИСИ Н.Н.
ГЕ
Одним из ярчайших художников
XIX века, вставших на путь «проповедника
духовной красоты», был
Николай Николаевич Ге (1831 - 1894).
До конца жизни его вдохновляла надежда на то, что с помощью искусства человек может прозреть, а мир – исправиться. Эта надежда привела художника к евангельскому искусству.
Однако евангельская живопись Ге не имела ничего общего с традиционным религиозным искусством. В сознании художника евангельские сюжеты и истины приобретали общечеловеческий характер, а потому лишались узко религиозной направленности.
Ге значительное время проводил за чтением Евангелия, стремясь обнажить его скрытый, «истинный» смысл. «В этой книге есть все, что нужно человеку» - любил говорить он.
По мере того, как
он открывал для себя евангельские истины,
Христос в сознании художника превращался
в человека – страдальца. По словам
А.Н. Бенуа(известный живописец, искусствовед,
яркий представитель худ. объединения
«Мир искусства») Ге видел Христа «скорее каким-то упрямым
проповедником человеческой нравственности,
погибающим от рук дурных людей и подающим
людям пример, как страдать и умирать,
нежели пророком и богом».
Тайная вечеря(1863)
Первой в ряду картин
на евангельские сюжеты была «Тайная вечеря».
Художник выбрал сюжет, к которому обращались
многие мастера прошлого(Леонардо Да Винчи), но истолковал
его совершенно иначе, чем это было принято
в религиозном искусстве.
Главным событием Тайной вечери церковь считает установление Таинства ЕвхарИстии (т.е причастия) момент же ухода Иуды является чем-то второстепенным и не особо значительным. Однако вместо трапезы Ге изобразил момент разрыва Иуды с Христом.
Не смотря на то, что Христос помещен в левой части композиции, он воспринимается как главное действующее лицо. В его бездействии и молчании чувствуется покорность судьбе и решимость пойти на жертву. Переживания юного Иоанна, перед которым раскрылась пугающая глубина морального падения человека, усиливают великую печаль Иисуса.
Образ Иуды у Ге лишен одноплановости. Зло бесконечно многообразно, противоречиво и сложно. В представлении Ге Иуда – это антипод общечеловеческой идеи добра, отождествляемой с именем Христа. Но в тоже время Иуде ведомы моральные сомнения. Он покидает товарищей под грузом колебаний, его шаг замедлился, но он как будто уже не в силах остановиться. Из мелкого ничтожного предателя Иуда у Ге превратился в вероотступника, изменившего прекрасной идее любви к людям.
В России картина впервые появилась на выставке в Петербурге в 1863 году. Против нее выступили церковные власти. Картина не понравилась и Ф.М. Достоевскому из-за того, что Ге допустил произвольное истолкование источника. «Если следовать буквальному тексту Евангелия, - заявлял Достоевский, - то основным содержанием Тайной вечери являлось установление евхаристии. Конечно, ничего похожего нельзя найти в картине Ге».
Несмотря на подобные отзывы, картина была воспринята как необычайно злободневная и новаторская. Салтыков-Щедрин открыто заявлял, что для него картина Ге значительна тем, что мысли, вызванные ею, имеют современное звучание, что истории свойственно повторяться и ее уроки должны быть учтены.
Имеет ли эта картина такое же актуальное значение в наши дни? Безусловно, потому что в ней поднята вечная тема общечеловеческой морали. Картина заставляет поставить себя на место Иуды, на место Христа и оценить последствия такого безнравственного поступка, как предательство.
В 1889 – 1890 годы Ге создает полотно «Что
есть истина?»
или «Христос перед Пилатом».
Измученный Христос стоит перед Понтием Пилатом, римским правителем Иудеи. Он угрюм и сосредоточен. Только что прозвучал ответ Христа: «Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине». Пилат усмехается в ответ. С торжеством победителя прокуратор спрашивает Христа: «Что есть истина?». Неужели этот оборванный нищий, стоящий на пороге лютой казни, может дать ответ? А Тот, буквально вжатый в стену этим властным напором, хранит молчание. На Нем грязные лохмотья, волосы всклокочены, вид Его весьма жалок. Но у зрителя, не создается впечатления, что правда на стороне Пилата.
