Каслинское литье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 19:41, контрольная работа

Краткое описание

Каслинский чугуноплавильный и железоделательный завод был основан в 1747 году тульским купцом Я. Коробковым на Южном Урале в районе озер Иртяш и Касли. Через пять лет предприятие перекупил Н. Н. Демидов. При нем завод выпускал пушки, ядра и знаменитое промышленное железо с маркой "два соболя", которое экспортировалось в Западную Европу.
В 1809 году племянник Н. Н. Демидова Петр продал завод вольскому купцу Л. Расторгуеву. Предприятие, наряду со своей основной продукцией — промышленной сталью и чугуном, начало осваивать выпуск посуды и бытового литья из чугуна. Это было обусловлено запросами все увеличивающегося населения городов.

Вложенные файлы: 1 файл

Каслинское литьё.doc

— 105.00 Кб (Скачать файл)

Однако в  середине XIX века массовое производство художественных изделий приобщало широкие слои русского общества к искусству.

Повышенный  интерес к тем или иным историческим стилям, использование характерных  для них форм и деталей, привел к возможности сочетать в одном предмете различные стилистические мотивы и приемы. Мастера в последнюю очередь интересовались органической компоновкой изображения и предмета. Основным критерием стало тщательное воспроизведение популярных сюжетов.

Большинство художников Каслинского завода были выпускниками Академии Художеств. В то время преподавание велось с ретроспективных позиций, что еще больше содействовало смешению стилей в работах мастеров.

Развитие каслинского  художественного металла шло  параллельно с формированием «национального стиля» в русском искусстве. Русская тематика воплощалась через сюжет, своеобразие облика предмета, форм, декора и технологии. Становление «национального стиля» было непосредственно связано с проблемой национальной самобытности русской художественной культуры.

Для первых десятилетий 2 пол. XIX века отличительным признаком стиля становится интерес художников не столько к самому образу, сколько к средствам, с помощью которых он создавался. Таковыми являлись орнамент, детали декора и даже фактуры «фольклорных» материалов. Стиль во многом носил аппликационный характер.

В 1860–70 гг. в  истории неорусского стиля произошел  расцвет «демократического» направления. Уточняется понятие «национального». Художники обращаются к основам народного искусства, к русской природе. Именно в этом мастера находят искомый социальный, а вместе с ним и эстетический идеалы. Потребность культуры в национальном образе содействовала появлению в скульптуре малых форм бытового жанра. Художники от визуального восприятия пришли к цельному народному образу. Проблема «национального стиля», бывшая еще недавно уделом зодчих, становится предметом внимания художников-прикладников.

В конце XIX —  нач. XX вв. эклектичный принцип в  трактовке образа сменяется принципом  стилизации. Эти новые тенденции знаменовали собой приход нового мышления, нового стиля — модерна.

В изделиях Каслинского  завода не все импонирует вкусам зрителя наших дней, потому как современная эстетика в значительной мере отличается от художественных вкусов XIX века. Художники, работавшие над созданием чугунной пластики, были типичными представителями прикладного искусства своей эпохи; в их творчестве в равной степени получили отражение ее особенности, достоинства и недостатки. Но талант, высокое профессиональное мастерство и трудолюбие позволили каслинским мастерам занять достойное место в истории русского прикладного искусства второй половины XIX века.

 

Список использованной литературы:

 

  1. Бартенев И. А., Батажкова В. Н. Русский интерьер XIX в. — Л., 1984.
  2. Бартенев И. А., Батажкова В. Н. Русский интерьер XVIII–XIX вв. — Л., 1977.
  3. Бартенев И. А., Батажкова В. Н. Очерки истории архитектурных стилей. — М., 1986.
  4. Бирюкова Н. Ю. Историзм в России. — СПб., 1996.
  5. Елфимов Ю. Н. Каслинские мастера. — Ч., 1979.
  6. Кириченко Е. И. Архитектурные теории XIX в. в России. — М., 1986.
  7. Кириченко Е. И. Русский интерьер 30–60-х годов 19 столетия. — М., 1988.
  8. Лисовский В. Г. Национальные традиции в русской архитектуре XIX — начала XX века. — Л., 1988.
  9. Мезенин Н. А. Урал на всемирных выставках. — Ч., 1982.
  10. Павловский Б. В. Касли. — Свердловск, 1957.
  11. Павловский Б. В. Каслинский чугунный павильон. — М., 1989.
  12. Пешкова И. М. Искусство каслинских мастеров (в 2-х книгах). — М., 1984.
  13. Разина Т. М. Русские художественные промыслы XIX–XX вв. — М., 1965.
  14. Разина Т. М. Русские художественные промыслы XIX–XX вв. и город. Социальные основы искусства., — М., 1984.
  15. Смирнов В. И. Чугунное литье мастеров Урала. — М., 1954.
  16. Уханова И. Н. Художественное убранство русского интерьера XIX века. — Л., 1986.
  17. Каслинское художественное литье. Выставка из частной коллекции С. Деева. Каталог. — Ч., 1993.
  18. Культура и искусство России XIX в. Сб. статей. — Л., 1985.
  19. «Национальный стиль» в русском искусстве XIX — нач. XX в. Под ред. Долгих Е. В. Каталог. — Ч., 1993.
  20. Русское декоративное искусство. Под ред. Леонова А. И. Т. 2–3. — М., 1962–65.
  21. Стиль и эпоха в декоративном искусстве 1820–90 годов. Под ред.



Информация о работе Каслинское литье