Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2014 в 20:25, доклад
Краткое описание
7 и 8 века нашей эры оказались решающими в истории народов Ближнего Востока. Именно в это время сформировалась третья (после иудаизма и христианства) великая монотеистическая религия – ислам. В качестве новой духовно-политической силы ислам сумел постепенно слить в единой мусульманской общине многие народы трёх континентов и нанести поражение двум враждовавшим между собой могущественным империям – Византии и Персии, причём в ходе борьбы Персия была исламизирована, а Византия лишилась почти всех своих африканских и азиатских владений.
7 и 8 века нашей эры оказались
решающими в истории народов
Ближнего Востока. Именно в это
время сформировалась третья (после
иудаизма и христианства) великая
монотеистическая религия – ислам.
В качестве новой духовно-политической
силы ислам сумел постепенно
слить в единой мусульманской
общине многие народы трёх
континентов и нанести поражение
двум враждовавшим между собой
могущественным империям – Византии
и Персии, причём в ходе борьбы
Персия была исламизирована, а
Византия лишилась почти всех
своих африканских и азиатских
владений.
В 7 веке среди аравийских племён начался
процесс становления государственности.
Одним из самых богатых и влиятельных
племён Аравии было мекканское племя курайш.
Именно в его среде и зародился ислам –
новая «надлеменная» монотеистическая
религия. Политическое объединение Аравии
в результате распространения ислама
привело к образованию арабской нации.
Основоположником ислама и первым его
проповедником был житель Мекки Мухаммад
(да благословит его Аллах и приветствует),
выходец из племени курайш. Родился он
примерно в 571 году в семье небогатого
купца из знатного, но бедного рода хашим.
Аравия была издавна населена семитическими
племенами, предками теперешних арабов.
Часть их жила оседло в оазисах и городах,
занимаясь земледелием, ремеслами и торговлей,
часть кочевала в степях и пустынях, разводя
верблюдов, лошадей, овец и коз. Аравия
была экономически и культурно связана
с соседними странами — Месопотамией,
Сирией, Палестиной, Египтом, Эфиопией.
Торговые пути между этими странами шли
через Аравию. Один из важных узлов пересечения
торговых дорог находился в Мекканском
оазисе, близ побережья Красного моря.
Родо-племенная знать обитавшего здесь
племени корейш (курейш) извлекала для
себя много выгод из торговли. В Мекке
образовался религиозный центр всех арабов:
в особом святилище Кааба были собраны
священные изображения и культовые предметы
разных арабских племен. Были в Аравии
и поселения иноземцев, в частности иудейские
и христианские общины. Люди разных языков
и религий общались между собой, верования
их влияли друг на друга. В IV веке в Аравии
начался упадок караванной торговли, так
как торговые дороги переместились на
восток в Сасанидский Иран. Это нарушило
экономическое равновесие, державшееся
веками. Кочевники, потерявшие доход от
караванного движения, стали склоняться
к оседлому образу жизни, переходить к
земледелию. Возросла нужда в земле, усилились
столкновения между племенами. Стала чувствоваться
нужда в объединении. Это не замедлило
отразиться и в идеологии: возникло движение
за слияние племенных культов, за почитание
единого верховного бога Аллаха; тем более
что евреи и отчасти христиане подавали
арабам пример единобожия. Среди арабов
возникла секта ханифов, чтивших единого
бога. В такой обстановке и развернулась
проповедническая деятельность Мухаммада
(да благословит его Аллах и приветствует).
Первоначально проповеди Мухаммада были
встречены враждебно мекканской знатью,
видевшей в новой религии угрозу своим
наследственным привилегиям. Пророка
пытались заставить отступиться от своего
учения, его даже пытались убить. Спасаясь
от преследований, Мухаммад в 622 году вместе
со своими ближайшими соратниками (мухаджирами)
бежит в Ясриб, жители которого давно враждовали
с мекканцами. По мере утверждения ислама
Ясриб стали именовать «городом пророка»
– Мадинат ан-Наби или просто Медина. Год
хиджры (то есть бегства Мухаммада в Медину)
является началом мусульманского летоисчисления.
