Крайний Север 50 – 60 гг. глазами художника – дальневосточника Рыбачука. Описание картины «Чукчаночка»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2014 в 11:43, курсовая работа

Краткое описание

Автор данной работы выбрал эту тему, потому что она очень актуальна в наши дни, так как на Дальнем Востоке к сожалению существует проблема состояния русского искусства, наша русская самобытность развеяна, мы не ценим и не обращай должного внимания на этот вопрос, хотя на самом деле он стоит очень остро. Также автор считает, что эта тема актуальна, потому что многие люди не знакомы с этим замечательным художником, который один из первых показал нам Север в своих произведениях со всеми его красотами. Поэтому нам бы хотелось рассказать людям о великом человеке, художнике Дальнего Востока, Иване Рыбачуке.
Цель настоящей работы – выявить композиционные особенности в творчестве Рыбачука.

Содержание

Введение…………………………………………….. 3
I Глава Приморское искусство 20 в 5
I. 1 Приморское искусство в дореволюционный период………………………….5
I. 2 Приморское искусство до 1960 - х гг…………………………………………..7
II Глава Творчество Ивана Васильевича Рыбачука………………………………….. 10
Ii. 1 Характеристика творчества художника…………………………………………………………………………..10
Ii. 2 Описание картины Рыбачука «Чукчаночка»……………………………………………………………………….15
Заключение…………………………………………… 17
Список литературы……………………………….. 18
Приложения…………………………………………………………………………20

Вложенные файлы: 1 файл

Глава.doc

— 3.90 Мб (Скачать файл)

                                                     

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»

 

 

 


Школа искусства, культуры и спорта


 

Кафедра искусствоведения

 

 

 

Горбунова Светлана Витальевна

 

Крайний Север 50 – 60 гг. глазами художника – дальневосточника Рыбачука.

                         Описание картины «Чукчаночка».


 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

 

 

Студент гр. Б9205       __________________

                                                                     (подпись)

Руководитель  ст. преподаватель

_____________  С. Г. Воронина

Консультант доцент

_____________ 

 

Регистрационный №  ________

___________  ___________________

      подпись                      И.О.Фамилия

« _____» ___________________  2013  г.

 

Оценка  _________________________

 

____________  ___________________

          подпись                            И.О.Фамилия

 

«_____» ________________ 2013   г.


 

 

г. Владивосток

2013_

                                            Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                             

                                         Введение

  Автор данной работы выбрал эту тему, потому что она очень актуальна в наши дни, так как на Дальнем Востоке к сожалению существует проблема состояния русского искусства, наша русская самобытность развеяна, мы не ценим и не обращай должного внимания на этот вопрос, хотя на самом деле он стоит очень остро. Также автор считает, что эта тема актуальна, потому что многие люди не знакомы с этим замечательным художником, который один из первых показал нам Север в своих произведениях со всеми его красотами. Поэтому нам бы хотелось рассказать людям о великом человеке, художнике Дальнего Востока, Иване Рыбачуке. 

  Цель настоящей работы –  выявить композиционные особенности  в творчестве Рыбачука. Исходя из поставленной цели, в работе решаются следующие задачи:

  1 Рассмотреть развитие приморского  искусства до революции.

  2 Проанализировать и изучить  советское искусство Приморья.

  3 Исследовать тв- во И. В Рыбачука.

  4. Анализ работы И. В. Рыбачука «Чукчаночка»

  Объектом исследования настоящей курсовой является собственно живопись Ивана Васильевича Рыбачука.

  Предметом курсовой являются  художественные приемы художника  на примере картины «Чукчаночка».

  В нашей курсовой работе использован культурно-типологический метод (или историко-типологический) выявления характерных особенностей рассматриваемых феноменов, историко-генетический метод, принципы культурологического анализа.

 Историография вопроса:

  В своей курсовой работе автор использовал источники, такие как Кандыба В. И. «Художники Приморья», Варламова Л. «Иван Рыбачук: живопись» для того, чтобы найти информацию об историческом аспекте работы, а самом художнике, а также для возможности увидеть и описать картину Рыбачука «Чукчаночка». Кроме этого на помощь автору пришли разные периодические издания, такие как газета «Владивосток», «Вести» и многие другие. Это были основные источники, на которые собственно и пришлось опираться, так как недостачно было литературы по этому вопросу. Были и разные интернет источники, различные сайты, такие как сайт - фонтом виртуального моделирования: http://vm.msun.ru/, и сайт галереи «арка» http://www.arkagallery.ru/. Они мне дли много информации о художнике.

  В первой главе рассматривается приморское искусство 20 в.

  Вторая глава посвящена именно биографии художника и его творчеству, а также там присутствует описание одной из его картин «Чукчаночка».

