Костюм Франции первой половины XVIII века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 15:55, реферат

Краткое описание

В первой половине XVIII века главенствующим стилем становится стиль рококо, носящий черты хрупкости, утонченности, манерности, живописности, легкости. Рококо — это легкая игра, пришедшая на смену тяжести и монументальности барочных форм. Рокайль — вычурный, причудливый, (от французского скала, утес). Характерные элементы рокайльного декора — раковина, картель (от фр. карта, свиток бумаги). Рококо, в отличие от предыдущих больших стилей, складывается не в архитектуре, а в искусстве интерьера. Рококо — это интимность, пикантность, воздушная легкость и эфемерность.

Содержание

Введение…………………………………..………………….….………..3
Мужской костюм………….………………….…………….…………….5
Женский костюм…………………………………………….……………8
Заключение……………………………………………………………….11
Список литературы………………………………………………………12

Вложенные файлы: 1 файл

Костюм Франции первой половины XVIII века.doc

— 231.00 Кб (Скачать файл)

Санкт-Петербургский  Государственный Университет Культуры и Искусств

Факультет Истории Мировой  культуры

Реферат на тему:

«Костюм Франции первой половины XVIII века»


Выполнила: студентка гр.204-к/в

Терра Р.К.

Преподаватель: Демшина А.Ю.

 

 

СПб 2010

Содержание

 

Введение…………………………………..………………….….………..3

Мужской костюм………….………………….…………….…………….5

Женский костюм…………………………………………….……………8

Заключение……………………………………………………………….11

Список литературы………………………………………………………12

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение


В первой половине XVIII века главенствующим стилем становится стиль рококо, носящий черты хрупкости, утонченности, манерности, живописности, легкости. Рококо — это легкая игра, пришедшая на смену тяжести и монументальности барочных форм. Рокайль — вычурный, причудливый, (от французского скала, утес). Характерные элементы рокайльного декора — раковина, картель (от фр. карта, свиток бумаги). Рококо, в отличие от предыдущих больших стилей, складывается не в архитектуре, а в искусстве интерьера. Рококо — это интимность, пикантность, воздушная легкость и эфемерность.

После смерти Людовика XIV был небольшой период регентства. Регент Филипп Оранский, был человеком ярким и противоречивым. Герцог презирал этикет, все время проводил в компании друзей. Убранство в стиле регентства скорее забавляло и развлекало, чем поражало. Шелковые ширмы, мягкая мебель, фарфор, грациозные орнаменты создавали уютную интимную обстановку.

При Людовике XV правила хорошего тона, изящество, грациозность, стали отличительными чертами двора, костюм то же становиться менее сложным и более женственным. В заботах о своей красоте и увеселениях проходили дни самодержцев, особо интересовавшихся вопросами внешности. Эти настроения передались и всему Двору, где отсутствие великосветского лоска и «гнусный вид» считались самыми страшными преступлениями.

Можно говорить, что было достигнуто «равноправие полов». Мужчины и женщины уделяли огромное внимание мельчайшим деталям своего туалета. Одежда становиться более изящной, но конструктивно меняется мало — изменяется длина, объем, декор, но не форма.

Костюм барокко лучше  смотрелся с большого расстояния, был более монументален, когда  как рококо, предполагая большую  интимность общения, предлагает одежду, теряющуюся на расстоянии, но затейливо  смотрящуюся в близи.

Модная одежда достаточно дорогая, поэтому молодым людям портные дают модное платье напрокат.

Появляются модные места. Модники, набеленные и нарумяненные, с лорнетом, муфтой, веером и бонбоньеркой посещают оперу, играют в карты, совершают  прогулки, посещают кофейни, балы маскарады.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мужской костюм


Идеалом считается изнеженный, неприспособленный к труду мужчина.

Обязательной принадлежностью  костюма была белоснежная рубашка, отделанная кружевами с разрезом на груди, который украшали жабо. Шейные платки из батиста или полотна туго затягивались на шее. Франты носили галстук — шелковую красную или черную ленточку. Сверх рубашки надевали камзол, а сверх камзола – жюстокор. Дворяне носили обычно белые шелковые чулки, которые натягивались на кюлоты; в буржуазной среде чулки могли быть цветными.

