Концерт – как одна из форм художественных зрелищ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 14:41, контрольная работа

Краткое описание

Своими корнями эстрада уходит в далекое прошлое, прослеживаясь в искусстве Египта, Греции. Элементы эстрады присутствовали в представлениях странствующих - скоморохов (Россия), шпильманов (Германия), жонглеров (Франция) и так далее. Трубадурское движение во Франции (конец XI в.) выступило носителем новой общественной идеи. Его особенностью было написание музыки под заказ, жанровое разнообразие песен от сюжетов любовной лирики до воспевания боевых подвигов военноначальников. Распространяли музыкальное творчество наемные певцы и бродячие артисты.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………
1. Номер - ведущий из компонентов эстрадного искусства…………………..
2. Классификация эстрадных номеров
в соответствии с родовыми жанрами эстрады……………………………….
3. Жанры эстрадного искусства………………………………………………..
4. Концерт – как одна из форм художественных зрелищ……………………
5. Театрализованный концерт ………………………………………………..
Список использованной литературы…………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

концерт мой.docx

— 56.12 Кб (Скачать файл)

Жанры видовой группы "оригинальных номеров": эксцентрика, фокусы, буффонада, игра на необычных музыкальных инструментах, звукоподражание, лубок, тантаморески, акробатика, цирковые номера, спортивные номера.

Вовлечение зрителей в  непосредственное действие театрализованного  представления – одна из специфических  особенностей этого рода искусства. Поэтому именно здесь имеет большое  распространение игровой номер  в его различных жанровых формах (относящийся либо к смешанным, либо к "оригинальным" номерам).

К группе музыкальных номеров  мы относим прежде всего концертный музыкальный номер. Завершенность  его обусловлена самой музыкальной  формой. Если же в качестве номера берется  отрывок из большого произведения, то он должен быть относительно законченным, производящим целостное впечатление. Главным музыкальным жанром является песня: народная, лирическая, эстрадная, городской романс, цыганский романс, музыкальный фельетон.

Любимый народом жанр музыкального номера – частушка. Ее особенности  – злободневность, предельная краткость, выразительность формы и емкость  содержания. Частушка, создаваемая  на конкретном материале, является незаменимым  по оперативности жанром. Речь в  частушке всегда звучит индивидуализировано, художественно оправданно, как речь определенного человека или как  говор, свойственный конкретному району, области, краю.

Лаконично выраженному содержанию в частушке соответствует четкая композиция, определяемая формой, структурой четверостишья. Одна из характерных  особенностей этой формы – органическое сочетание разговорной интонации  с музыкальной структурой. А в  целом частушечный номер строится как завершенный внутри себя действенный элемент программы.

При пении четырехстрочечная  частушечная строфа подразделяется на две полустрофы с глубокой паузой в середине. Пауза готовит к  новому, обычно неожиданному повороту, разрешению "заявленной" в начале темы. Как правило, первое двустишие играет роль зачина, в нем дается как бы завязка лирического повествования; второе двустишие – концовка: разработка темы и заключительный вывод. Именно такое драматургическое строение частушки и делает ее чрезвычайно выразительным, действенным жанром, легко воспринимаемым слушателями.

Большой силой эмоционального воздействия обладают частушки с  "оговорками".

 

Жанры эстрадного искусства.

Своими корнями, эстрада  уходит в далёкое прошлое, прослеживающееся в искусстве Египта, Греции, Рима. Её элементы присутствуют в представлениях странствующих комедиантов-скоморохов (Россия), шпильманов (Германия), жонглёров (Франция), франтов (Польша), маскарабозов (Средняя Азия) и т.д.

Сатира на городской быт  и нравы, острые шутки на политические темы, критическое отношение к  власти, куплеты, комические сценки, прибаутки, игры, клоунская пантомима, жонглирование, музыкальная эксцентрика явились  зачатками будущих эстрадных  жанров, родившихся в шуме карнавальных и площадных увеселений.

Зазывалы, которые при  помощи прибауток, острот, весёлых куплетов сбывали любой товар на площадях, рынках, впоследствии явились предшественниками  конферанса. Всё это носило массовый и доходчивый характер, что и явилось  непременным условием существования  всех эстрадных жанров. Все средневековые  карнавальные артисты не играли спектаклей.

В Росси истоки эстрадных  жанров проявились в скоморошьих  забавах, потехах и массовом творчестве народных гуляньях. Их представителями  являются раусные деды-балагуры с  непременной бородой, веселившие и  зазывавшие публику с верхней  площадки балагана-рауса, петрушечники, раешники, вожаки "учёных" медведей, актёры- скоморохи, разыгрывающие "скетчи" и "репризы" среди толпы, играя на дудках, гуслях, сопелях и потешая народ.

