Лаокоон, или О границах живописи и поэзии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 12:22, лекция

Краткое описание

Готхольд Эфраим Лессинг - немецкий драматург, теоретик искусства и литературный критик-просветитель. На основе анализа произведений искусства создал трактат "Лаокоон, или О границах живописи и поэзии", вошедший в сокровищницу мировой эстетической и критической мысли.

Вложенные файлы: 1 файл

лессинг.doc

— 36.50 Кб (Скачать файл)


"Лаокоон, или О границах живописи и поэзии"

Готхольд Эфраим Лессинг - немецкий драматург, теоретик искусства и литературный критик-просветитель. На основе анализа произведений искусства создал трактат "Лаокоон, или О границах живописи и поэзии", вошедший в сокровищницу мировой эстетической и критической мысли.

В трактате «Лаокоон», посвященном известной античной скульптурной группе, Лессинг определяет границу между двумя видами искусства – живописью и поэзией. Он разделяет все виды искусства на пространство и время. Живопись он относит к пространственным видам искусства, так как она изображает предметы, которые находятся рядом. Поэзию к временным, поскольку она изображает события в движении, т.е. в их временной последовательности. Разница состоит в том, что живописец фиксирует какой-то момент действия, располагая один предмет подле другого, а поэт описывает действия в их временной последовательности, в движении. Подобный подход ориентировал художников слова не на описание, а на проникновение в психологию, изображение чувств и страстей.

Трактат «Лаокоон» тесно связан с борьбой за новые пути развития, как самой Германии, так и ее искусства. Поиском новых путей искусства продиктована полемика Лессинга на страницах трактата с концепцией прекрасного Й. Й. Винкельмана, который считал наличие эффекта покоя важнейшим признаком красоты. Лессинг отстаивал, в сущности, просветительскую концепцию человека в искусстве. Автор «Лаокоона» отстаивал идеал деятельного человека, обращал внимание не на постоянность, а на изменение человеческой природы, ее гибкость. Из такого подхода вытекали дальновидные выводы. Эталоном прекрасного могли служить не только проверенные временем образцы античного искусства, которые, вне сомнения, имеют эстетичную ценность, здесь Лессинг был согласен с Винкельманом, но не меньшую художественную ценность может создать и современность. В сущности, Лессинг отстаивал расширение сферы искусства и прав художника в изображении мира и человека, эстетическую ценность будничного и современного, указывал на реальные пути к демократизации литературы.

Лессинг настаивал на активной, волевой роли искусства. Его сочинение, в сущности, было направлено против описательности и созерцательного характера поэзии. Оно произвело огромное впечатление на современников и совершило подлинный переворот во взглядах на искусство. Гете в своих воспоминаниях писал:

«Надо превратиться в юношу, чтобы понять, какое потрясающее впечатление произвел на нас Лессинг своим «Лаокооном», переселив наш ум из области печальных и туманных созерцаний в светлый и свободный мир мысли. Фальшиво толковавшееся до тех пор было отброшено в сторону, и разница между искусствами пластическими и словесными объяснена».

Поэтому трактат "Лаокоон", вышедший в свет в 1766 году, является одним из самых значительных памятников  эстетической мысли эпохи западноевропейского Просвещения.

 



Информация о работе Лаокоон, или О границах живописи и поэзии