Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 15:24, реферат
Термин «Ренессанс», или «Возрождение», обозначает период европейской истории от начала XIV до конца XVI столетия. Это буквальный перевод французского слова «renaissance» — «возрождение». Первоначально так называли возрождение основных ценностей и художественной культуры классической античности, начавшееся в то время в Италии. Учёные и мыслители XV-XVI веков поставили цель возродить античную образованность и мудрость после долгого культурного упадка и застоя.
Тициан Вечеллио, или Тициан (1488-1578)
— крупнейший ренессансный живописец
Венеции XVI века (чинквеченто), основатель
венецианской колористической живописной
традиции. Он считается одним из самых
блестящих и влиятельных мастеров, входит
в число ключевых фигур в истории западного
искусства. Его творчество, которое постоянно
влияло на развитие европейской живописи,
представляло своеобразную альтернативу
линейной и скульптурной флорентийской
традиции, созданной Микеланджело и Рафаэлем.
Эта альтернатива, не менее мощная и привлекательная,
была полностью и страстно принята Питером
Паулем Рубенсом, Диего Веласкесом, Рембрандтом,
Эженом Делакруа и импрессионистами, она
еще жива и сегодня. Многие картины Тициана
достигают высшего уровня человеческих
возможностей в живописи.
Тициану могут быть достоверно приписаны
около 400 сохранившихся до наших дней картин,
и известно, что в течение своей чрезвычайно
длинной и плодотворной карьеры он написал
множество других, ныне утраченных холстов.
Почти всю свою жизнь, за исключением множества
коротких поездок в другие города, Тициан работал
в Венеции. Он учился у известных живописцев
Джентиле и Джованни Беллини, однако его
стиль сложился в основном под влиянием
Джорджоне. Молодой Тициан полностью освоил
колористику и технику мазка Джорджоне
его и возвышенное, поэтическое видение
пейзажа и живописных фигур. Поэтому до
сих пор продолжаются дебаты по атрибуции
картин, когда возможно или сотрудничество
между старшим Джорджоне и молодым Тицианом,
или полная принадлежность одному или
другому.
Уже при жизни Тициан был признан как великий
живописец. Художественный критик Джованни
Ломаццо в 1590 году объявил его «солнцем
среди малых звезд не только среди итальянцев,
но и всех живописцев мира». Гениальность
Тициана не подвергается сомнению и сегодня.
Он был велик во всех аспектах искусства
живописи. В портретах он блестяще проникал
в человеческий характер. Его религиозные
композиции охватывают полный диапазон
эмоций, от обаяния его юных Мадонн до
трагических глубин последнего «Распятия»
и «Положения во гроб». В основе культуры
Ренессанса лежит возрождение культуры
древнего мира в искусствах и в литературе;
вдохновленный поэзией Овидия, Катулла,
Теокрита, Тициан новаторски возродил
легенды о Греции и Риме в ряде несравненных
живописных шедевров. В картинах на мифологические
сюжеты он передал веселье и энергию древнего
языческого мира; его образы обнажённой
Венеры («Венера и Адонис») и Данаи («Даная
с няней») устанавливают стандарт телесной
красоты и роскошного эротизма, который
никогда не был превзойдён. Другие великие
мастера — например, Рубенс и Никола Пуссен
— порой имитировали его приёмы.
Создателем архитектуры Высокого Возрождения
был Донато Браманте (1444-1514),
который приехал в Рим в 1499, когда ему было
55 лет. Римский папа Юлий II (правил в 1503-13)
назначил Браманте папским архитектором,
и они вместе разработали план замены
старого (IV столетия) собора св. Петра новым
храмом гигантских размеров. Строительство
собора было завершено лишь многие годы
спустя после смерти Браманте с участием
Микеланджело.
5.5.4. Позднее Возрождение
Главным водоразделом в развитии
искусства итальянского Ренессанса
был захват Рима германскими войсками
в 1527 г. и его разграбление. Город
на какое-то время перестал быть покровителем
искусств, и художники разъехались
по городам Италии, Франции и Испании.
Ещё перед смертью Рафаэля (1520) в римском
искусстве начали проявляться антиклассические
тенденции. Трения между христианской
верой и классическим гуманизмом в конце
XVI столетия (чинквеченто) привели к стилю,
называемому маньеризмом.
Маньеризм характерен для периода между
Ренессансом и барокко (ок. 1520 — ок. 1570).
Это не было художественное движение с
определёнными принципами или бунт против
предшествовавших стилей. Напротив, маньеризм
их как бы продолжал — и даже утрировал.
