Культура Японии в период Хэйан IX – XII вв.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 20:02, доклад

Краткое описание

Период с IX по XII век в Японии характеризуется дальнейшим развитием феодальных отношений, что привело к ослаблению централизованного государства и перестройке системы политического управления.
Постепенно собственность на землю перешла из рук правителя к отдельным феодалам, среди которых выдвинулся могущественный род Фудзивара. Представители этого клана подчинили своему влиянию двор, став на многие годы хозяевами в стране.

Вложенные файлы: 1 файл

Сибирская академия права.docx

— 715.99 Кб (Скачать файл)

Сибирская академия права, экономики и управления.

Институт культуры и искусства.

Доклад

(приложение  к презентации)

Культура   Японии 

 в  период   Хэйан

IX – XII  вв.

Выполнила:

Студентка I курса (заочное),

направление СКД

Жаркова Светлана Викторовна

Иркутск 2013г.

Культура   Японии  в период   Хэйан

IX – XII  вв.

 

Слайд 1

Период  с IX по XII век в Японии характеризуется  дальнейшим развитием феодальных отношений, что привело к ослаблению централизованного государства и перестройке системы политического управления.

   Постепенно  собственность на землю перешла  из рук правителя к отдельным  феодалам, среди которых выдвинулся  могущественный род Фудзивара. Представители этого клана подчинили своему влиянию двор, став на многие годы хозяевами в стране.

 

Слайд 2

Для укрепления своих позиций Фудзивара в 794 году перенесли столицу в провинцию Ямасиро, где были расположены их собственные владения. Основанный ими город Хэйан (современный Киото) почти на четыре столетия стал центром политической и духовной жизни страны, а этап с 794 по 1185 год получил наименование Хэйан (мир и покой).

Но культура этого этапа не была единой. За длительный период своего существования она  претерпела многие изменения.

Ранний  период (или Дзеган, 794-894) ознаменовался перестройкой взглядов и представлений, сложившихся в VII-VIII веках.

 Поздний период (или Фудзивара, X-XII вв.) вошел в историю Японии как время расцвета изысканной столичной культуры, породившей неповторимые в своей самобытности творения поэзии и прозы, архитектуры и живописи.

 

Слайд 3

Религия.

 В первую  половину периода Хэйан возникли первые   религиозные направления японского буддизма – тэндай и сингон.

 

*  В это  же время складывалась и многорелигиозная система, включавшая синто, инь-ян, конфуцианство и буддизм. В сфере влияния синто остались ритуалы, касающиеся предков, и ритуалы, связанные с бытом (рождение, свадьба). Обряд похорон был в ведении буддийских монахов.

 

* Еще одним  направлением буддизма стала секта «дзедо», ратовавшая за упрощение буддистского учения и приспособление его к нуждам простого японского народа. Согласно этому учению, достаточно было произнести: «О милосердный Будда Амида!», чтобы гарантировать себе избавление от грехов.

 

Слайд 4, Слайд 5

Архитектура и скульптура.

В архитектуре  и скульптуре можно выделить два  основных направления в зависимости  от того, какое из религиозных течений  влияло на создание того или иного  архитектурного памятника. Так, первые храмы школ Сингон и Тэн-дай отличаются значительной простотой и скромностью отделки.

Слайд 6

  Далее, подход к окружающему миру стал более  многогранным, более поэтичным отношение к природе.  Появляется выразительность горных монастырей в гармонии с окружающей средой. Главным в них была не монументальность форм, а, наоборот, их неприметность на фоне природы. Построенные на скалах, опираясь своими опорами на горы, они нависали над пропастью, символизируя зыбкость человеческого бытия.

 

Слайд 7

Изменения претерпел  и облик каждого здания. Монастырь  секты тэндай Энрякудзи, возведенный на горе Хиэй, первоначально состоял из трех групп небольших строений, главное из которых имело всего 5 м в ширину и 4 м в глубину. Подобно синтоистским святилищам, они опирались на столбы, перекрывались кровлями из темной кипарисовой коры. Пейзажность горных монастырей подчеркивалась и одиноко возвышающимися среди леса пагодами, покрытыми древесной корой.

 

Слайд 8

В IХ веке наблюдается большое разнообразие внешнего вида пагод: они становятся более изящными и живописными.

   На  основе слияния местных и привнесенных  традиций в их конструкциях  был применен ряд новых решений,  отвечавших нарастающей тяге  к живописности. При монастырях  возникли глинобитные и оштукатуренные реликварии Тахо-то, сочетающие в себе полусферический корпус с четырехскатными крышами, характерными для японских пагод.