Эстрадному искусству  свойственны такие качества, как  открытость, лаконизм, импровизация, праздничность, оригинальность, зрелищность.

Развивая как искусство  праздничного досуга, эстрада всегда стремилась к необычности и разнообразию. Само ощущение праздничности создавалось  за счёт внешней зрелищности, игры света, смены живописных декораций, изменения  формы сценической площадки и  т.д. Несмотря на то, что эстраде свойственно  многообразие форм и жанров, её можно  подразделить на три группы:

-концертная эстрада (ранее  называвшаяся "дивертисментная") объединяет все виды выступлений в эстрадных концертах;

-театральная эстрада  (камерные спектакли театра миниатюр, театров- кабаре, кафе-театров или  масштабное концертное ревю, мюзик-холл, с многочисленным исполнительским  составом и первоклассной сценической  техникой);

-праздничная эстрада  (народные гуляния, праздники  на стадионах, насыщенные спортивными  и концертными номерами, а также  балы, карнавалы, маскарады, фестивали  и т.д.).

Выделяют еще такие:

- эстрадные театры;

- мюзик-холлы.

 

 

 

КОНЦЕРТ – как одна из форм художественных зрелищ.

Под концертной деятельностью  понимается планирование и организация  платных публичных выступлений  художественных коллективов и исполнителей вокальных, инструментальных, хореографических, речевых и оригинальных жанров.

Особые  черты:

– жанровое многообразие исполняемых произведений (вокальные, инструментальные и др.);

– количество участников концерта (от одного в сольном концерте пианиста до нескольких сотен в массовом театрализованном представлении) и степень их популярности;

– вместимость и тип  концертной площадки (зал филармонии, дом культуры, дворец спорта, сельский клуб, актовый зал школы, красный  уголок цеха и т.п.).

Концерт – один из видов публичных выступлений, в котором в той или иной форме находят свое выражение по крайней мере пять видов искусств: музыка, литература, хореография, театр, эстрада. Концертное исполнительство имеет очень много общего как в своих истоках, так и в современных формах бытования с театральным и цирковым исполнительством. И тем не менее, оно обладает своими собственными специфическими чертами, характерными только для него.

Е.Ф. Светланов отмечал: «Во все концертные залы мира устремляется публика, желающая еще раз послушать любимые произведения музыкальной классики, чтобы еще раз приобщиться к прекрасному. Но этим откровенно спекулируют как исполнители, так и импресарио. Один из них говорил мне: «Для меня самое главное – аншлаг, то есть касса. Как прошел концерт – это уже не так важно. И совсем уж неважно, что напишут критики о концерте».

В зависимости от характера  исполняемого репертуара, концертную деятельность принято рассматривать  как состоящую из двух основных разделов: филармонического (от греческого phileo –  люблю и harmonia – гармония) и эстрадного (от латинского stratum – настил, помост). Отнесение жанров к филармоническим  либо эстрадным непосредственно  связано с исполняемым репертуаром.

Организационное разделение концертов на филармонические и  эстрадные у нас в стране сложилось  в 30-е годы, когда, с одной стороны, существовали филармонии с академическими и народными коллективами и исполняемыми, а с другой – эстрадные организации.

Тем не менее, необходимо отметить, что организационное деление  концертного исполнительства на указанные два раздела, в определенной мере, соответствует и его делению с позиции современного искусствоведения. Знание ее жанрового содержания необходимо, в первую очередь, для понимания, как сути концертного творчества, так и технологии организации концертов. Ибо проблемы развития тех, или иных жанров концертной деятельности, финансирования, планирования и учета различных направлений концертного творчества оказываются неразрывно связанными с проблемами изучения и систематизации жанровой спецификации репертуара, уточнения понятийного аппарата, глубокого понимания организационных и экономических условий проведения концертов.

Актуальность концертов, как формы культурно – досуговой деятельности нельзя недооценивать, поскольку популярность концерта чрезвычайно велика. В условиях общекультурного кризиса, воспитание культурной личности, обладающей устойчивой системой ценностных ориентаций, способной сознательно строить свои отношения к природе, обществу, другим людям, самому себе, способной к творческой самореализации во всех сферах деятельности, представляется чрезвычайно важным. И именно концерт является одним из значимых социальных институтов, способствующих культурному развитию и социализации личности.