Медина
В Медине проповеди пророка имеют большой
успех. Вокруг него группируются его мединские
последователи (ансары, то есть «помощники»,
«приверженцы»). Именно в Медине и возникает
мусульманская религиозная община (умма),
ставшая ядром будущего мусульманского
государства.
Согласно мусульманской богословской
традиции, священная книга ислама Коран
была ниспослана Мухаммаду Богом через
ангела Джибрила (Гавриила) в форме откровений,
которые пророк передал своим соплеменникам
в проповедях.
Коран разделен на 114 глав (сур), а Суры
состоят из аятов (предложений). Самые
короткие Суры содержат по три аята, а
самая длинная (2-я Сура «Аль-Бакара») -286
аятов. Всего в Коране 6666 аятов. Коран открывается
Сурой «Аль-Фатиха», содержащей кратчайшие
и емкие формулировки основ вероубеждения.
По времени ниспослания Суры делятся на
мекканские (610-622гг, 86 Сур ) и мединские
(622-632гг, 28 Сур), которые в большинстве своем
длиннее мекканских. Текст Корана для
удобства делится также на 30 джузов (частей).
Другая часть религиозной литературы
мусульман — это сунна, состоящая из священных
преданий (хадисов) о жизни, чудесах и поучениях
Мухаммада (да благословит его Аллах и
приветствует). Сборники хадисов составлялись
в IX веке мусульманскими богословами —
Бухари, Муслимом и др. Но не все мусульмане
признают сунну; признающие ее называются
суннитами, они составляют значительное
большинство в исламе.
После смерти Мухаммада (да благословит
его Аллах и приветствует) в 632 году начинают
предприниматься попытки собрать воедино
разрозненные части Корана. Первые преемники
Мухаммада, так называемые «праведные
халифы» Абу Бакр и Омар поручили запись
проповедей пророка одному из его сподвижников
– Зайду ибн Сабиту, знавшему их наизусть.
Третий халиф Осман распорядился в середине
7 века выработать единую редакцию Корана,
а все остальные записи уничтожить. Окончательно
отредактированный текст был канонизирован.
На основе Корана и хадисов мусульманские
богословы пытались восстановить биографию
Мухаммада (да благословит его Аллах и
приветствует). Самая ранняя из сохранившихся
биографий составлена мединцем Ибн Исхаком
(VIII век) и дошла до нас в редакции IX века.
Пророк Мухаммад (мир ему)
Мухаммад (да благословит его Аллах и
приветствует) родился почти через шестьсот
лет после вознесения Исуса (570-652 от Рождества
Христова) в Мекке (Аравия). Он жил в то
время, когда его народ пребывал во власти
самого низменного язычества, а в обществе
царили коррупция и разложение. В Аравии
существовали племена и поселения евреев,
но они не распространяли за пределами
своей общины послание о Едином Боге и
ответственности человека перед Ним. Христианство
было расколото на множество разнообразных
враждующих сект, а его оплот, Восточная
Римская Империя (Византия), был в состоянии
упадка.
Когда посреди этого разлагающегося
общества в городе Мекке появился Посланник
с проникновенным, зажигательным призывом
к покаянию и преобразованиям, он бросил
языческим лидерам вызов, который они
не смогли проигнорировать, поскольку
желали сохранить свою власть над людьми.
"Встань и увещай", - таково было послание,
которое доверил ему Бог. Но его увещевание
было встречено с крайней враждебностью.
