Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2015 в 19:52, дипломная работа
Актуальность данной работы обусловлена интересом к белорусской культуре и ее истории. Это одно из ярких подтверждений естественного влечения к красоте и художественному творчеству. Возникшее первоначально из потребностей и запросов быта, оно развивалось и совершенствовалось наполняя пространство своими красками и узорами.
Введение
Глава 1. Традиции плетения
1.1. История лозоплетения в Беларуси
1.2. Традиционное спиральное плетения
1.3. Современные представители спирального плетения
Глава 2. Современное видение традиционного спирального плетения
2.1.Образное решение коллекции
2.2.Подготовка лозы и ленты
2.3.Подготовка соломы
2.4.Поэтапное выполнение работы
Заключение
Список литературы
2.2.Подготовка лозы и ленты
Заготавливаю прут с лета
и до начала сокодвижения весной мастера
ходят вдоль рек и озер в поисках лозы.
Лоза, собранная весной и осенью,
отличается по цвету: осенняя лоза имеет
приятный коричневый оттенок, а весенняя
так и остается белой. Если лоза была собрана
зимой, то ее приходится еще и варить, чтобы
кора лучше снималась.[http://www.dudutki.
Расщепление прутьев.
Перед расщепкой прутья вымачиваю и расщепляют колунками на 3–4 части.
Для этого прут берут в левую руку, а правой нажимают колунок и ровно ведут его вниз. Если колунок отклоняется, его выпрямляют. Расщепленные части прутьев называются шинами.
Если прутья или палки расщепляют на две части, то получают пластины.
Строгание прутьев на лента-глянец. Ленты строгаю из вымоченных в воде шин. Шины кладу с левой стороны вершинными концами к себе. Левой рукой беру вершинный конец шины и вставляют в шов между ножом и дощечкой так, чтобы выстругиваемая поверхность шины касалась острия ножа, а правой рукой тянут шину к себе. Шину при протяжке слегка прижимают сверху указательным пальцем левой руки (на палец, чтоб его не поранить, надевают небольшой кусочек кожи с разрезом.
Для получения ленты
толщиной 0,3–0,5 мм шину нужно иногда
протянуть через шоф несколько
раз. Полученную ленту затем
2.3. Подготовка соломы
Для плетения используется солома хлебных злаков — рожь, пшеница, ячмень, овес, гибридные сорта, а также солома дикорастущих злаков.
Собранную солому связывают
в пучки-снопики и сушат в
подвешенном состоянии или
Для сохранения природного оттенка солому сушат в хорошо проветриваемом помещении, в которое не попадают прямые солнечные лучи.
После просушки солому надо почистить, зачистить и отсортировать.
Полученные отрезки соломенного стебля сортируют по длине и толщине.
Ячменная солома несколько толще ржаной и используется для плетения шляп и других изделий.
Пшеничная солома менее прочная и светлее ржаной, но более эластичная. Междоузлия ее короче и сбежистее. Используется для тонких работ и изготовления мелких узорчатых плетенок (косичек).
Овсяная солома бледно-золотистого цвета, шелковистая, эластичная, удобная в работе. Ее междоузлия короткие, сбежистость значительная.
2.4. Поэтапное выполнение работы
Для плетения необходимы следующие инструменты: нож, ножницы, кочедык, воронка или направляющая трубка, емкость для замачивания соломы, льняная или пеньковая бечевка.
Солому для спирального плетения можно не разрезать на коленца, а использовать целиком. Замочить солому. Взять 10—15 соломин, уровнять концы и пропустить их через воронку направляющей трубки. Диаметр узкого конца воронки формирует толщину жгута по всей длине от начала до конца изделия.
Обмотать начало жгута лентой. Один конец жгутазаправить во внутрь воронки.
Вытянуть пучёк соломы на 10 см, из воронки одновременно проворачивая воронку от себя на несколько оборотов.
Полученный жгут надо обмотать лентой. Расстояние между перетяжками ленты соответствует толщине жгута.
Выполнить первый виток лентой глянец, обкручивая жгут соломы.
Второй виток крепится к первому очередной перетяжкой, которая с помощью кочедыка проходит через перетяжку первого витка. Так каждый последующий виток крепится к предыдущему путем переплетения перетяжек лентой .
При расширении плетения расстояние между перетяжками увеличивается, нарушается общий ритмический строй, поэтому на каждом витке надо увеличивать количество перетяжек, стараясь сохранять одинаковое расстояние между ними. В процессе плетения необходимо следить за тем, чтобы жгут имел одинаковый диаметр, для этого в направляющую воронку надо постоянно подкладывать новые соломины.
Завершая плетение на последнем витке, толщину жгута постепенно уменьшают, подрезая его концы, входящие в воронку. Тонкий конец жгута закрепляется перетяжкой, для красоты и прочности последний виток обвивается перетяжками, плотно уложенными между собой, образуя кромку. Конец бечевки завязывается узлом и заправляется внутрь жгута с помощью кочедыка.
Для скрепления соломенных жгутов можно использовать корни хвойных деревьев, бересту, расщепленную лозу. Эти материалы предварительно замачивают и разрезают на ленты одинаковой ширины.
Обладая мастерством и фантазией, можно создать изделие в технике спирального плетения по форме любой степени сложности. [Соломенных дел мастера витебщины]
Заключение
Плетение – это частичка души мастера традиции и культура народа. Передача и сохранения духа традиций и наследие предков. Ответственная и почетная задача мастера этого древнего искусства. Наделенная полетом фантазии автора.
Прежде чем приступать к работе мне пришлось многому научиться, перенять опыт мастеров, традиции. Узнать о материале, с которым мне придется работать, научиться заготавливать и обрабатывать его. Выучить виды плетения, овладеть обращением с инструментами и приспособлениями.
Целью дипломной работы было: выполнение коллекции работ в технике спирального плетения под влиянием рождения дочки и выполненной в народных традициях. Я думаю, что поставлена мною цель достигнута. А создание коллекции продемонстрировало огромные возможности данного вида плетения, а также богатую культуру и традиции белорусского народа.
Список литературы.
ISBN 978-985-90097-5-4