Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 21:59, реферат
На рубеже IV-III тыс. до н.э. возникают первые города-государства — Ур, Лагаш, Урук, Ларса, Ниппур и др. Они ведут между собой борьбу за преобладающее положение в Шумере, но объединить страну никому из их правителей не удалось.
С начала III тыс. до н.э. на севере Месопотамии жили семитские племена (их язык называется аккадским). В течение III тыс. до н.э. они постепенно продвигались на юг и заняли всю Месопотамию. Около 2334 г. царем Аккада — древнейшего семитского города в Месопотамии — стал Саргон Древний (по-аккадски — Шуррукен, что означает «Истинен царь»).
Своеобразно и нетипично здание, обнаруженное в Уруке. Как и большинство памятников шумерской архитектуры, оно дошло до нас в развалинах. Век сырцовой постройки недолог, а глина, точнее, сырцовый кирпич, формованный из нее, часто с примесью рубленой соломы или тростника, был единственным строительным материалом в Двуречье. Деревянными были балки перекрытия и двери, причем привозное дерево ценилось так дорого, что переезжающий из одного дома в другой обычно увозил с собой деревянные части дома. Здание представляло собой обширный замкнутый двор, обнесенный колоннами и полуколоннами с площадкой-эстрадой на одном конце двора и ведущими к ней боковыми лестницами. Колонны и полуколонны были украшены трехцветной красно-бело-черной мозаикой: каменные или глиняные конусы раскрашивались и втыкались в сырцовый массив стены, имитируя узор тростникового плетения. Уникальность этой постройки, видимо, связывается с ее общественным назначением — перед нами, по всей видимости, помещение для народных собраний, что характерно для периода первобытнообщинной демократии (весьма недолгого в истории Двуречья).
К концу III тыс. в Двуречье засвидетельствован еще один тип храма (в действительности он, видимо, появился раньше), который мог быть результатом развития храма первого типа — храм на нескольких платформах — так называемый «зиккурат». Может быть сыграл свою роль обычай возводить храмы главному божеству на одном и том же месте или сказалась необходимость постоянно обновлять легко рушащиеся постройки, безусловно, к этому присоединились и идеологические побуждения: обычно с размерами зиккурата связывались представления о древности поселения; постепенно зиккурат становится главным храмом (в то время, как нижний храм обязательно строится рядом) и до конца эпохи древности остается наиболее типичным для культовой архитектуры сооружением...
Огромный холм осыпавшегося трехступенчатого зиккурата в Уре до сих пор возвышается на 20 м. Верхние, сравнительно невысокие ярусы, опирались на громадную, в плане прямоугольную, усеченную пирамиду (43 на 65 м), высотой около 15 м. Плоские ниши расчленяли наклонные поверхности и смягчали
впечатление массивности здания. Процессии, двигавшиеся по широким и длинным сходящимся лестницам (на площадке сходилось три марша), казалось исчезали в месте их соединения. Сплошные сырцовые террасы имели разные цвета: низ — черный (обмазка битумом), следующий ярус — красный (облицовка обожженным кирпичом) и верхний — выбеленный. Возможно, иногда террасы озеленялись. В более позднее время, когда стали строить семиэтажные зиккураты, вводились желтые и голубые цвета. Таким образом, элементы раннего шумерского храма — лестницы, ведущие к центральному святилищу, открытый внутренний дворик в храмике и членение наружных объемов чередующимися нишами и выступами — сохранились и в зиккурате.
С середины III тыс. до н.э. правители Двуречья начали строить себе дворцы со многими внутренними дворами, иногда с отдельной наружной крепостной стеной. Один из ранних дворцов такого типа — так называемый «дворец А» в Кише. Это первый образец соединения в шумерском строительстве светского здания и крепости — система обводных стен защищала дворец не только от врага, но и от жителей города...
Жилые дома лепились вокруг центрального храмового, а позднее дворцового комплекса. Застройка производилась стихийно, между домами были немощеные кривые и узкие переулки и тупики. Дома в основном были прямоугольными в плане, без окон, освещались через дверные проемы. Обязателен был внутренний дворик. Снаружи дом окружался глинобитной стеной. Во многих зданиях была канализация. Поселение обычно обносилось снаружи крепостной стеной, достигавшей значительной толщины. Изобразительное искусство
Шумерская
скульптура
Количество храмовой скульптуры Двуречья возрастает в первой половине III тыс. до н.э., но это все еще не монументальная скульптура. Памятники представляют собой небольшие, размером до 35-40 см, статуэтки, выполненные из мягких пород камня.
...Большинство
статуэток ставилось в храме
для того, чтобы молиться за
поставившего их туда человека.
Поэтому нет фигуры как
фигурок на спине была надпись — «такой-то такому-то богу свою статую поставил и посвятил». Позднее излагалась и просьба, с которой адорант обращался к божеству.