Концерт как форма культурной деятельности, в силу своей специфики  обладает значительными потенциальными возможностями, что особенно важно  в процессе развития и воспитания, и особенно подрастающего поколения. Его социальные функции включают в себя культурно-просветительную  и образовательно-воспитательную функцию.

В соответствии с обозначенной целью разработаем задачи, которые  необходимо будет выполнить в  ходе исследования:

Концерт – публичное выступление артистов по определенной, заранее составленной программе.

Концерт – один из видов публичных выступлений, в котором в той или иной форме находят свое выражение по крайней мере пять видов искусства: музыка, литература, хореография, театр, эстрада.

Слово «концерт» – термин музыкальный. Словарь толкует его  следующим образом:

«Музыкальное произведение виртуозного характера для одного, реже для 2, 3 солирующих инструментов». В основе концерта лежит принцип сопоставления и состязания солиста и оркестра. Для концерта характерен всесторонний показ мастерства солиста, его виртуозных особенностей, подчиненных раскрытию идейного содержания произведения.

Концерт есть соревнование разных жанров, разных родов и видов  исполнительского искусства. Это непременное  выявление выразительности, высокого мастерства исполнителя, ибо каждый номер концертной программы обязательно  солирующий.

Современный концерт, составленный из разных жанров, возник сравнительно недавно. Это связано, прежде всего, с ростом культуры, широких слоев населения. На эстраду вышли жанры камерной и инструментальной музыки, которая когда-то принадлежала только привилегированным слоям общества.

Более того, рояль, скрипка, виолончель стали постоянными участниками  смешанных концертов и даже в  концертах развлекательных, где  они соседствуют с эстрадными жанрами. Такое соединение нельзя было видеть вплоть до последней четверти IXX века. Камерная музыка не выходила за стены светских салонов и светских клубов. Народные гуляния 18 – 19 веков были популярны, на этих гуляниях складывались прототипы современных концертов на народных инструментах, жанрах народной музыки.

Еще один источник есть у  современного концерта – это театр. С конца 18 века в оперном театре вошло в обычай после основного спектакля выпускать на сцену в дивертисменте артиста, любимца публики с исполнением наиболее ярких арий из опер или танцев из балета. Постепенно артисты дивертисмента стали пополнять репертуар произведений, взятые не только у ведущих спектакля. Это давало возможность выявить те стороны мастерства и удовлетворить те художественные устремления артиста, которые в рамках театрального представления остались так или иначе незамеченными. В середине 20-х годов IXX века дивертисменты начинают устраивать и в драматических театрах. Главным образом в Александровском (Санкт-Петербург) и в Малом театре (Москва). В этих же театрах они называются антрактами, ибо в антракте перед занавесом актеры читают полюбившиеся публике монологи из ролей, или распевают популярные куплеты из водевилей.

С появлением концерта связано  и понятие вокзал. В 18 веке вокзалом назывались загородные сады с клубными концертными помещениями, которые  сочетали в своих стенах возможности  проведения концерта, дивертисментов с танцевальными вечерами и маскарадами. Слово «вокзал» перешло к нам из Лондонского «воксал» – столичные увеселительные учреждения. В 40-х годах IXX века большой популярность пользовался Павловский вокзал, где были построены концертная и танцевальная зеленая эстрада, сад искусственных вод. В садах и вокзалах проводились представления, построенные на фольклоре, танца, песнях, обрядах, некоторых областей России. В садах и вокзалах утвердились и выступления оркестра, исполнявших танцевальную музыку. В эти годы Штраусом были созданы лучшие вальсы.

В 20-е – 30-е годы XX концертная жизнь страны приобрела самостоятельное  значение, охватила широкие слои нового слушателя, который получил возможность  приобщиться к настоящему высокому искусству.

Концерт сегодня является самостоятельным видом искусства. Он вобрал в себя жанры от серьезной  и камерной и симфонической музыки до жанров развлекательных.

Виды  концертов и их характеристика

В зависимости от характера  исполняемого репертуара, концертную деятельность принято рассматривать  как состоящую из двух основных разделов: филармонического (от греческого phileo –  люблю и harmonia – гармония) и эстрадного (от латинского stratum – настил, помост). Отнесение жанров к филармоническим  либо эстрадным непосредственно  связано с исполняемым репертуаром.

К филармоническим  принято относить следующие жанры  концертов:

– симфонические: концерты симфонических оркестров, исполняющих  симфонии, кантаты, оратории, сюиты, увертюры, сцены из музыкальных спектаклей и т.д. Они могут проводиться  с участием солистов-вокалистов, инструменталистов, либо хора;

Информация о работе Концерт – как одна из форм художественных зрелищ