Культура и искусство Передней Азии 2 тысячелетия до н. э. Искусство Сиро-Финикии и Палестины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2014 в 21:42, реферат

Краткое описание

Искусство Сиро-Финикии и Палестины исследовано в меньшей степени, чем искусство других областей Передней Азии.
Крупные торговые центры Сиро-Финикии и Палестины — Сидон, Библос, Угарит стояли на скрещении торговых путей между востоком и западом. За обладание этой территорией боролись цари Египта и Хеттского государства. Уже в начале 1 тысячелетия до н. э. финикийцы совершали очень дальние морские переходы (пытались обогнуть Африку и ходили на север, вокруг Европы).

Вложенные файлы: 1 файл

Искусство передней азии.docx

— 54.58 Кб (Скачать файл)

 

В парадных композициях, изображающих торжественное предстояние царя перед божеством, использовались традиционные приемы: фигуры героев неподвижны и напряжены, детали их внешнего облика не разработаны. Именно в таком, «официальном» стиле выполнена базальтовая стела царя Хаммурапи из Суз. Двухметровая стела, получившая название «Кодекс Хаммурапи» содержит 282 закона, записанных сериями по 20 колонок. В верхней части стелы находится рельефное изображение царя Хаммурапи, предстоящего перед богом солнца Шамашем. Восседающий на троне Шамаш, с языками пламени, вырывающимися из его плеч, вручает Хаммурапи атрибуты царской власти. Царь, одетый в простую тунику, оставляющую одно плечо обнаженным, внимает богу, подняв в знак почтения одну руку. Обе фигуры смотрят друг другу прямо в глаза. Стела придает данному акту божественный характер и превращает законы в наследие богов, подкрепляя тем самым власть и авторитет царя. Стела царя Хаммурапи — символ месопотамской цивилизации. Она является не только произведением искусства, но также историко-литературным памятником и наиболее полным сводом законов древности, предшествующим библейским законам. Тексты, запечатленные на стеле, являются богатейшим источником информации об обществе, религии, экономике, географии и истории того времени.

 

В произведениях искусства, изображающих жизнь обычных людей, изобразительная манера совершенно иная. Примером тому служит небольшой рельеф из Вавилона, представляющий двух музицирующих женщин: та, что стоит, играет на лире, та, что сидит, — на ударном музыкальном инструменте, похожем на тамбурин. Их позы грациозны и естественны, а силуэты изящны. Подобные маленькие композиции с изображениями музыкантов или танцоров — самая интересная часть старовавилонского скульптурного наследия.

 

Оба стиля изображения причудливо соединились в росписях дворца в Мари — крупном городе, находившемся к северо-западу от Вавилона, в XVIII в. до н. э. завоеванном и разрушенном Хаммурапи. Сцены из жизни богов представляют собой строгие, лишенные движения композиции в черно-белых или красно-коричневых тонах. Однако в росписях на бытовые сюжеты можно встретить и живые позы, и яркие цветовые пятна, и даже попытки передать глубину пространства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Искусство Шумера

5 тыс. – 2400 г. до н.э.

 

Шумерские города: Ур, Урук, Лагаш, Киш и др.

Все древние цивилизации начинались с керамических культур. Почему керамическая? Необходима была посуда.

В 5 тыс. до н.э. уже были домашние животные.

 

Керамика. Крестообразную форму образуют 4 обнаженные женские фигуры с развевающимися волосами – свастика (существует с 6 тыс. до н.э.). Символизирует: солнце, звезды, бесконечность, образуя мальтийский крест.

Шахматные поля – горы.

 

 

 

 

 

 

Эбих-иль из г. Мари. Алебастр. Н – 19 см. начальник житниц г.Мари. Вечно молится о благодати.

Вроде детство и примитивизм, но выполняет все социальные и культовые задачи. Система передачи этнических черт: большой лоб, узкие губы. Сомкнутые руки – просьба об умилостивлении.

Инкрустация глаз. Плечи, борода, юбка – разные текстуры материалов.

 

 

Дворец в Мари.

 

 

Аб-У божество из г. Эшнунна.

Известняк, глаза из апсидиана. Бог-отец, всевидящий глаз.