Камзол был прилегающего силуэта, с прокладкой из китового уса или проклеенного холста, талия низко опущенная, имел карманы и обшлага на рукавах.

Поверх камзола одевают жюстокор так, что видны были полочки камзола, поэтому спинку камзола часто делали из более дешевой ткани, полочки же расшивались золотой или серебряной нитью, цветным шелком, тюлевыми аппликациями по бархату.

Жюстокор был узкий  сверху, снизу сильно расширялся, форма  держалась за счет проклеенных фалд камзола. Рукава были с широкими почти до локтя обшлагами, жюстокор дополнялся карманами с клапанами. Борт, рукава и клапаны украшались металлическими пуговицами, часто обтянутыми тканью, из которой был сшит жюстокор.

Позже жюстокор  стал более плотно облегать фигуру, появились фалды в боковых швах, с клеевой прокладкой, такой жюстокор стали называть оби.

Узкие плечи, широкие  манжеты, расширенный низ делали мужской силуэт похожим на женский.

Из английского костюма  в мужской гардероб приходит редингот — специальная одежда для охоты, длинной ниже колена с продольными и прорезными карманами. Под редингот носят двубортный жилет.

Кюлоты в это время носят свободные широкие длиной до колена, застегнутые на пуговицу под коленом.

На ногах носят туфли на небольшом каблуке, с небольшими прямоугольными или овальными пряжками.

 Принято все части костюма делать в одном цвете, популярны нежные оттенки — зеленого, коричневого, желтого.

Ассортимент тканей становиться более широким. Придворный костюм по-прежнему делается из парчи, бархата, шелка, атласа и кружев. Камзол шьется из более тонких хлопчатобумажных тканей, украшается вышивкой. Жюстокор шьется из бархата или плотного шелка, редингот делается суконный, и используется и в качестве верхней одежды. В то же время буржуазия носит одежду их тонкой шерсти.

Если в костюме барокко  использовало крупный рисунок, плотные ткани, то в одежде стиля рококо цвета приглушенные, пастельные. Рисунок становиться едва заметен на ткани.  В моде цветочные узоры декора — сирень, жасмин, ветки цветущей яблони и вишни. Орнамент как бы случайно распределяется по всему полю и сочетается с затейливыми линиями кружев, тесьмы и ленты. В целом декор становиться менее тяжелым и монументальным, в сравнении с модами времен Короля Солнце.

 

 

 

 

 

По-прежнему носят треуголку, из-за сложности причесок и париков, но, желая соблюдать этикет, приписывающий  обязательное ношение головного  убора, часто треуголку носят  в руке. Парики уменьшаются в размере, в боковой части теперь завиваются в локоны, а сзади зачесываются и убираются в косичку, завязанную лентой с бантом, так называемые «прусские косы».

  Косметикой пользуются активно. Украшений и драгоценностей носят много. Дополнением костюма была шпага на поясной портупее и перчатки. А так как в 30-х годах XVIII в. вошел  в моду нюхательный табак, то в употребление вошли табакерки и табакотёрки. Зимой мужчины носили большие муфты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Женский костюм

Женщина в стиле рококо должна была быть похожа на фарфоровую куколку — грациозная, изящная.

По характеру силуэт костюма  первой половины XVIII в. был чрезвычайно женственным, а по цвету – светлым и ярким. Одежда подчеркивала и слегка утрировала линии женской фигуры – узкие плечи, тонкую талии, мягкую округлую линию бедер.

 Женским нижним  бельем были кружевные чулки – белые или цветные, панталоны, отделанные кружевами, одна или несколько накрахмаленных и простеганных юбок.

В XVIII веке в женский костюм возвращается каркасная юбка панье. Панье, в переводе с французского языка означает корзина. Делалось панье из плотной проклеенной ткани на металлических или из китового уса обручах. Панье на пуговицах пристегивали к плотно зашнурованному корсету. Размеров панье были внушительные.

Сверху дамы одевают  два платья. Первое (нижнее) френон (в переводе с французского языка — шаловливая), было на каркасе и корсете, по подолу украшалось лентами, бантами, тесьмой.

