Костюм эпохи Возрождения Испании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2013 в 12:42, реферат

Краткое описание

Среди них прежде всего — идеалы воинствующего рыцарства, прославлявшие силу, ловкость, доблесть, честь, особенно утвердившиеся в период арабского владычества в XIV-XV вв. (идея освобождения родной земли от иноземных захватчиков объединяла испанский народ в течение почти пяти веков и дала силы вынести все тяготы реконкисты); строгий этикет испанского королевского двора и суровый фанатичный аскетизм католической церкви. Именно эти факторы обусловили противоречивую эстетику испанского костюма, которая, с одной стороны, утверждала типичное для Ренессанса подчеркивание природных форм и пропорций фигуры, с другой — требовала спрятать «грешную плоть», запретить обнажение тела, изменить пластичные мягкие округлые контуры фигуры угловатыми жесткими линиями.

Вложенные файлы: 1 файл

КОСТЮМ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ ИСПАНИИ.docx

— 25.24 Кб (Скачать файл)

КОСТЮМ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ  ИСПАНИИ.

     На форму испанского костюма,  как и всей культуры и искусства  Испании XV-ХVI вв., оказывали влияние многие исторические и общественные факторы. Среди них прежде всего — идеалы воинствующего рыцарства, прославлявшие силу, ловкость, доблесть, честь, особенно утвердившиеся в период арабского владычества в XIV-XV вв. (идея освобождения родной земли от иноземных захватчиков объединяла испанский народ в течение почти пяти веков и дала силы вынести все тяготы реконкисты); строгий этикет испанского королевского двора и суровый фанатичный аскетизм католической церкви. Именно эти факторы обусловили противоречивую эстетику испанского костюма, которая, с одной стороны, утверждала типичное для Ренессанса подчеркивание природных форм и пропорций фигуры, с другой — требовала спрятать «грешную плоть», запретить обнажение тела, изменить пластичные мягкие округлые контуры фигуры угловатыми жесткими линиями.

 

ИДЕАЛ КРАСОТЫ.

Идеальной считалась  худощавая, прямая, стройная фигура, втиснутая в глухие каркасные одежды. Жесткий костюм и воротник вырабатывали медленную походку, горделивую осанку, некоторое высокомерие в облике.

 

ТКАНИ, ОРНАМЕНТ, ЦВЕТ.

Наиболее  распространенными в испанском  костюме были узорчатые (тканые, вышитые, набивные) ткани. Характерный рисунок  — большие медальоны-клейма с  изображением стилизованных животных, символов христианской религии, геральдические мотивы. В узоре использовалось много  золота и серебра на насыщенном цвете  фона. Узорчатые ткани украшались и разнообразными нашивками, парчовыми  лентами, золотыми шнурами, кружевами, которые нашивались по вертикали  или диагонали.

В конце XVI в. модными стали темные тона в одежде: серый, красный, фиолетовый, зеленый, коричневый; гладкие ткани, монохромное решение  костюма. Черный цвет широко использовался  в одежде без траурной символики.

 

МУЖСКОЙ КОСТЮМ.

В борьбе испанцев в период реконкисты принимали участие  рыцари других европейских стран, и, таким образом, непосредственное общение  способствовало распространению многих форм мужского костюма, существовавшего  у французов или итальянцев. К  ним прежде всего относятся элементы готического костюма: обувь с  длинными носками, некоторые виды головных уборов, длинное сюрко (верхняя одежда, первоначально без рукавов, надевалась поверх котт- средневековая женская и мужская одежда) без рукавов. Большинство верхних одежд были средней длины, спокойных, можно сказать, благородных форм. Плащ был обязательной частью мужского испанского костюма, и длина его варьировалась в зависимости от возраста и социального положения. Обычно одна сторона плаща драпировалась на плече. Длинной и широкой была торжественная одежда, называвшаяся "касака"( верхняя одежда, напоминающая боярскую шубу).

Однако в XVI веке испанцы замыкаются в костюм-броню, в костюм на каркасе, и в этом проявляется  не только дань военной славе реконкисты и могуществу Испании Карла V. Какими-то тонкими нитями психологических  аналогий внешний облик испанца  отображает и его внутренний мир. Человеку новой эпохи, находившемуся  в сложной обстановке испанской  действительности времен Карла V и Филиппа II, было необходимо скрыть свой внутренний мир, огородить его от любопытства  посторонних, подобно тому как костюм на каркасе скрывал истинные формы  его тела.

Испанский мужской  костюм начала XVI века, как и костюм других европейских стран, состоял  из нескольких основных частей: рубашки (камиса), разъемных штанов-чулок (кальсес), узкого безрукавного жилета (корпесуэло), к которому тесемками привязывали кальсес. Верхняя одежда (соответствующая современному пиджаку), имела несколько разновидностей и названий.  Иногда сверх корпесуэло надевали род куртки — хубон. Во второй половине XVI века хубон становится одной из главных мужских одежд. Сверх кальсес носили короткие штаны. С помощью туго набитых прокладок создают форму для хубона и верхних кальсес. В зависимости от вкуса и средств владельца костюма для набивки используют различные материалы: вату, конский волос, пух, мякину и сено.