  В заключении подводятся итоги исследования, формируется окончательные выводы по рассматриваемой теме, исходя из задач и целей, которые были поставлены во введении.

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Глава  Приморское искусство 20 в.

 

  1. 1 Приморское искусство в дореволюционный период

 

  Как известно, начало 50-х – 60 гг. время, когда значительную роль в искусстве играли традиции искусства 19 в. Реалистическое искусство передвижников законно претендовало на уважение многих художников, и большей части публики той поры. Передвижники дали классические образцы творчества, понятного, доступного народу, явили пример живой связи художника с жизнью и событиями. Традиции передвижников в традиционном искусстве не получили чрезвычайно широкое развитие. Эта тенденция захватила и мастеров искусства Приморья. В те годы ряд молодых художников начал свой путь в искусстве с исторических композиций: Ю. С. Рачев, А. В. Телешов «основание поста «Владивосток», И. В. Рыбачук «Адмирал Макаров в мастерской художника Верещагина» и т. д. В упомянутых композициях живописцы старательно воссоздавали приметы места и времени действия, добивались портретного сходства в образах исторических персонажей, но часто в место художественного произведения получалась красочная иллюстрации конкретного исторического эпизода [5, стр.1,3]. Приверженность фактической стороне события определяла и характер решения картины. Факт, неосмысленный в широком историческом контексте не перерастал в образ эпохи. Все вместе такие картины становились летописью событий эпизодов из жизни замечательных людей, и все же были они весьма далеки от истинно творческого исследования событий в художественных образах.

  Современность также привлекала внимание краевых художников. Различные мотивы из жизни Приморья и приморцев стали сюжетами ряда жанровых полотен. На выставках 50-хх гг. зрители познакомились с картинами К. А. Симонова «Завтра в школу», С. Ф. Арефина «Дружба», К. И. Шебеко «В посадочном цехе» и с др. Как не различались эти работы, в них были определенные общие недостатки. Живопись слишком буквально предметным цветом описывало живые модели, соединенные сценическим действием, художник выглядел более разказчиком, чем мастером, владеющим выразительными средствами воссоздания живого мира. Пассивно оформленные мизансцены, вялые, не запоминающиеся красочные отношения, композиционно - ритмическая выразительность - эти качества были свойственны многим тематическим полотнам того времени. Все выше перечисленные картины остались принадлежностью своего времени, историческим свидетельством об определенном этапе развития местной школы живописи, но не более того.

  50ее гг. – период нарастания выставочной активности приморских художников. Так как благодаря выставкам искусство прежде всего находит выход к общественности, превращаясь в духовным капитал народа, то выставочная работа занимала много внимания союза со дня его основания ,практически десять лет, по 1949 г., местные мастера экспонировались только на краевых художественных выставках. И лишь с 50 г. постепенно художники Приморья начинают «обживать» [6] выставки республиканского и всесоюзного ранга, успехи были поначалу скромными, но радовал неуклонный рост числа участников. Немаловажным было и то, что правление художников получало в руки точные показатели в цифрах для оценки творческой работы в целом.

  В 1950 г. были приняты две работы двух авторов на республиканскую выставку.

  В 51 г . – три работы.

  52 г. – четыре работы четырех авторов.

  В 54 г .  -33 работы девяти авторов.

  С этих пор постоянно в произведения художников Приморья вливаются  воющее течение изобразительного искусства республики. В те времена еще не существовало промежуточного звена между краевой и республиканской выставками в виде зональной. Ее прообразом можно считать редкие межобластные вставки художников Сибири и Дальнего Востока. Они проводились в 1956 г. в Иркутске, в 1954 г. в Хабаровске. На них удельный вес работ приморцев тоже заметно возрастал. Было видно, что по темпам развития и творческому тонусу краевой союз художников Приморья был в числе передовых.

  Нарастание его потенциала его способствовало Владивостокское художественное училище - единственное в огромном регионе от Байкала до Тихого океана. Его окончило немало ныне известных Приморских живописцев и графиков, начиная с первого выпуска в 1942 г.

  В 50-хх. Гг. сформировалось поколение активных молодых художников: И. В. Рыбачук, А. В Телешов, Ю. С. Рачев, В. М. Медвецкий, В. М. Самойлов, В. И. Герасименко, Т. М. Кушнарев, В. М. Свиродов и др. Они приняли эстафету от ветеранов. С ними связывали надежды, как теперь видно, ненапрасные, на дальнейшее развитие Приморского союза художников.

    

  1. 2 Приморское искусство до 1960 - х гг

 

       Начиная с 1960-х годов, художественная жизнь в стране становится                             многограннее, ее общая картина заметно усложняется, используются    разнообразные стилевые традиции, идет творческий поиск художественных форм, отвечающих новому содержанию советской жизни. К этому времени образовательный уровень народа неизмеримо поднялся. Изменились отношения между художником и зрителем. Сама по себе способность создавать холсты теперь уже не столь много значит для зрителя. Он критично судит о художнике по уровню живописного мастерства и образного мышления. Одни только достоинства сюжета больше не обеспечивают успеха произведению.