Образцы совершенной манеры, или «стиля»,
современники находили у Микеланджело и
Рафаэля. Более поздние художники, подражая
их достижениям, начали ценить виртуозность
не как средство представления природы,
но как самоцель. Маньеризм высоко ценил
рафинированное изящество и элегантность
— красивую манеру» (maniera), откуда и произошло
название стиля.
К XVII веку слово стало уничижительным.
Советские искусствоведы писали даже
о разрушительном воздействии маньеризма
на искусство.
Сегодня о маньеризме часто пишут, что
это стиль, который акцентировал технические
навыки и причудливые эффекты и вместе
с тем отступил от стандартов классического
искусства. Важным критерием художественных
достижений стала демонстрация виртуозности,
даже самореклама. Художники-маньеристы
часто использовали приёмы, которые первоначально
имели свои выразительные функции, и применяли
их непривычно, так, чтобы демонстрировать
своё мастерство. Изящество этого стиля
и его тенденции абстрагироваться от природы
часто порождали работы исключительной
красоты (например, «Мадонна с длинной
шеей» Пармиджанино и «Мертвый Христос
с ангелами» Россо Фьорентино).
Маньеризм возник в Риме, но быстро распространился
по всей Италии в работах Джулио Романо
и Перино Де Вага. У истоков маньеризма
были живописцы Якопо Каруччи Понтормо,
Пармиджанино и Россо (Россо Фьорентино).
Россо (Россо Фьорентино) уехал из Рима
в 1530 г., получив приглашение оформлять
дворец Фонтенбло; он принёс стиль во Францию.
К 1540 году маньеризм стал европейским
явлением. Он оставался преимущественно
итальянским стилем, но Жан Гужон развил
непосредственно французский маньеризм,
а в Нидерландах Хендрик Гольтциус приспособил
его к фламандской традиции. В северной
Европе Альбрехт Альтдорфер примирил
маньеризм с поздним готическим искусством.
Влияние маньеризма часто заметно в творчестве
живописцев, которые не принимали его
искренне. Сюда относятся Якопо Понтормо,
Тинторетто и эль Греко.
Маньеристская скульптура достигла пика
виртуозности в бронзовых фигурах Джованни
да Болонья и Бьенвенуто Челлини.
Характерная для маньеризма любовь к художественному
оформлению, оторванному от функции, и
восхищение неисчерпаемой изобретательностью
характеризуют итальянскую архитектуру
середины XVI столетия (чинквеченто). В работах
Джорджо Вазари и Бартоломео Амманати
(Флоренция, 1550-60-е гг., дворцы Уффици и
Питти) использованы элементы классической
архитектуры для неожиданных декоративных
эффектов, безотносительно к их первоначальному
назначению. Самого яркого выражения маньеризм
достиг в творчестве Джорджо Вазари и
Джованни да Болонья.
В то же время в северной Италии и в северной
Европе продолжали создаваться великие
произведения искусства, вдохновляемые
духом Ренессанса.
По-видимому незатронутые кризисом маньеризма,
северные итальянские живописцы типа
Корреджо (1494-1534) и Тициана (1488/90-1576) продолжали
без видимых конфликтов воспевать и Венеру,
и Деву Марию. Техника масляной живописи,
введённая в северной Италии Антонело
да Мессина и быстро принятая венецианскими
живописцами, которые не могли использовать
фреску из-за влажного климата, оказалась
особенно подходящей к жизнерадостной,
любящей удовольствие культуре Венеции.
Череда блестящих живописцев — Джованни
Беллини, Джорджоне, Тициан, Тинторетто
Веронезе — развивала лирический венецианский
стиль живописи.
5.5.5. Музыка Возрождения
Музыка Ренессанса отличалась
от стиля позднего Средневековья, который
ей предшествовал, бльшим мелодичным и
ритмичным единством, увеличенным
диапазоном и структурой, подчинением
гармоническим принципам. После 1500
г. этот интегральный стиль, создавший
свои собственные вокальные и
инструментальные идиомы, под влиянием
гуманизма все более и более
направлялся на выражение текстов.
Сикстинский хор, который пел
во время папских служб, притягивал
музыкантов и певцов из всей Италии
и северной Европы. Среди самых
известных композиторов, которые
работали в нём, были Жоакин Депре (1445-1521)
и Палестрина (1525-84).
С 1600 в гармонии стала доминировать полифония,
и инструментальная музыка была освобождена
от форм и стилей вокальной музыки. С этого
времени музыкальный стиль Ренессанса
был оттеснён новым стилем — барокко.