Сначала он был осмеян и ему был дан отпор,
а затем, вместе с небольшой группой своих
последователей, подвергся оскорблениям,
клевете, пыткам, бойкоту и, в конечном
итоге, угрозе убийства. Язычники использовали
любые средства, чтобы вынудить его оставить
свою миссию, а первых мусульман - отказаться
от Ислама. Однако те были стойкими, ибо
их уверенность в истинности Послания
была столь прочной, что простая угроза
физического ущерба или смерти не могла
заставить их отказаться от веры в него,
распространения его и жизни согласно
ему. Некоторые из первых мусульман умерли
под пытками, другие были вынуждены , дабы
избежать преследований, переселиться
в Абиссинию, страну, которой правил набожный
король-христианин, впоследствии тайно
принявший Ислам.
После тринадцати лет смиренного проповедования
и стойкого перенесения всех этих испытаний
Бог дал Пророку и его последователям
возможность переселиться в город Ясриб
(Медину), находившийся приблизительно
в трехстах милях от Мекки, по приглашению
его жителей, принявших Ислам. Они заверили
Пророка в своей верности и поклялись
жить и, если необходимо, умереть за Ислам.
Маленькими группами мусульмане покидали
Мекку и пускались в путь через пустыню
к городу, который открыл сердце новой
вере. И когда ушли все, Пророк вместе со
своим самым близким другом Абу Бакром
также, наконец, покинул город. Милостью
Божьей им удалось скрыться от язычников,
пытавшихся убить Пророка в Мекке и охотившихся
на него во время его путешествия.
В Медине, находясь далеко от непрерывных
ежедневных преследований мекканских
язычников, Пророк смог сформировать и
организовать свою общину так, как это
было указано ему Богом. Здесь Пророком
были получены части Корана, установившие
законодательство по различным вопросам.
Они были сразу же воплощены мусульманами
в жизнь. Здесь же окончательно оформилось
исламское общество и город-государство
со всеми необходимыми социальными, политическими
и экономическими элементами, ставшие
примером для всех будущих поколений мусульман.
Но даже там Пророк и его община не могли
жить в мире. Их постоянно донимали непрерывные
угрозы и военные вылазки язычников, а
также противодействие и вероломство
групп инакомыслящих в Медине и вокруг
нее. Но мусульманская община, хотя поначалу
и немногочисленная и плохо подготовленная
для сражений, сопротивлялась с таким
мужеством, что приблизительно через девять
лет сама смогла покорить своих врагов
благодаря как военным, так и дипломатическим
действиям. Вместо упреков или мести тем,
кто так жестоко преследовал его и его
сподвижников, Пророк простил даже своих
злейших врагов. И таким образом "открытие"
Мекки произошло без кровопролития. Пророк
вошел в Каабу, священный дом поклонения
Богу, построенный в древности пророками
Авраамом и Исмаилом (мир им), и собственными
руками разбил на куски триста шестьдесят
установленных там идолов, вновь очистив
Каабу для поклонения Одному лишь Богу,
Достохвальному и Возвышенному.
Пророк Мухаммад (да благословит его
Аллах и приветствует) умер годом позже.
Он действительно распространил Послание,
порученное ему Богом, и оставил после
себя два неизменных источника учения
- Священный Коран и его Сунну, то есть
пример собственных деяний, подробности
которых были в течение нескольких лет
в большом количестве собраны посредством
записи устных сообщений, известных как
Хадисы, которые были в точности сохранены
до настоящего времени как второй источник
учения в Исламе после Корана.
После смерти Пророка четверо его самых
близких друзей и сподвижников - Абу Бакр,
'Умар, 'Усман и 'Али (да будет доволен ими
Аллах) - стали лидерами мусульманского
общества и государства, получив титул
Халифат Расулюллах, то есть халифа, или
преемника Посланника Бога. Они управляли
точно в соответствии с требованиями Корана
и примером, который подавал Пророк (мир
ему). После них, однако, политическое устройство
приняло форму наследуемой монархии, что
явилось заметным отступлением от примера
Пророка (мир ему) и первых четырех Праведных
Халифов. В это же время Ислам стремительно
распространялся, доносимый во многие
уголки земного шара теми мусульманами,
чьи жизни и общины были преобразованы
под воздействием их веры. Во время своего
расцвета (700-1600 гг. от Рождества Христова)
под мусульманской властью оказалась
территория от Испании до Филиппин, и когда
Европа была все еще в весьма примитивном
состоянии, свет веры, образование и культура,
излучавшиеся мусульманской цивилизацией,
были поистине маяком набожности, прогресса
и процветания в тогдашнем непросвещенном
мире.