Чтобы придать  хубону форму лат, спереди вставляли куски картона. Особенно выпуклым был перед хубона в 70—80-х годах. В это же время его стоячий воротник делают таким высоким, что он подпирает подбородок и мочки ушей. По краю воротника выпускают рюш, размер которого постепенно увеличивается и к концу столетия достигает 15—20 см. Таким образом, рюш превращается в "гранголу" или горгеру — знаменитый гофрированный испанский воротник. На протяжении XVI века изменяется и форма кальсес. Еще в 1530 году Тициан пишет портрет Карла V в костюме с узкими кальсес несколько выше колен, а в 1542 году он изобразил Филиппа II в богатой, вышитой драгоценностями одежде, и кальсес короля уже сделаны на небольшом каркасе. В 70—80-х годах вошли в моду двойные кальсес, состоявшие из узких, облегавших ногу штанов до колен и округлых, на толстой набивке, "грегескос", покрывавших только бедра.

В последнем  же десятилетии XVI века появились свободные, широкие вверху кальсес в виде "окорока". Первыми их стали носить солдаты, а затем — аристократы. Возможно, эта форма кальсес была заимствована испанцами у жителей Фландрии, находившейся в зависимости от Испании.

Верхней королевской, а также торжественной придворной одеждой Испании была полукороткая или короткая "ропон" на меху, с меховым или вышитым воротником. В последней четверти XVI века вместо ропона стали носить маленький плащ "каиита" или более длинный — "фиельтро", весьма удобные для испанской шпаги. Вообще плащ на протяжении нескольких столетий был основной верхней одеждой испанцев. Он имел несколько вариантов форм и названий. Классический плащ с капюшоном — капа — был широкий и длинный.

Головным  убором в Испании в первой половине XVI века был мягкий берет с жестким, опущенным книзу бортиком, во второй — жесткая шляпа в форме усеченного конуса с небольшими полями. Даже в период наибольшего распространения широконосой обуви в Европе испанские аристократы носили узкие туфли из бархата или атласа, украшенные разрезами. Эта обувь сохранилась до конца XVI века. Сапоги были только военной обувью и, по обычаю того времени, имели мягкие узкие голенища и мягкую подошву. При сравнительной стабильности форм испанского костюма происходит очень интересное изменение его цветовой гаммы. Как было сказано выше, Испания на протяжении нескольких веков славилась своими роскошными тканями. Основными организаторами производства таких материй были арабы. От них испанцы и научились этому прибыльному ремеслу. Кроме различных шелковых тканей в Испании выделывались и шерстяные — разведение овец было одной из главных отраслей сельского хозяйства этой страны,— и, конечно, основная масса народа одевалась в материи собственного производства. Далеко не всегда это были дорогие материи с тканым рисунком, носили много одежды из полосатых или одноцветных тканей, но гамма их цветов всегда яркая. Иным становится цветовой строй испанского костюма в XVI веке.

Своим костюмом в Испании отличались и должностные лица — специальная форма во все времена всегда правильно ориентирует людей. Непременные участники пьес испанских драматургов — альгвасилы (представители местной власти, выполнявшие полицейские функции), имели костюм, в котором сохранялись элементы более ранних одежд. Это явление было настолько характерным, что даже и в XIX веке альгвасилы носили почти полностью костюм XVII века.

 

ЖЕНСКИЙ КОСТЮМ.

Силуэт и  элементы испанского женского костюма XVI века отличался ясностью четких линий  и создавал определенную схему: два  треугольника — малый (лиф) и большой (юбка) — расположены друг против друга, и вершины их пересекаются на талии. При этом линии, образующие вершину малого треугольника, заканчивают  низ лифа. Каркас лифа чаще всего  был из металлических (на шарнирах) прорезных пластин, согнутых определенным образом и обтянутых тонкой замшей или бархатом. В нижнюю юбку из плотной  ткани вшивали металлические  обручи — это сооружение называлось вердугос, или "вертигадо". Сверх вердугос надевали юбку из черной тафты — "баскинья" и, наконец, верхнее платье (вестидо (ксае), которое некоторые историки называют "сайо"— sayo (сайо) имеет три значения: 1) вид широкой верхней одежды; 2) без застежки — крестьянская одежда; 3) всякий вид одежды.). Оно состояло из лифа — "вакэро" со съемными и откидными фальшивыми рукавами или откидными рукавами особой формы и юбки клеш. Узкий лиф с очень широкими рукавами-крыльями, покрывавшими узкие съемные рукава, назывался "а lа jubon". Съемные рукава соединялись с проймами шнуровкой, скрытой под валиком или фестонами. Пропорции фигуры, создаваемые этим костюмом, еще больше способствовали впечатлению стройности, но геометрическая четкость форм и линий придавала им большую сухость.