...Антропоморфное божество, наделенное сверхъестественными свойствами, отнюдь не воплощалось в облике телесно гармоническом и совершенном. ...Вплоть до конца III тыс. до н.э. единый канон так и не был выработан, хотя некоторые общие правила и существовали: брови и глаза почти всегда инкрустированы, борода и прически передаются при помощи незначительно варьирующихся, но в общем однообразных приемов, подчеркиваются глаза и уши.
(Афанасьева В., Луконин В., Померанцева И.
Искусство Древнего Востока. С. 64)
Барельеф Ур-Нанше
Изображения людей на рельефах обобщены, фигуры их обычно очень приземисты, формы угловаты, голова и ноги человека повернуты в профиль, плечи изображены в фас. Бог или правитель города-государства всегда изображался на рельефах значительно большего размера, чем все остальные персонажи. Одним из интересных произведений раннешумерской скульптуры является мемориальный рельеф с изображением Ур-Нанше, правителя города-государства Лагаша. Он, по-видимому, находился на двери храма, к которой был прикреплен при помощи деревянного или каменного болта.
В верхней части барельефа Ур-Нанше изображен со строительной корзиной на голове — эта сцена символизирует строительство храма. В нижней части правитель показан пирующим. Его фигура превосходит своими размерами окружающих, и этим подчеркивается его главенствующее положение.
Барельеф Ур-Нанше исполнен в характерной для раннешумерского искусства технике невысокого рельефа с суммарной трактовкой деталей, с изображением людей с неестественно большими глазами и клювообразными носами.
(Лувр. Париж: Скульптура. С. 2)
Стела Хаммурапи
Произведений изобразительного искусства Древнего Вавилона до нас дошло немного. К числу лучших относится «Стела Хаммурапи». Она была найдена в 1901 году в Сузах французскими археологами.
Этот монумент является одним из замечательных произведений искусства и одним из первых документов в области права. Высеченный на нем свод законов дает возможность изучить административный и хозяйственный строй Вавилона. Большая часть пространства стелы занята клинописным текстом, в верхней же ее части помещен барельеф. На барельефе представлена сцена вручения земному владыке Хаммурапи знаков власти от бога.
Изображение царя вместе с богом имело огромное политическое значение, так как наглядно проповедовало идею божественного происхождения царя. Хаммурапи стоит перед богом солнца и правосудия Шамашем. Его поза выражает полное смирение. Он одет в платье, мягкими складками ниспадающее вниз, голову его венчает... тюрбан...Бог изображен сидящим на троне, поставленном на пьедестал. Он вручает Хаммурапи символы власти — магическое кольцо и жезл. Из-за плеч Шамаша поднимаются языки пламени, они как бы свидетельствуют о всемогуществе главного бога Вавилона.
(Лувр. Париж: Скульптура. С. 11)
Искусство Ассирии
... В искусстве Ассирии в I тыс. до н. э. появляется жесткий канон. Канон этот не религиозен, как не религиозно было все официальное ассирийское искусство, и в этом принципиальное отличие ассирийских памятников от памятников предшествующего времени. Он и не антропометричен, как античный канон, который исходил из человеческого тела как единицы измерения. Его, скорее, можно назвать
каноном идеалистско-идеологическим, ибо он исходил из представления об идеальном владыке, воплощенном в образе могучего мужа. Попытки создать идеальный образ могучего повелителя встречались уже и раньше, в аккадском искусстве и в период III династии Ура, но они не воплощались столь последовательно и законченно и не были так оторваны от религии, как в Ассирии. Ассирийское искусство было чисто придворным искусством, и, когда погибла ассирийская держава, оно исчезло. Именно канон явился тем организующим началом, благодаря которому ассирийское искусство достигло такого небывалого совершенства. Образ царя становится в нем моделью и образцом для подражания, он создается всеми возможными средствами: чисто изобразительными — облик физически совершенного, могучего человека в подчеркнуто пышном убранстве — отсюда монументальная статичность фигур и внимание к мелким деталям убранства; живописно-повествовательными — когда и в искусстве, и в литературе выделяются темы, восхваляющие воинскую мощь страны и ее создателя, «владыки всех стран»; описательными — в виде анналов ассирийских царей, славящих их подвиги. Некоторые описания в ассирийских анналах производят впечатление подписей под изображениями, более того — тексты царских надписей с рассказами о царских боевых подвигах помещаются прямо на рельефах, пересекая изображение правителя, что при стандартизованном, лишенном всякой индивидуальности изображении было весьма существенно и являлось дополнительным орнаментоподобным украшением плоскости рельефа. Становление канона и выработка твердых правил при изображении царской персоны, равно как и идеологическая тенденциозность всего придворного искусства способствовали сохранению высоких художественных норм при ремесленном воспроизведении образцов и не сковывали творческих возможностей художников-мастеров, когда речь шла не о царской персоне. Это видно по той свободе, с которой ассирийские художники экспериментируют в области композиции и в изображениях животных.