В Коране подчеркивается, что Мухаммад
(да благословит его Аллах и приветствует)
- последний посланник Бога, "Печать
Пророков", а те, кто претендует на это
звание после него, - лжепророк. Но могут
спросить, почему, если Бог направлял посланников
к древним народам, когда в том возникала
необходимость, а человек на этой планете
еще не живет Его учением и потребность
в Его учении сегодня столь очевидна, после
него не должно быть никаких других пророков?
Это так потому, что Коран - окончательное
и полное учение Бога для всего человечества.
Таким образом, он не нуждается ни в поправках,
ни в редактировании, ни в доказательстве.
Кроме того, он был ниспослан, когда человеческие
разум, сознание и способность сохранения
и передачи знаний в письменном виде достигли
полной зрелости. Коран был сохранен слово
в слово, буква в букву в том виде, в котором
был ниспослан, в Коране содержится обещание
Всемогущего Бога охранять его от изменений
вплоть до Последнего Дня, поэтому нет
необходимости в ниспослании другого
учения. Коран завершен и совершенен, и
его принципы и учения сегодня имеют ту
же силу и так же обязательны к исполнению,
как и в то время, когда они были ниспосланы;
ибо хотя стиль и образ человеческой жизни
изменились, Принципы Бытия, природа добра
и зла, собственная природа человека -
это неизменные и вечные истины, которые
никоим образом не затронуты временем
или переменами в человеке.
Кроме этого существует и другая причина
того, что нет необходимости в последующих
посланниках. Помимо учения, сформулированного
в Коране, Ислам располагает еще одним
источником жизнеописания Посланника
Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует).
Ниспосланная Богом Книга содержала учение
Бога, но Книги было недостаточно; нужен
был кто-то, кто воплотил бы это учение
в действие, жил им.
О жизни Пророка (да благословит его Аллах
и приветствует) был сохранен настолько
полный и подробный отчет, как ни о чьей
другой жизни в человеческой истории.
Его совершенно уникальное положение
как получателя откровений от Бога, Достохвального
и Возвышенного, обусловило то, что каждый
поступок и каждая подробность его жизни
вызывала у окружавших его людей величайший
интерес. Поэтому повествования, сохраненные
в книгах Хадисов (изречений Пророка),
касаются всех сторон его жизни, от самых
личных вопросов до ведения войн и государственных
дел. Следовательно, мусульмане в каждом
аспекте своей жизни - следует иметь в
виду, что, согласно Исламу, никакой аспект
человеческого существования не находится
вне религии - имеют перед собой живой
пример лучшего из людей. Как сказала о
нем его жена Айша (да будет доволен ею
Аллах), его поведением был Коран. И при
том, что Мухаммад (да благословит его
Аллах и приветствует) был человеком огромной
духовности и невероятной близости к Богу,
он жил чрезвычайно полной, активной и
насыщенной жизнью, исполняя большое количество
различных и сложных функций. Он был преданным
мужем, отцом и дедом, добрым и ответственным
родственником, преданным и нежным другом,
лидером равно в богослужении и битве,
прекрасным правителем и государственным
деятелем. Для мусульман того времени,
как и для сегодняшних и завтрашних мусульман,
он был, есть и всегда будет образцом: учитель,
наставник, лидер и, кроме того, носитель
Божественного учения, связующее звено
с Богом, а также человек, которого они
любят, чтут и кому подражают более всех
других людей.