5.6. Северное Возрождение
В течение XV столетия памятники
и философия античности были признаны
в Европе классикой. Чтобы их изучать,
в Италию приезжали студенты из многих
европейских стран. Поэтому гуманизм
распространился на север от Альп
во все страны западной Европы. Итальянской
художественной культуре, даже одежде
итальянцев и дизайну мебели, подражали
во Франции, Испании, Англии, Нидерландах
и Германии. Изобретение книгопечатания
создало условия для
Первыми среди северных гуманистов были
Эразм Роттердамский (Дезидериус Эразмус)
в Нидерландах и Джон Колет (около 1467-1519)
в Англии. «Похвала глупости»
(1509) Эразма Роттердамского воплощала
мораль гуманизма с её требованиями искренней
религиозности и нравственности в противоположность
формальному благочестию. Однако на севере
ценности Ренессанса были преобразованы.
Когда северные гуманисты применяли разработанные
в Италии критические методы к изучению
Нового Завета, они закладывали первые
камни в фундамент религиозной Реформации.
Интеллектуальный подъём, осуществлённый
северными гуманистами, подготовил Реформацию.
Художники северной Европы в XV столетии
мало обращались к античным источникам
и не выказывали склонности к разработке
теорий живописи, которые был характерны
для итальянского искусства. Ян ван Эйк, выдающийся
мастер нидерландской школы, первым сумел
полностью раскрыть потенциал новой техники
масляной живописи. В его шедеврах «Гентский
алтарь» (1432) и в портретах, например, свадебном
портрете Джованни Арнольфини и его жены
(1534), эта техника используется с предельной
изощрённостью для передачи мелких подробностей,
тонких структур и световых эффектов.
Рогир ван дер Вейден,
известный портретами и алтарными образами
типа «Снятия с Креста» (1439-43), работал
в более идеалистическом русле, придавая
своим композициям монументальность и
эмоциональную интенсивность.
Вполне соответствуют духу Ренессанса
работы Хьюго ван дер Гоэса,
работавшего в Генте и Брюгге. Его «Алтарь
Портинари» (1474-76), написанный для флорентийской
церкви Сан Эджидьо, знакомит итальянских
художников с живым реализмом нидерландской
техники масляной живописи.
Ближе по духу флорентийцам кватроченто
был немецкий живописец Альбрехт Дюрер (1471-1528),
который экспериментировал с оптикой
и изучал природу. Посредством гравюр
на меди и на дереве Дюрер распространил
свой мощный синтез Ренессанса и
стилей северной готики на западный мир.
Гуманизм стал принципом творчества художников Ганса Гольбейна
Младшего (1497-1543), Лукаса Кранаха Старшего
(1472-1553).
Испытала влияние гуманизма немецкая
литература. Её выдающимся представителем
был Иоганн Рейхлин
(1455-1522), создатель знаменитого сатирического
памфлета «Письма темных людей». Широко
известны были Ганс Сакс (1494-1576),
автор назидательных басен, песен, шванков,
драматических произведений, и Иоганн Фишарт
(1546-1590) — памфлетист, последний представитель
немецкого Возрождения.
Не остались в стороне и другие страны
Европы.
В Испании стали популярны рыцарские и плутовские
романы, своеобразным эхом которых
стал великий «Дон-Кихот» Мигеля де Сервантеса (1547-1616). Лопе де Вега (1562-1635)
написал более чем 1800 драм, в том числе
«Собаку на сене», «Учитель танцев». В
живописи работали Эль Греко (1541-1614) и Диего Веласкес (1599-1660).
Во Франции в начале XVI в. Франсуа Рабле (1494-1553)
создал сатирический роман «Гаргантюа
и Пантагрюэль». Поэты Пьер де Ронсар (1524-1585)
и Жоакен Дю Белле
(1522-1566) возглавляли литературное направление «Плеяды». Мишель де Монтень (1533-1592)
написал «Опыты» — эссе на философские,
исторические, этические темы. В этих очерках
развивались идеи гуманизма и рационализма,
опытному знанию отдавался приоритет
перед схоластикой.
В Англии работал Шекспир.
Особое место занимает живопись голландца Иеронимуса Босха (ван
Аакена), чьи образы как бы взяты из галлюцинаций,
часто изображают с натуралистическими
подробностями адские муки и невероятных
монстров. Когда практически все художники
стремились воспевать красоту и благородство
человека, такая тенденция как бы плохо
вписывается в общий контекст.
В целом радикальное изменение художественных
традиций, которое имело место на севере
Европы в течение XV и XVI столетий, безусловно
вписывается в рамки Возрождения.