Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 21:17, реферат
Творческая деятельность человека развивается в двух различных
направлениях, выражая, с одной стороны, стремление отразить в рисунке,
скульптуре или цвете некоторые объекты и явления окружающего мира:
людей, животных, события, с другой − стремление к созданию форм, не
существующих в природе, творимых воображением и фантазией людей.
Круг, квадрат, треугольник, шар, цилиндр, конус и другие простые
формы человек повседневно наблюдал в природе: круглая луна,
шарообразное яблоко, конусообразные полевые цветы и т. п. Все эти
формы используются при изготовлении различных предметов. Так
возникает проблема сочетания простых форм – проблема композиции.
Планировочный характер глубинного пространства выявляется также
за счет его разного членения по горизонтальной плоскости. Выделяются
три основных вида такого членения: по глубине, ширине и свободное
членение − в разных координатных направлениях. Каждый такой вид
определяет свой характер построения глубинно-пространственной
композиции. Первый
− раскрытие в ней
различное расположение по глубине (приближение или удаление). Второй
− образование продольных осей − «нефов». Третий − формирование так
называемого перетекающего пространства, в котором отдельные зоны
располагаются свободно, проникая друг в друга. Часто планировка
основывается на совмещении разных видов.
Если учесть возможность
изменения геометрии
то можно говорить о крайнем разнообразии и множественности вариантов
планировочных построений глубинно-пространственных композиций.
Главная композиционная задача здесь заключается в том, чтобы эти
построения приобрели свой четкий, ярко выраженный пластический
характер.
Для выявления глубины пространства часто недостаточно
подчеркивания начальной и конечной его границ. Требуются
промежуточные членения пространственно ограничивающих плоскостей в
виде вертикальных выступов − «пилястр» или «кулис» с интервалами
между ними, причем в таком количестве и размере, при которых
обеспечивается их четкий отсчет в пространстве. Преувеличение или
преуменьшение количества и размеров этих членений ведет к нарушению
композиции, целостности глубинного пространства или, наоборот, к
проявлению его монотонности. Наиболее успешно проблема решается при
выявлении передних, средних и задних планов композиции.
Глубина, выраженная перспективой, может быть зрительно изменена
за счет искусственного понижения и повышения, а также наклона и
поворота плоскостей в сторону линии горизонта или перспективной точки
схода. В той же
степени она зрительно
помощью искусственного сокращения или расширения интервалов между
уходящими в перспективу элементами.
С учетом решения тех или иных художественных задач внутреннее
пространство, подобно внешнему объему, может быть подвергнуто
необходимой графическо-пластической моделировке. Проводится эта
моделировка за счет использования разных композиционных средств −
членения и фактурно-рельефной обработки плоскостей, использования на
них тона, надписей и знаков. Изменения могут касаться разных
координатных параметров пространства − его «верха» и «низа», боковых12
плоскостей. Использование средств построения композиции подчинено
решению часто противоположных по значению задач, например,
понижения и повышения пространства, его расширения и сужения и др.
Сложные задачи, естественно, требуют совмещения средств, построения
более сложной пространственной композиции.
Не существует каких бы то ни было готовых рецептов и обязательных
правил в использовании
закономерностей и средств
Изучение законов композиции само по себе, бесспорно, не может
заменить живого творчества, творческой интуиции. Вместе с тем знание
этих законов дает ту профессиональную подготовку, без которой
невозможна профессиональная работа.
Умение рисовать даже самые сложные промышленные изделия ни в
коем случае не равнозначно знанию художественно конструкторской
грамоты. Необходимо знать закономерности, согласно которым строится
композиция любого изделия.