Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 15:30, доклад
Как говорил в своём стихотворении Осип Мандельштам «Дано мне тело – что мне делать с ним?..» В самом деле, у каждого человека есть тело, но у каждого оно различно и вариантов масса. И, что самое главное, о чём также упомянул в своем стихотворении Мандельштам, человек так и не понял толком, как ему к своему телу относиться. Может быть, поэтому с давних пор к изображению человеческого тела было особое отношение, особый интерес?..
Культ тела в изобразительном искусстве.
Как говорил в своём стихотворении
Осип Мандельштам «Дано мне тело
– что мне делать с ним?..»
В самом деле, у каждого человека
есть тело, но у каждого оно различно
и вариантов масса. И, что самое
главное, о чём также упомянул
в своем стихотворении
Века сменяли друг друга, приходили
новые поколения и взгляды
менялись, но нельзя не заметить одну общую
тенденцию: что было важным в предшествующий
век, единым разом отметалось в новом
веке, а прямо противоположное
возносилось до необыкновенной высоты.
Это легко заметить, если обратиться
к истории мировых культур
и проследить изменения в тематике
искусства, а конкретно, в изображении
обнажённого человеческого
В далёкие первобытные времена изобразительное искусство было неотъемлемой, если даже не сказать, необходимой частью повседневной жизни. Оно было своего рода магическим ритуалом. Самые первые изображения – отпечатки человеческих ладоней – служили своеобразным знаком, подобно тем, что оставляют животные: эта территория моя. Человек был неразрывно связан с природой, был единым с ним организмом, неотделимой от неё частью. Именно поэтому всё, что относилось к миру природы, человек относил и к себе. Почему, например, в первобытные времена почти не было изображений человека? До нас дошли целые пещеры – Ласко, Монтеспан, Ориньяк, Альтамира, Капова пещера – с изображениями животных, выполненных по всем законам анатомии, но изображения людей в них редки и весьма схематичны. Ответ довольно прост: изображая животное раненым, человек считал, что ранил его буквально (как в магии Вуду), как же при таком раскладе он мог не бояться, что если его изображение поцарапает когтями или рогом животное, это не отразится на нём самом?..
В следующей затем яркой
Всем известный мир Древней
Греции отказался от мрачных, ориентированных
на загробный мир взглядов Древнего
Египта. Актуальным стало жить одним
днём, радоваться окружающему миру
и более всего – самому себе.
Греки считали себя избранным, прекрасным
народом, красота тела стала объектом
любования, восхищения, а стремление
к красоте тела – одной из главных
целей в жизни. Существовал повсеместный
принцип «калокагатии» –
Подобные традиции изображения человека продолжил и Древний Рим с одним лишь отличием: в «моду» вошло портретное сходство, бюсты предков были обязательной составляющей интерьера дома каждого уважающего себя и свою семью человека. Так же при помощи лёгких свободных одежд смягчилось откровенное обнажение греков: римляне были менее легкомысленны и более сдержаны в обычной жизни, так как полностью обнажённое тело всегда считалось признаком свободы от каких-либо правил и обязательств. Красота тела становится своеобразным признаком власти, силы и непобедимости.
Пришедшие на смену Средние века с ожесточением попрали предшествующие идеалы. Христианство обернуло человечество внутрь себя, на первое место была поставлена душа, и именно красота души стала центром внимания. Красота обнажённого тела презиралась и считалась «дьявольским искушением», способным погубить душу, поэтому в искусстве изображение обнажённого тела использовали либо чтобы показать бедность, либо чтобы подчеркнуть страдания и муки, и это было отнюдь не красивым с общепринятой точки зрения. В России этого времени на иконах вообще отсутствовало даже понятие «обнажённое тело».
Эпоха же Возрождения сразу
Эпоха Просвещения обратила свой взор вновь на внутренний мир человека, а точнее – на его мысли, разум, переживания. Она, а также следующие вместе с ней и за ней романтизм, декаданс, модерн, неоклассицизм оставили изображения обнажённого тела исключительно для мифологических сюжетов Древней Греции и Рима и всякого рода аллегорий. На первом месте было нравственное воспитание, а не распущенность, сдержанность, а не откровенность. Эти традиции в некоторой степени нарушил Дега во второй половине XIX века своей серией картин, выполненных пастелью и изображающих обнажённых женщин за будничными занятиями: купанием, туалетом, однако его бытовые сценки не вызывают ничего, кроме восхищения мастерством художника использовать возможности материала. Тело в искусстве перестает быть объектом необыкновенного восхищения как таковое, оно становится частью искусства.
Грозный XX век вновь переосмыслил все ценности. Вторая Мировая война разделила век на «до» и «после». На Западе огромный отпечаток на формирование искусства наложил всё больше развивающийся капитализм, Россия скрылась за «железным занавесом»… Всё более развивающееся искусство фотографии стало теснить привычные живопись и графику. Изображение обнажённого тела практически ушло на это время из искусства, главенствующее положение занял бытовой жанр, реализм, наравне с различными «пробами» нового: супрематизмом, конструктивизмом, сюрреализмом…
Прочитайте отчет о поездке в Каир к египетским пирамидам в блоге о путешествиях.
Чем же является «ню» в современном
мире? Очевидно, что сейчас отношение
к обнажённому человеческому
телу неоднозначно. Идеи свободы слова,
мысли и выбора дали развитие множеству
направлений «ню» в современном
искусстве, а сексуальная революция
70-х, пришедшая в нашей стране
на смену «в Советском Союзе секса
не было», стала катализатором этого
процесса. Нельзя сказать точно, какое
из направлений превалирует –
характерно ли для нашего времени
здоровое, спортивное тело или тело
типа Твигги, эфемерное и невесомое,
тело формата «унисекс» или
Наталья Семенова