 С конца 1950-х годов уменьшается поток тематических композиций. Портрет привлекает отныне основное внимание. Пейзаж получает колоссальное развитие. После 1950-х годов наступила затяжная пора «малокартинья».  Тематические картины встречаются реже и не вызывают заинтересованности.

           Некоторые судьбы художников были очень неожиданными. Например « авторитетный станковый живописец мог навсегда уйти в театр, в сценографию» [1, стр. 41].

   Объяснить эти изменения  можно так. Понимания искусства, навыков было мало в новых условиях. В это время и выдвигались новые художники, но расти художникам вровень с запросами  времени было очень непросто.

   В 1962 году во Владивостоке  открылся первый в нашей стране  Дальневосточный институт искусств. Выпускники Московских и Ленинградских вузов были преподавателями художественного факультета, такие как В. А. Гончаренко, В. Н. Доронин, В. И. Бочанцев, Ю. А. Земсков, К. И. Шебеко, Н. П. Жоголев, В. И. Лытнев. Они учили на уровне вузовских требований и нацеливали своих учеников на создание картин.  Они своим творчеством дали перевес  фигурной композиции над пейзажем.

Обращению к картинам на новом уровне художественно – образного мастерства способствовали зональные выставки, учрежденные в 1960-е годы. Они обязывали художников думать о достойном воплощении высокого содержания произведений.

 Художники Якутии и Бурятии, Читинской, Амурской, Магаданской, камчатской, Сахалинской областей  хабаровского и Приморского краев образовали зону «Советский Дальний Восток». Сложившаяся система отбора: зона – республика – всесоюзная выставка вовлекла художников дальневосточных окраин и в широкий круговорот общесоюзной творческой жизни. Средний уровень профессиональной культуры стал повышаться.

      Количественное преобладание  пейзажа в приморской живописи придавало ей несколько созерцательный, успокоенный характер. Зрители стремились увидеть образцы человековедения на краевых выставках. Поэтому во второй половине 1960-х годов началось новое освоение картины с учетом современных требований советского искусства.

    Первыми среди мастеров  тематической картины 1960-х годов  мы назовем В. И. Бочанцева,  В. А. Гончаренко, В. Н. Доронина, Н. П. Жоголева. Все они завершили в начале 1960-х годов высшее образование  в Москве, Ленинграде. Их работы  на выставках задали новый, более высокий уровень представлений об искусстве живописи многим художникам и зрителям [7, стр. 1,3].

   Первые достижения в сфере  картины ярче всего воплотились  в исторических композициях, созданных  к первым трем зональным выставкам  «Советский Дальний Восток», особенно к третьей из них в Улан – Удэ, посвященной 100-летию со дня рождения В. И. Ленина. На выставке работы приморцев были ударными и давали запев всей экспозиции. Искусство края с каждым десятилетием набирает силы, ход его развития ускоряется, каждое поколение по – своему отчитывается о проделанной работе.

  Таким образом, ознакомившись и проанализировав историю искусства 20 в в Приморье, я  могу сказать, что в это время искусством интересовались очень многие. Искусство было, своего рода, отдушиной для человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

  

 

 

 

    1. Глава Творчество Ивана Васильевича Рыбачука

 

    1. 1. Характеристика творчества художника

25 июня 1921 г. – 18 октября 2008 г. Родился  на Украине, в с. Збараж Киевской  области в крестьянской семье.

Его первая профессиональная выставка в Москве в 1957 году наделала много шума. Н. С. Хрущев распорядился подарить самую дорогую для художника работу « Сын Чукотки» тогдашнему премьеру Китая ЧЖОУ ЭН ЛАЮ. И вместо того, чтобы вернуться во Владивосток, работа эта, вопреки желанию ее автора, обрела новую прописку в Пекине. [8, стр. 17]. С той поры Рыбачук дал себе слово, что судьбой своих работ он будет распоряжаться сам.

   Иван Рыбачук – плоть от плоти русской национальной традиции. Образование, обретенные с жизнью убеждения и творческие предпочтения, интуиция сделали из него насквозь русского мастера. Его живопись – будь то пейзаж, портрет или жанровая картина – своеобразный сплав остроты выражения нашего времени и гармонического восприятия мира явно классического происхождения. Он – художник светлый, мажорный, жизнелюбивый и необъятно душевный [9, стр. 6].

Информация о работе Крайний Север 50 – 60 гг. глазами художника – дальневосточника Рыбачука. Описание картины «Чукчаночка»