Картина не была понята зрителем, художника обвинили в том, что образ Христа не только написан им без всякого намека на Божественную природу, но даже лишен какого-либо человеческого героизма.
Картина эта нашла отклик в сердцах много позже. В наше время картина Ге «Что есть истина?» актуальна. Пилат уверен, что истина – это он, т.е. те законы Великой Римской Империи, которую он олицетворяет. Мы видим его самоуверенность во всем – в позе, в жесте, в одеянии, в выражении лица. Ослепленный самоуверенностью, Пилат даже не подозревает, насколько он в своем величии слаб и ничтожен по сравнению с этим измученным, униженным, нищим человеком – Христом. Сила Христа ни в славе, ни в богатстве, ни во власти, сила Христа – в истине! Он один знает, что есть истина. Поэтому он спокоен, поэтому он силен, поэтому он не боится смерти.
Важный психологический момент найден Ге в этой картине. Он сумел показать превосходство духовно-нравственной силы человека над физической. Именно это делает картину Ге «Что есть истина?» актуальной в наше время, в современном обществе, которое все больше склоняется к тому, что смысл жизни человека – в удовлетворении своих физических и материальных потребностей и забывает об истинных человеческих ценностях, таких как любовь, прощение, самоотверженность…
Последней
работой Ге стала картина «Распятие»
Интересны мотивы, которые двигали
Ге при написании картины. Они изложены
в письме к Л. Толстому: « Я долго думал,
зачем нужно распятие...— для возбуждения
жалости, сострадания оно не нужно... распятие
нужно, чтобы сознать и почувствовать,
что Христос умер за меня... Я сотрясу их
мозги страданиями Христа, я заставлю
их рыдать, а не умиляться!..»
Ге начал работу над картиной в 1884 году.
Прежде чем появился
окончательный вариант картины, Ге потребовалось
10 лет! За эти годы он переписал «Распятие»
12 раз. Первые варианты «Распятия» зрелищны
- ужасная казнь. Потрясти зрителя должна
была не идея — сам факт. Ге отверг эти
варианты. Признался: смысла распятия
он пока не понял.
«Я пишу Распятие так. Три креста, один
разбойник в бесчувствии, это тот, который
ругался, затем Христос в последние минуты
жизни, умирающий, и третья фигура разбойника,
который пожалел Христа. Он сделал большое
усилие, чтобы видеть Христа, и, видя его
страдания, забыл свое и плачет, смотря
на умирающего...»
С каждым новым вариантом картины Разбойник, «который ругался», все меньше интересует Ге, в конце концов, он поймет, что и вовсе без него обойдется, срежет его с полотна вместе с полоской холста, чтобы не мешал, не отвлекал зрителя от главного.
Ге говорил о том, что нужно успеть с прозрением раньше, чем за минуту до смерти. В душе он надеялся, что сотни «разбойников» подвинутся к прозрению, увидев его картину.
Последние произведения Ге вызвали не просто споры и нападки, они воспринимались как скандал. «Разве так можно?» - вопрошал зритель. «Не богохульство ли это?» - возмущалась критика. Картина «Распятие» была снята с выставки и переправлена в Лондон.
Сам художник считал
«Распятие» самой большой своей удачей
в жизни. А Лев Толстой
говорил, что это первое «Распятие» в мире
и что Ге – единственный художник, который
способен выразить евангельские истины.
Такого Христа, как у Ге, русское искусство
не знало.
Не идеализированный,
а близкий и понятный каждому человеку
образ Христа на этих картинах заставляет
задуматься об истинном смысле пребывания
человека на земле, о силе человеческих
страданий, о возможности безграничной
любви к ближнему, ко всему человечеству.
Информация о работе Картины русских художников на Евангельские сюжеты