Роскошная растительность – признак плодородия (способность производить все живое).

 

 

Богиня Инана, его жена. Статуи ставили в храмах на приступок вдоль стен.

 

Мастерство исполнения декоративно-прикладных вещей

 

 

Арфа из царской гробницы в Уре. Ок.2600 г.до н.э.

 

 

Резонатор арфы из царской гробницы в Уре. Золото и лазурит. Могучая голова быка великолепна.

 

 

Арфа. Панель с перламутровой инкрустацией.

Человеческими чертами наделены животные. Осел играет на арфе, танцующий медведь… монументальность + ювелирная тонкость.

 

 

Шумеро-Аккадское искусство

2400 – 1997 гг. до н.э.

 

Ок. 2400 г. до н.э. аккадский царь Саргон Древний объединил Шумер, всю Месопотамию и Элам. Центром первого крупного государства Двуречья (Передней Азии) стал город Аккад, расположенный в северной части Южного Двуречья.

 

Правление становится самодержавным, храмовые земли превращаются в царские.

 

 

Голова Саргона Древнего (Аккадского). 23 в. до н.э.

Суровая властная личность.

 

 

Победная стела Нарам-Сина (преемника Саргона Древнего).

Эпос в камне. Ритмичное восхождение на гору царских воинов.

Построчное повествование.

Ясность композиции.

Гордость торжества над врагом.

Над гигантской фигурой царя только звезды.

 

 

Город Лагаш (шумерские земли)

В 22 в. до н.э. правитель города и жрец Гудеа развивает бурное строительство.

Из-за недолговечности кирпича-сырца постройки не сохранились.

В городском храме были найдены более полутора десятка каменных скульптур. Они высечены из диорита почти в натуральную величину.

Впервые в истории Двуречья они созданы монументальными, до двух метров, тщательно отполированы.

Статика и фронтальность постановки фигур, их общая массивность. Шумерцы умели скупыми, но выразительными средствами передавать величие и достоинство человека.

 

 

Статуэтка Гудеа из Лагаша.

 

 

Голова Гудеа.

 

 

Статуя Гудеа.

 

 

Город Ур

Как и в других городах центром Ура являлся храм - зиккурат.

Зиккурат- это высокая башня, опоясанная выступающими террасами и создающая впечатление нескольких башен, уменьшающихся в объеме.

Чередование подчеркивалось раскраской:

- Нижняя терраса была  окрашена черным битумом,

- вторая – облицована  обожженным красным кирпичом,

- третья была побелена.

Уступов зиккурата в последствии делали. Озеленение террас придавало яркость и живописность. Верхняя башня, к которой вела высокая лестница иногда увенчивалась золоченым куполом.

 

Храм – дом божества, которому принадлежал город. Ему полагалось жить на высоте. Поэтому в зиккуратах делали от 3 до 7 трасс.

Кроме обрядов жрецы делали астрономические наблюдения с зиккурата.

 

 

 

 

 

Зиккурат Ур-Намму. Реконструкция.

Величавый зиккурат в Уре, возвышаясь над постройками, выражал идею могущества богов и обожествленного царя.

 

 

Зиккурат Ур-Намму. Реконструкция.

 

 

Искусство Древнего Вавилона

(Старовавилонский период)

Нач. 2 тыс. – до нач. 1 тыс. до н.э.

 

Период наивысшего расцвета Старовавилонской цивилизации - при царе Хамураппи (18 в. до н.э.).

И в том месте, где реки сближались больше всего, на левом берегу Евфрата стоял город Вавилон.

При царе Хаммурапи (1792 – 1750 гг. до н.э.) город объединял под своим главенством все области Шумера и Аккада. Слава Вавилона и его царя гремела во всем окружающем мире.

Величайшей заслугой Хаммурапи стало создание свода законов – конституции.

 

 

Стелла Хаммурапи. Высокий рельеф украшал столб, на котором записаны законы.

Монументальность и живописность. Бог солнца Шамаш вручает царю символы власти (жезл и магическое кольцо).

 

 

Искусство Ассирии

нач. 1 тыс. – кон. 7 в. до н.э.