Жесткой форме  испанской одежды соответствовали  и другие детали костюма, например воротник, превратившийся к 1590 году из узкого рюша в громадную слоеную гранголу.

Металлический каркас, силуэт испанского женского костюма и слоеный крахмальный воротник завоевали всю Европу XVI века и создали славу "испанской моде". В Испании же возникла верхняя женская одежда с короткими или длинными рукавами — "ропа", также распространившаяся в других европейских странах. Существует предположение, что ропа была заимствована испанцами у мавров, и это подтверждается тем, что, например, во Франции ее называли марлотт, как и узкую верхнюю женскую одежду морисков.

Вердугос носили только в аристократической, особенно придворной среде, и они были обязательны для официального придворного женского костюма. На протяжении XVI века их форма несколько видоизменялась. В конце XVI столетия испанки значительно увеличили ширину вердугоса внизу. К этому времени изменились и пропорции костюма, что было признаком перехода к его новому художественному решению.

Испанки других областей одевались иначе, чем жительницы Мадрида. Так, большим своеобразием отличается костюм богатых жительниц  Севильи. Хотя Севилья была довольно отдаленной областью Испании, но объемные формы этого женского костюма 30-х  годов XVI века ближе к итальянским, чем к испанским. В то же время характерной испанской деталью является короткий тюник, из которого впоследствии образовалась "баска" национальной испанской женской одежды.

Примечательной  особенностью всех трех костюмов является обувь на толстой деревянной подошве. Известно, что среди испанок считалось  совершенно недопустимым и безнравственным  показывать даже носки обуви, но это, вероятно, относилось к обычным туфлям, их делали из мягкой кожи, бархата или  даже атласа, украшая вышивкой. Когда  же испанка надевала обувь на деревянной подошве — "чапинес", то нога была видна почти до щиколотки. При этом, чем знатнее была дама, тем толще были деревяшки, которые часто украшали орнаментом, образованным блестящими шляпками медных гвоздей.

    Волосы испанок были гладко причесаны, с прямым пробором и заплетены в одну косу. Макушка головы была повязана тканью, в которую затем была завернута коса, перевитая крестообразно (сверху) до конца узкой черной лентой. Этот головной убор называли трансадо, он сохранялся в Испании до 20-х годов XVI века, а в некоторых местностях и до более позднего времени. Трансадо пришелся по вкусу итальянкам, которые некоторое время его носили. Испанки иногда соединяли трансадо с небольшим тюрбаном, перевитым лентой.  Второй испанский головной убор — кофья-де-папос (его носили только женщины) — был из тонкого белого полотна и состоял из двух частей: наколки, непосредственно покрывавшей голову, из мелко слоеной ткани, пришитой к металлическому каркасу, обтянутому такой же материей, и своеобразно задрапированного платка. Легким и красивым головным убором знатных женщин был "веспайо". Его делали из прозрачной белой ткани, он покрывал лоб, голову и сзади спускался на плечи. Сверх этого маленького покрывала надевали узкий металлический обруч, украшенный драгоценностями, который не давал ткани соскользнуть с головы.

Изысканная  простота облика испанки свидетельствует  о зрелости художественного вкуса, сложившегося в период, когда Испания  успешно отвоевывала у мавров свои исконные земли. Но в это же самое время, незаметно для самих  испанцев, изменяется и отношение  к женщине. По мере того как уменьшалась  территория военных действий и исчезали реальные причины для замкнутого образа жизни женщин, складываются стесняющие обычаи, тиранически требовавшие  от испанок нарочито скромного поведения. Этот моральный кодекс определенным образом влияет и на испанский  женский костюм. Постепенно пластичные формы одежды середины XV века сменяются  более жесткими, большой плащ все  чаще и чаще покрывает знатных  испанок не только при выходе на улицу, а становится неотъемлемой частью их торжественного наряда. Мягкие ткани, чаще всего одноцветные, заменяются тяжелыми парчовыми, и фигуры испанок  теряют обаяние юности, свойственное им в середине XV века.

Однако полнее всего идея превращения женского костюма в жесткий футляр воплотилась  в костюме, который, по преданию, изобрела в 1468 году королева Кастилии Хуана Португальская, желавшая скрыть свою беременность. Ее изобретение настолько отвечало духу времени, что не только не удивило испанское общество, а быстро распространилось и в Кастилии, и в Арагоне и положило основу европейскому каркасному женскому костюму, просуществовавшему в разных вариантах до начала XX века.


Информация о работе Костюм эпохи Возрождения Испании