Второе платье — модест, было цельнокроеное, распашное от талии. По краям разреза юбки оно богато декорировалось — вышивкой, лентами, бантами. Лиф был узкий, на груди скреплялся бантами, иногда банты уменьшались от выреза к талии.

Декольте украшалось кружевом, чаще всего было в форме  каре. Вырез чаще всего оторачивали кружевом. Характерной формой рукава в костюме первой половины XVIII в. являлся гладко вшитый у плеча, узкий, короткий рукав, украшенный у локтя пышными воланами из кружев или легкой ткани. Шею иногда повязывали легкой шелковой косынкой. К парадным придворным платьям к плечам или талии прикрепляли шлейф.

В XVIII веке по расположению шнуровки «спереди» или «сзади» корсета, их подразделяли на два вида французский и английский. «Английский» корсет всегда имел шнуровку сзади, как олицетворение нравственности, в отличие от французского, где шнуровка «снизу-вверх» и спереди способствовала увеличению объема груди, приподнимая ее, а так же,  предоставлял удобство в самостоятельном одевании, что сделало «французский» корсет популярным также в среде простолюдинок.

Кроме этого носят  кунтуш – платье со складками Ватто, широкое длинное, не отрезное по талии, скрепленное на груди при помощи лент, с ниспадающими складками на спине. Рукава были узкие, расширенные к низу, заканчивались большим количеством рядов кружев. Кунтуш часто надевали дома.

Кунтуш очень полюбили русские дамы — так как такое  платье скрывало фигуру. Панье же в Россию пришло из Германии, поэтому называлось фижбен. Размеры фижбена регулировались табелем о рангах. Купчихи, супруги офицеров и чиновников вместо фижбена носят металлические обручи, иногда из экономии, обручи брали от бочек, в которых солили огурцы.

Кружева так же стали носить по сезону — зимние были более плотные, летние — более легкие.

На ногах носят изящные  туфельки на каблуках, сделанные из атласа или тонкой цветной кожи.

Придворное платье не имело возрастной стратификации. 

 Домашним головным убором остается чепчик, так же дамы носят треуголки. Так как в моде маленькая изящная головка прически становятся небольшие, из локонов и буклей, уложенных на затылке, лоб открытый. Прически украшали нитями жемчуга, перьями, лентами, цветами. Волосы пудрили.

  Косметика и украшения используются для создания образа в больших количествах. Для того чтобы оттенить фарфоровую белизну кожи на шее носят бархотку. Парадный туалет дополнялся большим количеством ювелирных украшений. В это время в моде были и ожерелья, и браслеты, и кольца, и золотые часы на изящных цепочках, и букеты (часто фарфоровые),  муфты и, конечно, веера, расписанные известными художниками. Зимой продолжают носить муфты. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

XVIII столетие – последний период господства аристократических мод, окончившийся с падением абсолютизма в период французской буржуазной революции 1789 г. Моды этого времени создавались при дворе и отражали эстетические взгляды аристократии. В центре внимания был интимный мир и чувственные переживания человека. Это не только отразилось в произведениях литературы и изобразительного искусства, но наложило отпечаток на характер костюма. В салонах господствовали женщины. Желание нравиться преобладало надо  всем и вызывало к жизни одежду, подчеркивающую формы тела. Все хотели быть молодыми: чтобы скрыть возраст, волосы покрывали слоем пудры, скрывающей седину, щеки румянили.

Изящество силуэта, хрупкость  и утонченность были идеалом. Движение, походку вырабатывали с учителями  «хороших манер» и , даже сидя за столом, ноги вставляли в специальные колодки, приучая их к «третьей позиции». «Хороший тон» являлся последней преградой, при помощи которой аристократия отгораживалась от буржуазии. Недаром XVIII век называли «галантным веком», веком пудры, веком кружев и менуэта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1) Киреева  Е.В. История  костюма. - М.: Просвещение, 1976.

2) Захаржевская Р.В.История костюма.  – М.: РИПОЛ-классик, 2005.

3) Мерцалова М.Н. История костюма  - М.: Искусство, 1972.




Информация о работе Костюм Франции первой половины XVIII века