 

Слайд 9

Что касается  скульптуры, то для раннего Хэйанского периода было характерно создание скульптуры из одного куска дерева. Получил развитие и особый метод резьбы по дереву – хомбо.

 С начала XI века широкое распространение  получил метод киёсэ, который состоял в том. что скульптура изготовлялась по частям, которые после обработки плотно соединяли друг с другом. Это метод так называемой блочной скульптуры. Считается, что он был разработан и освоен скульптором Дзете. 

 

Слайд 10

Метод киёсэ возник на базе метода сэгура, заключавшегося в том, что статую делали полой, причем постепенно полыми стали делать не только голову и туловище, но и конечности.

 

Слайд 11, Слайд 12

 Живопись

Японская  живопись и графика очень разнообразна не только по содержанию, но и по формам: это настенные росписи, картины-ширмы, вертикальные и горизонтальные свитки, исполнявшиеся на шелке и бумаге, альбомные листы и веера

 

 

 

Слайд 13

Многоцветные  иконы-свитки IX-X веков, заполненные  изображениями демонов, яростных защитников веры, помещавшиеся в темные интерьеры  горных храмов, характеризуются чертами  мистической отвлеченности, сближающими  их со скульптурой.

 

Слайд 14

Попытки создать  схематическое изображение мироздания привели к рождению синтезирующей  алтарной иконы – мандалы понятие об иерархической расстановке всех богов, духов и стихий вселенной. Мандалы писались золотом и серебром на плотном шелке красного или фиолетового цветов.

 

Слайд 15

Все большее  распространение получает светская скульптура, появляются и развиваются  портретные ваяния. Хотя они создавались  по буддистским канонам, все более  заметны в них национальные черты: особенности внешности, одежды, прически и т. п., что говорит о зарождении чисто японского искусства

 

Слайд 16

Литература.

Хэйан принято считать расцветом японской поэзии. В литературе этого периода создается жанр «танка» (5-7-5-7-7). Танка считалась драгоценностью, по умению составлять танка судили о человеке. Выдающимся памятником литературы того времени стала поэтическая антология «Кокинсю», созданная в Х веке, которая становятся обязательным чтением аристократов.

Среди прозаических произведений известность получили «моногатари» (повести). Одним из первых памятников подобного жанра стала «Повесть о старике Такэтори»

Еще одним  направлением развития японской литературы стало появление и развитие романа, первым памятником которого стал роман  «Гэндзи-моногатари», написанный придворной дамой Мурасаки Сикибу. Сюжет представляет собой описание жизни одного из незаконнорожденных сыновей императора Гэндзи, охватывающее почти 70 лет его жизни и жизни страны.

 

Слайд 17

Японское  письмо уже давно базировалось на иероглифах, но теперь к ним добавилась ещё и азбука: катакана, использующая части китайских идеограмм, и хирагана – чисто японская слоговая азбука.

В период Хэйан бумагу делали цветной, украшали тиснением, рисунками и золотым или серебряным напылением.

 

Слайд 18

Благодаря хирагане в Японии начала появляться и распространяться отечественная литература, значительная часть которой была написана женщинами, не знавшими китайского письма в отличие от мужчин того же периода. Лирика современного японского государственного гимна «Кими-га ё» была написана именно в эпоху Хэйан.

Слайд 19

 Развитие столичной культуры на протяжении периода Хэйан повлекло за собой расцвет декоративных искусств.

 

   Предметы  утвари XI-XII веков отмечены печатью  изысканной красоты.

   Усложнение  духовных потребностей и развитие  художественного вкуса сказались,  прежде всего, в изготовлении  вещей, связанных с нуждами  образованных слоев населения.

   В  быту хэйанской знати еще более важное, чем прежде, место заняли лаки. Лак широко применялся в храмовом зодчестве, для покрытия домашней утвари, предметов обихода. Совершенствуется его технология. На первое место выдвигается техника маки-э.

 

Слайд 20

Послесловие

Период с IX по XII век – это период ослабления власти императора и переход ее в  руки феодалов во главе с родом  Фудзивара. Религиозно-философских взглядах японцев происходит ряд существенных изменений. Буддизм превращается в государственную религию и принимает сначала за основу учение эзотерического буддизма, а затем – культ Будды Амиды. Всё это приводит к значительным переменам в архитектуре и, прежде всего в храмовом строительстве, скульптуре и живописи.

В период Хэйан появляются лучшие образцы японской литературы, от стихов до романов и дневников. 

 

Слайд 21

То, что было создано в Японии в эти четыре столетия не утратило своей ценности и в XX в.

 

 

 


Информация о работе Культура Японии в период Хэйан IX – XII вв.