 

Ассирийцы трансформировали религию, культуру и искусство Вавилоннии, значительно огрубив их, но и наделив новым пафосом могущества, как сделали римляне с греками. Они распространили свое могущество от Синайского полуострова до Армении. Даже сам Египет был завоеван на короткое время ими.

В искусстве – пафос силы, прославление мощи, победы и завоеваний ассирийских властителей.

Период наивысшего могущества: 2-я пол. 8 – 1 пол. 7 в. до н.э.

 

 

Крылатый бык Шеду из дворца Саргона II. 2 пол. 8 в. до н.э. Алебастр.

Величественны и фантастичны. Возвышались у входа во дворец. Быки в тиарах с высокомерными человеческими лицами, сплошь закручены завитки бороды, 5 тяжелых, все под собой попирающих копыт. Охранял царские чертоги. Сбоку – устрашающее тяжестью движение, спереди – грозный покой.

 

 

Ниневия

 

Для ассирийской державы характерна не культовая, а светская грандиозная дворцовая архитектура и светские сюжеты в интерьерных росписях и рельефах.

 

 

Сцены большой царской охоты. Рельеф из дворца Ашшурбанипала в Ниневии. Сер. 7 в. до н.э.

 

 

Фрагмент. Царь на охоте.

 

 

 

 

 

 

Фрагмент. Убитый лев.

 

 

Фрагмент. Раненый лев.

 

 

Фрагмент. Умирающая львица.

 

 

Искусство Нового Вавилона

Кон. 7 в. - 6 в. до н.э. В 539 г. до н.э.

 

В 605 г. до н.э. Ассирия была завоевана и уничтожена Мидией и Вавилонией. Вавилонская башня. Реконструкция. Знаменитая по Библии Вавилонская башня была семиярусным зиккуратом высотой в 90 м. Построена при царе Нимроде. Ассирийский зодчий Арадахдешу.

Святилище посвящалось главному богу Мардуку. Было скорее всего увенчано золочеными рогами. Святилище сверкало голубовато-лиловыми глазурованными кирпичами.

По описаниям Геродота внутри была установлена статуя божества из золота весом ок. 2,5 т.

 

 

 

Зиккурат Этеменанки - Вавилонская башня (макет)

 

 

Вавилонская башня. Художник 18 в.

 

 

Нидерландский художник эпохи Возрождения 16 в. Питер Брейгель Старший. Вавилонская башня. 1563

 

Ко времени правления царя Навуходоносора относятся знаменитые Сады царицы Семирамиды. Археологами найдена система колодцев. Воду на террасы подавали рабы, крутя огромное колесо. Во времена царя Навуходоносора Вавилон - непреступная твердыня. Стены города с бесчисленными башнями так велики, что по ним могли свободно разъехаться две колесницы, запряженные четверкой лошадей.

 

 

Ворота Иштар. Реконструкция. Стены дороги перед воротами Иштар были облицованы голубым глазурованным кирпичом и украшены рельефным фризом.

 

 

Ворота Иштар. Стена с рельефным фризом. Украшены символическими изображениями бога Мардука – драконами.

 

 

Ворота Иштар. Стена с рельефным фризом. Изображено было шествие львов, быков и драконов.

 

 

Орнамент стен дороги Мардука

 

 

Орнамент стен дороги Мардука

 

Вцелом искусство Нового Вавилона не создало нового и оригинального, но повторяло с большей пышностью, порой даже чрезмерной, образцы, созданные древней Вавилонией и Ассирией.

 

 

Династия Ахименидов

Персидская или Иранская империя

539 - 330 гг. до н.э.

 

 

Портрет Дария.

Прежде всего это дворцовое и придворное искусство.

Дворцовые ансамбли в Пасаргадах, Персеполе, Сузах.

 

 

Фрагмент колосса. Голова Дария

 

 

Дарий, Ксеркс и мидиец.

 

 

Военачальники Дария.

 

 

мидийская и персидская гвардии

 

 

Воины из стоколонного зала.

 

 

Голова воина Дария.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Культура и искусство Передней Азии 2 тысячелетия до н. э. Искусство Сиро-Финикии и Палестины